ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Advertisements

Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Москва, 2011 г. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Руководитель управления Владимир Васильевич Рохмистров.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Антимонопольные требования. Практика применения. начальник отдела контроля за размещением заказов Е.В. Быкова Свердловское Управление Федеральной антимонопольной.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
Администрация города Волгодонска Тема семинара: « Нарушения, выявленные в ходе проверок за II полугодие 2015 года »
Мероприятия по противодействию коррупции г. Калининград Для просмотра слайдов нажмите F5.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЧАСТИЕ В КАРТЕЛЕ.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
О работе ФАС России по противодействию картелям в 2012 году Андрей Цариковский, статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Москва, 3 апреля.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
ЦЕЛЬ ЦЕНТРА: ИЗУЧЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, А ТАКЖЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Государственных органов и органов местного самоуправления, их.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Транксрипт:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

2 Важность взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов ФАС России осуществляет контроль за: соблюдением антимонопольного законодательства (защита конкуренции); осуществлением государственных закупок; тарифами и деятельностью естественных монополий; распределением на конкурентной основе собственности, ресурсов, прав; соблюдением законодательства в сфере рекламы; осуществлением иностранных инвестиций; соблюдением законодательства в сфере гособоронзаказа.

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ СОЗДАНЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОТВРАТИМОСТИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1. Межведомственная рабочая группа ФАС России и МВД России В состав рабочей группы входят представители ФАС России, ГУЭБиПК МВД России и СД МВД России. 2. Межведомственная рабочая группа Следственного комитета и ФАС России В состав рабочей группы входят представители СК России и ФАС России. 3

Статья 15: Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» Статья 16: Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия с участием органов власти Статья 17: Антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен на товары Часть 1 статьи 11: Запрет на картели Уголовный Кодекс РФ Статья 285: Злоупотребление должностными полномочиями Статья 178: Недопущение, ограничение или устранение конкуренции Статья 204: Коммерческий подкуп Статья 210: Преступное сообщество Статья 286: Превышение должностных полномочий Кодекс РФ об административных правонарушениях Часть 1 статьи 14.32: Заключение хоз субъектами ограничивающего конкуренцию соглашения Часть 3 статьи 14.32: Заключение органами власти ограничивающего конкуренцию соглашения Статья 14.9: Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления Статья 169: Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Соотношение норм антимонопольного, административного и уголовного законодательства 4 Статья 290: Получение взятки

Картель – это противозаконное соглашение (сговор) между конкурентами, которое приводит или может привести к 5 видам последствий, являющихся наиболее опасными для экономики Картель – соглашение между конкурентами о: ценах; участии в торгах; разделе рынка; создании дефицита; бойкоте. Что такое «картель»? 5

При работе с правоохранительными органами ФАС России руководствуется следующими положениями: Картель – единственное преступление в сфере экономики, которое изначально определено как преступление, совершаемое группой лиц; Зачастую картель имеет признаки организованной группы либо преступного сообщества. Взаимодействие с правоохранительными органами 6

7 Важность взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов Ежегодно ФАС России выявляет до 200 картелей (большая часть - сговоры на торгах). К административной ответственности за картели привлекаются тысячи юридических лиц, совокупная сумма штрафов достигает 3-4 миллиардов рублей в год. При этом уголовных дел по ст. 178 УК РФ возбуждаются единицы. Штрафы за картели не так эффективны как реальная уголовная ответственность!

ФАС РоссииМВД России принято решений о нарушении ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (картели) кол-во дел по ст КоАП возбуждено уголовных дел по ст. 178 УК РФ Направлено уголовных дел в суд 2011 год год год год Правоприменительная практика по статье 178 УК РФ Результативность работы по привлечению к ответственности участников картелей: -административная ответственность – ФАС России; -уголовная ответственность – МВД России. МВД России фактически не ведется работа по привлечению участников картелей к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ 8

изменения: ФЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО СТАТЬЕ 178 УК РФ 9

10 Важность взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов Ежегодно ФАС России: -принимает несколько тысяч решений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов власти (ст. 15 Закона о защите конкуренции); -принимает несколько сотен решений по делам об антиконкурентных соглашениях с участием органов власти (ст. 16 Закона о защите конкуренции); - рассматривает десятки тысяч дел о нарушениях в сфере госзаказа, при этом около 40% жалоб обоснованы. Экономия бюджета за 7 лет действия закона составила около 1,3 триллиона рублей. Потенциально каждое дело в отношении чиновников, ограничивающих конкуренцию – может стать уголовным делом по ст. 169, 285, 286 УК РФ.

Существо дела: ООО «Новомост-53» и ООО «СК Балтийский регион» заключили и исполнили устное соглашение (картель), направленное на поддержание цен на аукционе на право заключения госконтракта по строительству мостового перехода через реку Перехода (цена контракта 21 млн руб.). Также ГОКУ «Новгородавтодор» (заказчик) координировал деятельность участников аукциона и создал ООО «Новомост-53» преимущественные условия участия. Поводом для антимонопольного расследования стали документы и информация, полученные из Следственного управления СК РФ по Новгородской области. Уголовная ответственность: Новгородское УФАС России вынесло решение о нарушении АМЗ, материалы были переданы СУ СК России по Новгородской области и с обвинительным заключением направлены в суд. Новгородский районный суд признал: - первого заместителя начальника управления ГОКУ «Новгородавтодор» виновным в совершении ряда преступлений, в том числе по ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ. - учредителя и директора ООО «Новомост-53» виновным в совершении ряда преступлений, в том числе по ч. 2 ст. 178 УК РФ. Приговоры суда не обжаловались и вступили в законную силу. «НОВГОРОД» 11

12 Существо дела: Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое привело к устранению конкуренции при проведении Министерством транспорта Российской Федерации в 2011 году конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение НИР по теме «Разработка научно- обоснованных предложений по созданию системы подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности с учетом специфики различных видов транспорта в рамках исполнения Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», и участия в нем. В ходе рассмотрения дела было установлено, что победа МИИТ в конкурсе на право заключения контракта, была обеспечена путем привлечения МИИТ к разработке технического задания (т. е. представления МИИТ преимущественных условий участия в Конкурсе), выставления победителю высоких оценок, а также выставления заявкам других участников Конкурса необоснованно заниженных оценок. Судебная защита: суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали решение ФАС России. Административная ответственность: Наложен штраф в размере более 5 млн. рублей. Примечание: Дело расследовалось в тесном взаимодействии с ФСБ и СКР. «МИНТРАНС»

Существо дела: ООО «Акваресурс-ДВ», ООО «Тайфун» и ООО «Комета» заключили антиконкурентное соглашение (картель), которое привело в 2012 году к поддержанию цен на торгах Приморского управления Росрыболовства по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов (краба волосатого четырехугольного, краба синего, краба камчатского) в подзоне Приморье. Картель мог привести к разделу товарного рынка добычи и реализации ВБР по составу продавцов и объему продажи товара и создал препятствия доступу на этот рынок другим хозсубъектам. Административная ответственность: Возбуждено 3 дела. Наложено штрафов на сумму более 245 млн. руб. Судебная защита: Ответчики обжаловали решение ФАС России. Рассмотрение дела в суде первой инстанции завершено в пользу ФАС России. Уголовная ответственность: СУ СК по Приморскому краю возбудило в отношении Дремлюги Д.В., Боровской М.С., Иванкова А.Е. уголовные дела по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 286 УК РФ. После вынесения года ФАС России решения о нарушении антимонопольного законодательства, материалы по делу переданы в СУ СК по Приморскому краю, которое возбудило 3 уголовных дела в отношении Дремлюги Д.В., Боровской М.С., Иванкова А.Е. по признакам преступлений, предусмотренных п. «а, в» ч. 2 ст. 178 УК РФ. В настоящее время уголовное дело в отношении Иванкова прекращено по амнистии, Дремлюга и Боровских объявлены в розыск. 13 «КРАБ»

Существо дела: Префектура СВАО г. Москвы, ООО «ПАБЛИСИТИ-БИЛДИНГ проект 2» и РБОФ «Паблисити» заключили и исполнили соглашение, целью которого являлось устранение конкуренции на торгах на выполнение работ по капитальному ремонту спортивных площадок на территории СВАО г. Москвы на сумму более 100 млн рублей. ООО «ПАБЛИСИТИ-БИЛДИНГ проект 2» и ООО «Дельта строй» заключили соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах. Поводом для антимонопольного расследования явилось обращение СУ СК по Северо-Восточному округу г. Москвы. Административная ответственность: Наложено штрафов на общую сумму более 15 млн. рублей. Судебная защита: Суд апелляционной и кассационной инстанции поддержал решение антимонопольного органа. Уголовная ответственность: 30 июля 2012 года СУ СК по СВАО г. Москвы возбудило в отношении должностных лиц префектуры СВАО г. Москвы и ООО «ПАБЛИСИТИ-БИЛДИНГ проект 2» уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ, материалы дела направлены в ФАС России года ФАС вынесла решение о нарушении АМЗ, которое передано в СУ СК по СВАО г. Москвы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ. Проведено обсуждение дела на заседании рабочей группы СК России и ФАС России. Ход расследования взят на контроль ЦА СК России. 14 «ПРЕФЕКТУРА СВАО Г. МОСКВЫ»

Существо дела: Минздрав Республики Саха (Якутия), ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница 2 – Центр экстренной медицинской помощи», ООО «Сименс», Diatech S. A. (Швейцария), ЗАО «Диатех АГ», ООО «РОСТ МЕД» заключили и исполнили соглашение, которое привело к устранению конкуренции на торгах по закупке медицинской техники. В результате действий участников соглашения, медицинское оборудование стоимостью 102,99 млн рублей было поставлено по цене 378,05 млн рублей. Поводом для антимонопольного расследования явились документы и информация, полученные из СУ Следственного комитета РФ по РС (Я). Административная ответственность: Наложено штрафов на сумму более 61 млн. руб. Судебная защита: Суд апелляционной инстанции не поддержал решение ФАС России. ФАС России подана кассационная жалоба. Уголовная ответственность: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) возбудило уголовное дело по обвинению бывшего Министра здравоохранения РС(Я) в совершении им при производстве закупок медицинского оборудования преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 286 и ч.4 ст. 160 УК РФ. Решение ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства передано в СУ СК России по РС(Я) СУ СК России по РС(Я) предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – с связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. 15 «ЯКУТИЯ - СИМЕНС»

Существо дела: В марте 2015 года ФАС России из МВД России поступили копии материалов уголовного дела, содержащие информацию о проведении конкурсов на право заключения государственных контрактов по реконструкции, строительству и оснащению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Вместе с материалами уголовного дела в ФАС России из МВД России поступил запрос о даче заключения специалиста о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства. ФАС России было подготовлено заключение специалистов, в котором был сделан вывод о наличии признаков нарушения АМЗ в материалах уголовного дела. На основе заключения следователем предъявлено обвинение. В июле 2015 года ФАС России было возбуждено дело в отношении Росграницы, ФГУ «Росгранстой», ЗАО «Рос ТрансСтрой» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. 2 ноября 2015 года ФАС России вынесла решение и признала Росграницу, Росгранстрой и ЗАО «Рос ТрансСтрой» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Решение направлено следователю для приобщения к материалам дела. 16 «РОСГРАНИЦА»

Существо дела: Ростовским УФАС России были получены материалы уголовного дела, поступившие из СУ ГСУ СК России, а также материалы оперативно-розыскных мероприятий, проведенных УФСБ России по Ростовской области. По полученным материалам Ростовским УФАС было подготовлено и передано следователю заключение специалиста о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. 14 мая 2015 года Ростовским УФАС России отдел капитального строительства Администрации Каменского района, ООО «Визирь», ООО «Юг-Строй-Контроль» признаны нарушившими ст. 16 Закона о защите конкуренции - антиконкурентное соглашение при проведении конкурса на выполнение работ по строительству детского сада. Копия решения Ростовского УФАС России была направлена в следователю для приобщения к материалам уголовного дела, выводы антимонопольного органа был использованы при доказывании по уголовному делу. 10 августа 2015 года Каменский районный суд Ростовской области признал главу Каменского района Ростовской области Н.Б. Кольжанова виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ и назначил наказание в виде 1 года 4 месяцев лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на 2 года. Решение антимонопольного органа и приговор суда вступили в законную силу! 17 «РОСТОВ»

Существо дела: В 2006 году дальневосточные предприятия, добывающие минтай организовали картель по установлению цен, регулированию объемов добычи минтая и реализации продукции из него. К созданию и деятельности картеля имели отношение иностранные предприятия (КНР). Для руководства деятельностью картеля была создана Ассоциация добытчиков минтая (АДМ). Участниками картеля были признаны 26 компаний. АДМ была признана виновной в незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Административная ответственность: Участникам картеля назначены штрафы на общую сумму более 120 млн рублей. Судебная защита: Арбитражные суды в трёх инстанциях поддержали решение ФАС России. Уголовная ответственность: 15 февраля 2013 года материалы по делу переданы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ. Неоднократно ГУ МВД России по ДФО и Приморское ГУВД выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Уголовное дело по данному факту по настоящее время не возбуждено. 18 «МИНТАЕВЫЙ КАРТЕЛЬ»

19 Существо дела: НО «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» и Россельхознадзор заключили соглашение, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок поставок норвежской рыбы в Россию и устранению с него хозяйствующих субъектов. Группа лиц в составе ОАО «Группа компаний «Русское море», ЗАО «Русская рыбная компания» и ООО «Русское море Калининград»; группа лиц в составе ЗАО «ИТА Северная Компания», ООО «СК Рыба» и ЗАО «СК Ритейл»; ООО «Профи Бизнес»; ООО «Северная Компания Калининград»; ЗАО «Атлант - Пасифик» создали картель по разделу рынка поставок норвежской рыбы в Россию по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов. Ассоциация координировала этот картель. Административная ответственность: Назначено штрафов на сумму более 218 млн рублей. Судебная защита: Ответчики обжаловали решение ФАС России. В настоящее время инициировано кассационное рассмотрение в Верховном суде РФ. Уголовная ответственность: 17 июля 2013 года материалы в отношении должностных лиц хозяйствующих субъектов направлены в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ, в отношении должностных лиц Россельхознадзора – в СК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 286 УК РФ. Уголовное дело по данному факту по настоящее время не возбуждено. «РЫБА. НОРВЕГИЯ»

Существо дела: Картель по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для МВД действовал на протяжении нескольких лет и объединял фактически все компании (32 юридических лица), действующие на этом рынке. Наряду с документами, обнаруженными в ходе внезапных внеплановых проверок, были использованы результаты экспертизы добросовестности поведения участников аукционов и два заявления об освобождении от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье КоАП РФ, поступившие в ФАС России от нескольких участников картеля. Схема работы картеля выглядела так: участники сговора подавали заявки на интересующие их лоты, затем делили их между собой, в том числе, используя некие «квоты», на торгах по каждому лоту один заранее определенный «собранием» участник побеждал по максимальной цене при неучастии остальных. Административная ответственность: Наложено штрафов на общую сумму около 15 млн рублей. Судебная защита: Решение ФАС России было поддержано апелляционным судом. Рассмотрение дела завершено в пользу ФАС России. Уголовная ответственность: 20 ноября 2012 года материалы по делу переданы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ. Уголовное дело по этому факту по настоящее время не возбуждено. 20 «ВЕЩЕВОЕ ИМУЩЕСТВО ДЛЯ МВД»

Существо дела: Крупнейшие российские мясокомбинаты заключили и реализовывали антиконурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах на поставку мясопродуктов для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Инициатором антимонопольного расследования стал Рособоронзаказ. Торги по каждому из лотов проходили по одному сценарию: участники торгов дожидались снижения «шага аукциона» с 5 до 0,5 % от начальной цены лота, после чего заранее определённый участник картеля давал единственное ценовое предложение равное 99,5% от начальной цены контракта. Административная ответственность: Участники сговора были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму свыше 30 млн рублей. Судебная защита: В 2013 году решение антимонопольного органа было поддержано судами трех инстанций. Уголовная ответственность: В марте 2013 года материалы по делу были переданы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ. 29 декабря 2013 года УМВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием признаков состава преступления. Уголовное дело по данному факту по настоящее время не возбуждено. 21 «КОЛБАСНЫЙ КАРТЕЛЬ»

Существо дела: В ходе проведения электронных аукционов участниками картеля была использована модель поведения, получившая условное наименование «таран»: два участника антиконкурентного соглашения во время проведения аукционов изображая активную торговлю между собой резко опускали цену (до 51% от первоначальной цены контракта). Судебная защита: Решение ФАС России поддержано судом. Примечание: Несмотря на привлечение участников сговора к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму свыше 7 миллионов рублей подобная схема проведения аукционов на поставку средств реабилитации инвалидов распространилась ещё на 23 субъекта РФ. В настоящее время сотрудниками ФАС России проводится серия внеплановых выездных проверок с целью выявления нарушений. Важность данного расследования обусловлена социальной значимостью предмета торгов. Ежегодно на закупку средств реабилитации государство тратит несколько миллиардов рублей. Уголовная ответственность: 19 ноября 2013 года материалы по делу были переданы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ. Уголовное дело по данному факту по настоящее время не возбуждено. Своевременное привлечение к уголовной ответственности участников данного сговора могло предотвратить повторное нарушение антимонопольного законодательства. 22 «СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»

«СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» 23 Существо дела: в 2014 г. ФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции Минрегионом России, Госстроем, ФАУ «ФЦЦС», НО «НАСИ», «ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив» и ООО «Госстройсмета». Организации заключили соглашение с целью ограничения доступа на товарные рынки: -разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации; -разработки и реализации строительной проектно-сметной документации. Разработка сметных программ и нормативов оказалась в руках частных компаний, что не только ограничивает конкуренцию на соответствующих рынках, но и приводит к необоснованному удорожанию объектов строительства и перерасходу бюджетных средств. В сентябре 2015 года ФАС России вынесено решение, Минрегион России, Минстрой России, Госстрой, ФАУ «ФЦЦС», НО «НАСИ», «ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив» и ООО «Госстройсмета» признаны нарушившими ст. 16 Закона о защите конкуренции. Решение направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, СК России. Уголовная ответственность. В настоящее время по данным фактам расследуется уголовное дело, возбужденное по признакам преступления предусмотренного ст. 285 УК РФ.

Существо дела: ФАС России в период с июня по сентябрь 2012 года провела внеплановые выездные проверки в отношении 17 организаций, входящих в одну группу лиц «Трейд.Су», располагающихся в 14 субъектах РФ, в том числе удостоверяющего центра ООО «Б2Б Коннект», имеющего лицензию ФСБ России на выдачу электронных цифровых подписей. В ходе проверки установлено, что сотрудники группы компаний «Трейд.Су» ежедневно обзванивают сотни участников электронных торгов сообщая им, что «созданы под эгидой Минэкономразвития», «работают через ФАС России», имеют статус «технической поддержки пяти электронных площадок», а «наиболее эффективно» участвовать в торгах возможно только при посредничестве «Трейд.Су», и предлагают заключить договор в котором гарантируется заведомо невыполнимое условие – выигрыш не менее чем в 70% аукционов, предложенных клиенту. Группа лиц «Трейд.Су» завладевала имуществом – денежными средствами, выплаченными хоз субъектами под влиянием заблуждения. Уголовная ответственность: 23 октября 2012 года по итогам проверок ФАС России обратилась в правоохранительные органы с заявлением о наличии в действиях должностных лиц группы компаний «Трейд.Су» признаков состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ – мошенничество, совершенное организованной группой лиц, в особо крупном размере. Трижды УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве выносило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. 24 «ТРЕЙД.СУ»

Существо дела: В 2013 году ФАС России рассматривала дело о нарушении ст. 15 Закона о защите конкуренции в отношении Правительства Самарской области. Одновременно СО по г. Самара СУ СК России по Самарской области расследовалось уголовное дело в отношении руководителя одного из управлений Минэкономразвития, инвестиций и торговли Самарской области по ч. 1 ст. 285 УК РФ по факту незаконного создания условий для приостановления действия лицензии ООО «Метро Кеш энд Кэрри» на продажу алкогольной продукции. ФАС России неоднократно обращалась в СУ СК по Самарской области и СКР с просьбой получить копии некоторых документов из уголовного дела, которые могли быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении антимонопольного дела. Несмотря на указание Первого заместителя Председателя СК РФ В.И. Пискарёва и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области Ю.С. Слива так и не предоставил копии материалов уголовного дела, необходимые для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. 25 «САМАРА»

Существо дела: ООО «Ваятель», ООО «Масис» и ООО «Стройтехсервис» заключили и исполнили соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство 40-квартирного жилого дома (цена контракта – 119 млн руб., что на 1% меньше начальной цены контракта). Поводом для антимонопольного расследования явились документы и информация полученные из ГУ МВД РФ по ДФО. Судебная защита: решение антимонопольного органа признано недействительным судом кассационной инстанции, в связи с тем, что материалы дела не содержат сведений о легализации результатов ОРМ и в силу статьи 89 УПК РФ не могут быть признаны допустимыми доказательствами. Уголовная ответственность: Решение Еврейского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства было направлено в ГУ МВД России по ДФО для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В связи с реорганизацией ГУ МВД России по ДФО материалы переданы в УМВД России по ЕАО. 18 июня 2014 года УМВД России по ЕАО возбуждено уголовное дело по признакам нарушения пункта «в» части 2 статьи 178 УК РФ. Примечание: не представление следователем по данному уголовному делу доказательств легализации результатов ОРМ, послужило одним из поводом для отмены решения Еврейского УФАС России. Уголовное дело также было прекращено. Отрицательная судебная практика по антимонопольному делу создает препятствия для рассмотрения уголовного дела. 26 «Дальний Восток. Строительство жилья»

Существо дела: в сентябре 2015 года Красноярское УФАС России вынесло решение по делу в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами» : орган власти и хозяйствующий субъект признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции - заключение антиконкурентных соглашений в течение гг. Комиссия УФАС установила, что Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, реализуя антиконкурентное соглашение, произвело отчуждение лесных насаждений в объеме 1,8 млн. кубометров (более 17% от объемов годовой заготовки древесины в крае) в пользу коммерческого предприятия, не имевшего права быть участником таких аукционов. В результате взаимодействия антимонопольного ведомства и правоохранительных органов Красноярского края возбуждено уголовное дело по ч.2 статьи 286 Уголовного Кодекса РФ (превышение должностных полномочий) в отношении чиновников Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края. 27 ПРАКТИКА: «КРАСНОЯРСК»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 28