15 сентября 2015 года Министерство образования и науки Челябинской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Advertisements

Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Полномочия органов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Департамент образования Ивановской области Организационно-управленческие аспекты внедрения ФГОС образования для детей с ОВЗ в Ивановской области
Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы Светлана Валентиновна Потапчук, главный.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Специальные требования в ФГОС ООО для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» М.М.Панасенкова, и.о.проректора.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Актуальное состояние и перспективы апробации ФГОС НОО детей с ОВЗ в Забайкальском крае Светлана Анатольевна Калашникова к.психол.н., доцент ЗабКИПКРО.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных организаций И. С. Гутник, директор МБОУ «ИМЦ»
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Итоги экспертизы содержания основных общеобразовательных программ дошкольного образования на соответствие ФГТ Богомолова Ю.А., начальник отдела методического.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ Вакорина Людмила Юрьевна Актуальные вопросы обеспечения качественного и доступного образования.
Транксрипт:

15 сентября 2015 года Министерство образования и науки Челябинской области

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ Дети с ОВЗ и дети-инвалиды получают образование: в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам по основным общеобразовательным программам на дому (1630 детей-инвалидов, из них по индивидуальным программам на дому 1252 детей-инвалидов) с использованием дистанционных образовательных технологий обучаются (228 детей-инвалидов) Министерство образования и науки Челябинской области

Создание на территории Челябинской области сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов - ресурсные центры по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе ППМС центров и С(К)ОУ; -базовые общеобразовательные организации, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов; -общеобразовательные организации, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов - федеральная стажировочная площадка по созданию организационно-правовой моделей социализации обучающихся после кохлеарной имплантации в условиях общеобразовательной организации -12 экспериментальных площадок по апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

В Челябинской области разработаны и утверждены нормативы финансового обеспечения образовательных организаций на реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ (Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2013 г. 445-П «О нормативах обеспечения муниципальных образовательных организаций» (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от П)

Постановление Правительства Челябинской области от г. 599-П «Об утверждении порядка оформления отношений областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях» 7

В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от г. 462 «О внесении изменений в Постановление Губернатора Челябинской области от г. 309» предоставляется компенсация затрат родителям (законным представителям) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому 8

Центральная ПМПК Центральная ПМПК Ресурсный центр по проблемам инклюзивного образования Ресурсный центр по проблемам инклюзивного образования Методическая, информационно- аналитическая служба Методическая, информационно- аналитическая служба Учебно- коррекционное отделение Учебно- коррекционное отделение Реабилитационное отделение Реабилитационное отделение Областной центр диагностики и консультирования Областной центр диагностики и консультирования

Набольшее количество принято детей на ТПМПК Магнитогорского ГО (2571 чел.) и Копейского ГО (1888 чел.). Более 1000 детей принято на ТПМПК Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического и Центрального районов г.Челябинска, Саткинского МР. От 700 до 900 детей принимают ТПМПК Златоустовского ГО, Миасского ГО, Троицкого ГО, Советского и Тракторозаводского районов г.Челябинска, Коркинского ГО, Сосновского МР. Большинство ТПМПК проводят обследование детей в динамике, осуществляют прием детей повторно. 10

ТПМПК осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся. Наибольший охват данным видом психолого- педагогической помощи ТПМПК в территориях: Копейский ГО (4065 чел.), г. Миасского ГО (891 чел.), Уйский МР (498 чел.), Озерский ГО (455 чел.), Кыштымский ГО (427 чел.), Металлургический район г.Челябинска (424 чел.), Саткинский МР (299 чел.). 11

Консультативная помощь педагогическим работникам оказывается специалистами 37 ТПМПК. Наибольший охват данным видом психолого- педагогической помощи ТПМПК в территориях: Копейский ГО (1155 чел.), Сосновский МР (332 чел.), Калининский, Ленинский (255 чел.) и Центральный (212 чел.) районы г.Челябинска, Трехгорный ГО (218 чел.) 12

ЦПМПК с декабря 2014 г. по апрель 2015 г. обратилось 145 обучающихся 9 классов! 13

В соответствии со статьей ФЗ «Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации» 14

Принципиально важное положение инклюзивного обучения – создание в общеобразовательной школе специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и с инвалидностью, позволяющих сделать доступным для них получение образования с обычными сверстниками 15

В Челябинской области плановые индикативные показатели государственной программы «Доступная среда»: в 2013 году - 5%, в 2014 году-12,8%, к 2015 году - 20% общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития и соответственно имеющие бебарьерную среду

Челябинская область второй год становится участником реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на годы» 2014 год - 10 школ ФБ , 9 тыс. руб., ОБ ,2 тыс. руб.; 2015 год- 61 школа (в т.ч. С(К)ОУ) ФБ-55647, 3 тыс.руб, ОБ ,84 тыс. руб.

План мероприятий (дорожной карты) Министерства образования и науки Челябинской области, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в 2015 – 2016 гг. Данный план включает: - раздел I. Совершенствование нормативной правовой базы - раздел II. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры (подвижного состава, транспортных средств, связи и информации) - раздел III. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами - раздел IV. Мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, услуг и оказанием помощи в их использовании или получении (доступ к ним)

План мероприятий (дорожной карты) Министерства образования и науки Челябинской области, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в 2015 – 2016 гг. Данный план включает: - раздел I. Совершенствование нормативной правовой базы - раздел II. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры (подвижного состава, транспортных средств, связи и информации) - раздел III. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами - раздел IV. Мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, услуг и оказанием помощи в их использовании или получении (доступ к ним),

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры Методическое пособие Министерство труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность»

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры Методическое пособие Министерство труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность»

«Доступная среда» Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой. В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг», разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, варианты организации доступности объекта могут быть следующие: «А» - доступность всех зон и помещений – универсальная «Б» - доступны специально выделенные участки и помещения «ДУ»-доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно «ВНД»-не организована доступность

О результатах апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области Министерство образования и науки Челябинской области 23 Организационное сопровождение – Управление по делам образования г. Челябинска Научно-методическое сопровождение – ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования »

Практическая значимость апробации : - педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ, осваиваются технологии проектирования адаптированных образовательных программ – по состоянию на года обучено 107 человек; - образовательные организации – участники апробации разработали адаптированные образовательные программы, которые подлежат корректировке в части приведения их структуры в соответствие с требованиями утвержденных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерство образования и науки Челябинской области 24

Возникла необходимость разработки модельных адаптированных образовательных программ обучающихся с различными видами нарушений, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработка которых уже начата ГБОУ ДПО ЧИППКРО Министерство образования и науки Челябинской области 25

О результатах апробации ФГОС для детей с ОВЗ В качестве отдаленных результатов апробации выступают: - развитие профессиональных компетенций педагогических работников, необходимых для реализации требований ФГОС обучающихся с ОВЗ, средствами дополнительных профессиональных программ. В частности, на основе, выявленных эмпирическими методами (наблюдение, анкетирование, беседы), затруднений и потребностей педагогических работников разработана программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология инклюзивного образования»; -возможность использования потенциала образовательных организаций – участников апробации при: 1)реализации инновационных проектов (программ), связанных с разработкой и реализацией организационных механизмов достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированных образовательных программ; 2) проведении стажировок педагогических работников образовательных организаций Челябинской области

О результатах апробации ФГОС для детей с ОВЗ Предложения участников апробации были учтены при разработке: плана мероприятий (дорожной карты) Министерства образования и науки Челябинской области, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в 2015 – 2016 гг.; плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг уровня сформированности условий введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ позволяет дать оценку уровня сформированности комплекса условий реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ

Мониторинг уровня сформированности условий введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ позволяет дать оценку уровня сформированности комплекса условий реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования рекомендовано организовать отбор общеобразовательных организаций – участников мониторинга, а также обеспечить проведение мониторинга в этих общеобразовательных организациях в полном объеме, сбор и представление информации

Основанием отбора является наличие в подведомственных общеобразовательных организациях обучающихся с ОВЗ: - в общеобразовательных классах в инклюзивной форме, - специальных (коррекционных) классах общеобразовательных организациях, - специальных (коррекционных) образовательных организациях

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области в учебном году» от

С 01 сентября 2016 года вступает в действие Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановление главного государственного санитарного врача РФ от ) и распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые организации для обучающихся с ОВЗ независимо от типа организационно- правовых форм и форм собственности

Использование модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области, утвержденных приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 25 августа 2014 года 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на учебный год»

Разработка АОП и учебных планов предусматривается для обучающихся с ОВЗ, категории которых определены в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а именно: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие

Основные условия, при которых обучающиеся с ОВЗ получают общее образование по адаптированным образовательным программам: согласие родителей (законных представителей) обучающихся; рекомендации психолого-медико- педагогической комиссии

Образовательным организациям, работающим в пилотном режиме, необходимо учесть следующее: - с одной стороны, в структуру учебного плана включена внеурочная деятельность, которая представлена коррекционно-развивающей областью и собственно внеурочной деятельностью по различным направлениям; - с другой стороны, включение данных компонентов в учебный план приводит к увеличению максимальной допустимой недельной нагрузки обучающихся и влечет за собой нарушение действующих санитарно- эпидемиологических требований и нормативов

В качестве методических материалов при разработке АОП рекомендуем использовать: - проекты адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с различными видами нарушений, размещенных на портале: - пособие: Адаптированная образовательная программа образовательной организации : методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кийкова. – Челябинск : ЧИППКРО, – 312 с.

Приоритетные направления на учебный год: Развитие доступной безбарьерной образовательной среды Организация эффективной деятельности психолого- медико-педагогических комиссий Повышение квалификации педагогов для масштабного введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Новая версия официального сайта Министерства образования и науки Челябинской области