Социология потребления Лекции - Яна Рощина Семинары – Елена Конобеева Государственный университет – Высшая Школа Экономики Москва, 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура программы учебного курса Соловьев А.В., кафедра культурологии (презентация разработана на основе материалов учебно-методического ресурсного центра.
Advertisements

Дисциплина «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА» дисциплина «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА» для факультета МЭО МГИМО(У) читается 64 часа в течение осеннего семестра по 4 часа в неделю.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Методический семинар: Как бороться с дипломным проектом?
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Социология потребления Рощина Яна, Надеждина Евгения Государственный университет – Высшая Школа Экономики Москва, Факультет социологии 2010.
ДОКЛАД ДОКЛАД. Доклад -изложение - письменное и/или устное - определенного вопроса, а также его обоснование.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
1 НИРС – научно-исследовательская работа студентов Требования для студентов, обучающихся на кафедре «Прикладная математика» Составил: И.Штурц.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
J.Zabegajeva1 TURISMIMAJANDUSE ALUSED Основы экономики туризма.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Оценка результатов обучения (по методике В.П. Симонова) Совершенствуем аналитическую деятельность педагога Презентация Матвеевой Т.П.
Автор : Дроздова Анна Михайловна Школа : Лицей 35 ОАО « РЖД » ПЛАН НАПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Транксрипт:

Социология потребления Лекции - Яна Рощина Семинары – Елена Конобеева Государственный университет – Высшая Школа Экономики Москва, 2015

2 Социология потребления Первая часть курса «Социология потребления и финансового поведения», читается в первом модуле Итоговая оценка – зачет в конце 1 модуля Входит в состав общей оценки по курсу «Социология потребления и финансового поведения»

3 Контакты: Кафедра экономической социологии – Рощина Я.М. - Конобеева Е.С. -

4 Программа в системе LMS

5 Текст учебника Тексты для докладов на семинарах Материалы для написания эссе Требования

Требования к студентам. Введение.

7 Критерии оценки Итоговая оценка по курсу "Социология потребления и финансового поведения" складывается с учетом нижеследующих весов: ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА = 0,5 * (оценка по разделу "социология потребления") + 0,5 * (оценка по разделу "социология финансового поведения"). Неудовлетворительная оценка по любому из разделов дисциплины является блокирующей для положительной оценки за всю дисциплину.

8 Критерии оценки Итоговая оценка на зачете по данному разделу курса (1 модуль, «социология потребления») складывается с учетом оценок по каждому виду работы (максимальная оценка по каждому - 10 баллов): 1) зачетный тест в компьютерном классе 2) эссе 3) контрольная 4) доклад на семинаре 5) активность работы на семинаре

9 Обязательные составляющие зачетный тест в компьютерном классе эссе Необязательные составляющие контрольная доклад на семинаре работа на семинаре

10 Методика расчета итоговой оценки по разделу «СП» Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов: ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА = 0,5 * (оценка за тест) + 0,5 (накопительная оценка) 1) Зачетный тест оценивается из 100%, которые переводятся в 10-балльную шкалу. С 1 до 3 - оценка неудовлетворительная. 2) Накопительная часть оценки = эссе * 0,4 + доклад * 0,25 + работа на семинаре * 0,2 + контрольная *0,15

11 Требования к докладам Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем к каждому семинару Все тексты для докладов вывешены в LMS

12 Требования к докладам В течение каждого семинара делается 4 доклада по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить до начала семинарского занятия распечатанные тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (10 минут) изложить материал статьи (главы книги), ответить на вопросы студентов Все тексты размещены в системе LMS

13 Требования к докладам Тезисы доклада высылаются НАКАНУНЕ семинара: преподавателям по адресу на электронный адрес курса или группы распечатываются к докладу в 1 экз. преподавателю Доклад без тезисов засчитывается в объеме 50% оценки

14 Тезисы к докладу Нужны для того, чтобы у каждого была возможность ознакомиться с почти 4-мя десятками текстов в сжатые сроки, а значит, они должны быть не только вам, но и остальным понятны Оцениваются понимание, умение логично и структурировано излагать материал.

15 Тезисы к докладу a) Тезисы – не эссе. Требуется изложить мнение и мысли автора по данному вопросу. Если у вас есть какие-то собственные мысли или крайнее желание привлечь дополнительную литературу – это прекрасно! Но их нужно обособлять или закинуть в тело своих тезисов специальный Appendix. b) Тезисы – не реферат. Не копировать, но перефразировать! Некоторые тексты сложны своим понятийным аппаратом, в них необходимо также прояснять отдельные концепты и определения. c) Тезисы – не краткое содержание. Одного слова/фразы/предложения недостаточно. Вы читали, а ваши товарищи – нет. В идеале каждый, кто взял тезисы в руки и первый раз слышит слова «теория потребления» должен понять, «что хотел сказать автор». d) Тезисы – не пересказ. Нужно выделять главное, опускать рассуждения и мелкие подробности. Если текст очень интересный и выкинуть ничего нельзя – порекомендуйте, пусть товарищи разделят ваш восторг :)

16 Семинарские занятия и доклады: С1 - 10/09 Ф. Бродель: История потребления в эпоху капитализма. С2 - 17/09 Потребление в СССР: дефицит и очередь С3 - 24/09 Ж. Бодрийяр: «Cистема вещей» С4 - 01/10 Потребление в сферах питания и одежды (англ.яз.) С5 - 08/10 Потребление в сферах досуга и туризма (англ.яз.) С6 - 15/10 Шоппинг как стиль потребительского поведения(англ.яз.) С7 - 22/10 Макдональдизация

17 Работа на семинаре: Обсуждение вопросов, предложенных преподавателем Обсуждение вопросов студентов Каждое выступление с ответом считается за «1» В конце модуля подсчитывается количество выступлений по каждому студенту группы и максимум приравнивается к 10 баллам «за активность на семинарах» Остальные баллы рассчитываются пропорционально максимуму

18 Пример Если в группе максимальное количество ответов на вопросы - на 5 семинарах (всего 7 семинаров), то 5 выступлений приравниваются к 10 баллам за активность на семинарах Соответственно – 4 – 8 баллов, 3 – 6 баллов и т.д.

19 Контрольная работа Контрольная работа по разделу "Экономические теории потребления. Трансформация экономических теорий потребления". Пропустившие контрольную ее не переписывают. 29 сентября в краткий ответ на 5-6 вопросов 1 час 20 минут

20 Зачетная работа Тест в системе LMS, всего 40 вопросов (по лекциям и семинарам)

21 Требования к написанию эссе Объем эссе – 6-8 стр., 12 кегль, 1,5 интервал. В эссе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными о развитии сферы потребления в России. Литература для написания эссе – статистические справочники Росстата; основной источник данных – «Социальное положение и уровень жизни населения России», М., Росстат, последний год издания на момент чтения курса. Размещен на сайте Росстата. - сайт Росстата (эл.версии сборников + центральная база статданных)

22 Статистические сборники Росстата

23 Статистические сборники Росстата

24 Базы данных Росстата

25 Требования к написанию эссе в эссе нужно проанализировать: либо динамику потребления в какой-либо сфер (например, товары длительного пользования, продукты питания, жилье, медицинские, образовательные услуги, культура и т.д.), либо различия в потреблении между социальными группами (по доходу, составу семьи и т.д.). либо различия в потреблении между регионами России или Россией и другими странами

26 Требования к написанию эссе В эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными относительно развития сферы потребления в России. Необходимо описать наблюдаемые тенденции Используя полученные знания в области теоретических концепций социологии потребления, а также знания в области экономики и экономической социологии, дать им объяснение.

27 Требования к написанию эссе Исходные таблицы и графики Росстата вставлять не с текст, а в приложение В тексте можно создавать собственные графики, объем которых не должен превышать 25% текста

28 Требования к написанию эссе Использование дополнительных источников (статей, обзоров и т.д.) приветствуется, но не обязательно. Необходимо в тексте дать ссылки на ВСЕ цитаты и пересказываемые материалы В конце – список использованных источники (сборники Росстата, статьи, обзоры), в т.ч. интернет – страницы В приложении – использованные таблицы, графики и данные Росстата

29 Требования к написанию эссе Эссе сдается в распечатанном виде преподавателю к дня 13 октября к дня 13 октября В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ размещается в системе LMS размещается преподавателем в системе «антиплагиат» Эссе проходит проверку на антиплагиат, в том числе с прошлыми годами

30 Требования к написанию эссе Эссе оценивается с макс.оценкой в 10 баллов. 1 день просрочки сдачи эссе - 0,5 баллов штрафа. После 20 октября часов дня - эссе не принимается. Переписать эссе, получившее неуд.оценку, нельзя.

31 Рекомендации по эссе Эссе – не изложение теоретических концепций, подкрепляемое цифрами, но и не анализ методом «пристального взгляда» Важно продемонстрировать, что вы: a. Поняли и выполнили формальные требования к эссе b. Владеете теоретическими материалами курса, хотя бы что-то из них усвоили, а также можете адекватно применить c. Умеете пользоваться открытыми источниками данных и находить информацию по исследуемой теме d. Умеете работать со статистическими данными, выявлять значимые показатели и тенденции e. Умеете внятно и исчерпывающе интерпретировать полученные результаты, привлекая знания как социологического бэкграунда, так и бытовые f. Обладаете социологическим воображением

32 Рекомендации по эссе Писать эссе можно по потреблению в динамике, по различиям между доходными группами и по различиям между регионами (или странами). Сочетать эти срезы можно, это полезно писать и приятно читать. Что выбрать – вопрос ваших личных предпочтений Тема должна относиться к потреблению продуктов/услуг в России. Если вы хотите расширить тему и привлечь данные по СССР или другим странам, это возможно, но лучше согласовать ее с преподавателем Топ-5 категорий продуктов/услуг в анализе: туризм, товары длительного пользования, алкоголь, продукты питания, образование. Но плохих тем не бывает) Перечитайте свою работу. Вам должно быть интересно. Если вам неинтересно, как может быть интересно читателю, и откуда возьмется высокий балл?

33 Что должно быть в анализе? 1. Данные: a. Обязательно: использование данных РОССТАТа. Их может быть вполне достаточно a. Возможно: использование надежных и релевантных данных аналитических центров, маркетинговых и исследовательских агентств, специализированных организаций и структур. Примеры: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр, IPSOS, Comcon, Gfk, Министерства РФ по (…) и т.п. b. Невозможно: 5ballov.ru, bestreferat.ru и т.п.

34 Что должно быть в анализе? 2. Анализ с теорией можно связать двумя основными способами: a. Вы описываете потребление продукта/услуги и делаете выводы, интерпретируете, связываете с концептами курса в рамках интерпретации b. Ваш анализ фактически иллюстрирует какую-то теорию или концепт курса + Необязательно оставаться в рамках только социологии потребления. Вы можете дополнительно использоваться свои знания экономической социологии, социологической теории, экономики. Это ваша творческая работа

35 Что должно быть в анализе? 3. Для анализа можно взять как один продукт/услугу, так и категорию, динамику цен, доходов-расходов и т.п. 4. Анализ динамики и сравнение регионов больше соотносится с макро-факторами, сравнение доходных групп – с микро-факторами. Почитайте, посмотрите в интернете, какие события, явления, феномены могли повлиять на распределения. Ваше эссе не должно быть оторванным от реальной жизни 5. Обязательного количества таблиц/графиков не существует. На одной таблице анализ неполноценен (если только она не составлена лично вами и не включает 4-5 измерений), но и соотношения 20% текста/80% графики быть не должно

36 Что должно быть в анализе? 6. Анализ не сводится к описанию отдельных таблиц и графиков, их можно и желательно описывать в комбинациях, совокупности 7. Анализ должен быть структурирован. Чем проще следить за вашей мыслью, тем меньше вероятность, что читатель станет раздражаться и выискивать огрехи в работе 8. При выборе динамики нужно следить, чтобы показатели относились к одному временному промежутку. Количество выездов за границу жителей России за и доходы населения за вам ни о чем не скажут. Также необходимо учитывать инфляцию. В 1995 показатели еще в тысячах – да, об этом забывают 9. При сравнении регионов и социальных групп необходимо соблюдать беспристрастность и тактичность. Социологический релятивизм – это верно

37 Как правильно оформить работу? Как правильно сделать ссылки? 1. Письменная работа лучше читается и воспринимается, если в ней есть введение, некая основная часть и заключение. Эссе по социологии потребления – письменная работа. 2. Ссылки необходимо давать на все используемые данные. 3. Литературу и источники следует оформить в едином стиле. Пример можно посмотреть здесь:

38 Как правильно оформить работу? Как правильно сделать ссылки? 4. Если вы часто ссылаетесь на таблицу/график, лучше поместить их в тексте. В приложения материалы следует поместить, если вы обращаетесь к ним пару раз или их размер не способствует пониманию всей указанной в них информации (т.е. они банально большие) 5. Лексика, грамматика и пунктуация – не «роскошь», а «товар первой необходимости». Перечитайте!