Имя существительное. Таблицы, схемы, тренировочные упражнения. 5 класс.
Подчеркнуть имена существительные и определить их падеж. Морской конек живет у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперед, вместе с прибоем. Как осветит солнце морскую траву, станет она зеленая, и морской конек станет зеленым. Солнце зайдет, травы будут коричневые, и конек сделается коричневым. Ни за что не разглядишь его среди водорослей и травы морской.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные Веник, вареник, банка, склянка, Светка, конфетка, речка, печка, песик, носик, абрикосик, дождик, художник, пчелка, елка, Петька, редька, самовар, Краснодар.
Как определяется одушевленность? Одушевленные существительные м. р.2 скл. И.п. заяцкотмертвец Р.п. зайцакотамертвеца Д.п. зайцукотумертвецу В.п. зайцакотамертвеца Т.п. зайцем котоммертвецо м П.п. о зайце О котеО мертвеце
Неодушевленные существительные м.р. 2 склонения И.п. зублеструп Р.п. зубалесатрупа Д.п. зубулесутрупу В.п. зублеструп Т.п. зубомлесомтрупом П.п. о зубеО лесеО трупе
Одушевленные существительные ж.р. 1 скл. мн. числа И.п. девочки бабушки куклы Р.п. девочек бабушек кукол Д.п. девочкамбабушкамкуклам В.п. девочек бабушек кукол Т.п. девочками бабушками куклами П.п. о девочках О бабушкахО куклах
Неодушевленные существительные ж.р. 1 скл. м.ч. И.п. табуретки лампочки куклы Р.п. табуретоклампочеккукол Д.п. табуреткамлампочкамкуклам В.п. табуреткилампочкикукол Т.п. табуреткамилампочкамикуклами П.п. о табуретках О лампочкахО куклах
Определить одушевленность. Толпа? Мертвец? Снеговик?
Собственные и нарицательные существительные Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Названия кинофильмов, спектаклей, картин, журналов, газет, пароходов, клубов, заводов, театров, книг, рассказов и т.д. пишутся не только с большой буквы, но и в кавычках: катер «Заря», сказка «Репка», группа «Мираж». Имена людей, клички животных, географические названия пишутся без кавычек, но с большой буквы.
Распределить существительные по трем столбикам в соответствии с их родом. Радость, масло, дитя, городишко, лук, гигант, виолончелиь, луковица, сынишка, недуг, ворон, пастух, ворона, картофель, пианино, мгновение, щавель, ужин, сапог, убежище, снегирь, вермишель, какао, утка, ветчина, метро, окно.
Склонение существительных. 1 склонение 2 склонение 3 склонение 1. Имена существительные ж. р. с окончанием – а, -я: Земля, река. 2. Имена существительные м.р. с окончанием -а, -я: дедушка, папа. 1. Имена существительные м.р. с нулевым окончанием: туман, врач. 2. Имена существительные с.р. с окончанием – о, -е: море, окно. Имена существительные ж.р. на мягкий знак: тишь, рожь, молодежь.
Заполнить таблицу примерами. 1 склонение 2 склонение 3 склонение ручка карандаш тетрадь …. …..
Определить склонение существительных. Сделать рисунок и написать продолжение сказки. В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. Ему подпевала и старая мышь, которая таскала в поле рожь; и дядька гриб с трухлявой шляпкой; и дедушка медведь; и белка в дупле. Чудесная песнь! Ее гномику пел в детстве его папа, а кузнечик выводил мелодию на скрипочке.
Разносклоняемые существительные. И.п. земля трава пламя Р.п. земли травы пламени Д.п. земле траве пламени В.п. землю траву пламя Т.п. землей травой пламенем П.п. земле о траве о пламени
Е или И? падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл. на - ия на - ие на - ий Р.п. -и Д.п. -е - -и - - П.п. -е -и
Дописать окончания. Объяснить написание. Служить в армию…, идти по алле…, не встретить Мари…, находиться в здании…, играть на виолончели… и рояль…, оборудование аудитории…, рисунок на открытке…, заботиться о здоровье…, отдыхать в санатории…, загорать на солнц…, оазис в пустыне…, в минуты радости… и печаль…, в глубоком ущелье…, в постоянном движении…, купаться в мор….