МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ и МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ» Профилактика детско-подростковых суицидов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По материалам Доцента кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильева, врача-психотерапевта Городского Центра.
Advertisements

Профилактика детско-подростковых самоубийств По материалам Доцента кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильева,
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Ю.В. Пухова, отдел воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ Т.П. Макарова, ГАОУ «Центр психолого-педагогической.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика детско- подростковых самоубийств Доцент кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильев.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА: «ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СУИЦИДА» Презентацию подготовила Сухих И. А. Педагог-психолог МКОУ СОШ 3 г. Котельнича.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ и МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ» Профилактика детско-подростковых суицидов

Психологический смысл суицида: Отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от ситуации, в которой подросток волей или неволей оказывается.

Факторы суицидального риска для детей и подростков Демографические: Мужской пол Возраст 15 лет и старше Проживание в сельской местности Воспитание в госучреждениях

Факторы суицидального риска для детей и подростков Медико-биологические: Эндогенные психические заболевания (в особенности шизофрения и маниакально-депрессивный психоз) Ранние органические поражения головного мозга (травмы, нейро- инфекции) Злоупотребление или зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие токсические вещества) Хронические или смертельные болезни

Специальная профилактика суицидальных происшествий -Прогнозирование суицидальной активности людей; -выявление лиц с повышенным риском суицидальности; -своевременное оказание адекватной помощи человеку в состоянии психологического кризиса.

Депрессия – состояние, для которого характерно: Уныние, беспокойство Слабость, печаль Моральные страдания, замкнутость Постоянное размышление об одном и том же Утрата самооценки

В состоянии депрессии человек думает: Я жалкое ничтожество, я никому не нужен, я всем мешаю Я виноват (вспоминает всех, кого обидел) О самоубийстве (иногда)

Типичный депрессивный синдром: Жалобы на тоску и тревогу; мыслительная и двигательная заторможенность; идеи собственной несостоятельности и вины; оценка настоящего как катастрофы; пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Семейные конфликты (физическое, эмоциональное или сексуальное насилие со стороны членов семьи, развод, смерть одного из родителей, эмоциональное отвержение подростка членами семьи) – 30,4% Конфликты со сверстниками (жестокие отношения в подростковых группах, оскорбление и насмешки со стороны сверстников, угрозы и вымогательство со стороны сверстников) – 19,5%

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Любовно-сексуальные конфликты (неразделенная любовь, нежелательная беременность, заражение венерическим заболеванием) – 12,2% Криминальные конфликты (боязнь уголовного наказания, положение жертвы криминальных действий, принуждение подростка к криминальным действиям) – 4,9%

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Школьные конфликты (жестокое отношение со стороны преподавателей, публичное унижение подростка преподавателем, конфликты на почве плохой успеваемости или нарушения дисциплины подростком) – 3,6%

Особенности суицидального поведения детей и подростков По способу суицидальной попытки нельзя судить о ее серьезности (по этой причине все суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте следует рассматривать как истинные) Часто не сформировано представление о смерти, может сохраняться вера в ее обратимость Несерьезность, мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов суицида

Особенности суицидального поведения детей и подростков В детско-подростковых коллективах суицидальные действия часто совершаются сериями вследствие выраженности у детей и подростков реакции имитации Суицидальные действия могут совершаться по механизму подражания героям книг или фильмов

Поведенческие предвестники суицида у детей и подростков Встречаются в 90% случаев завершенных суицидов Как правило, являются косвенными, носят характер намеков Часто недооцениваются окружающими

Признаки возможного суицидального намерения: Отгороженность, уход в себя Утрата контактов со сверстниками Раздаривание друзьям и знакомым вещей, которыми дорожил подросток Фиксация на примерах самоубийств Появление устойчивых психосоматических расстройств (нарушения сна, длительная потеря аппетита и пр.)

- «Случайное» оставление на видном месте орудий совершения суицида (веревки, таблеток и т.д.) - Намеки на скорое расставание - «Шутки» суицидального содержания - Сужение круга контактов - Вдруг появившаяся устойчивая повышенная активность - Длительная затянувшаяся ссора с другом

- Устойчивое обостренное чувство вины и отчаяния - Озвученные мысли о собственной никчемности и бесполезности - Антисоциальные поступки - Наличие суицидального плана - Подведение итогов своей жизни - Протесты, выраженные в форме ухода из дома

Стимул к суициду – душевная боль, которая проявляется общими эмоциями беспомощности и безнадежности и возникает при длительном неудовлетворении потребностей, : Потребность в любви и принятии Потребность в любви и принятии Потребность в обретении контроля над ситуацией Потребность в обретении контроля над ситуацией Потребность восстановить самооценку Потребность восстановить самооценку Потребность уйти от одиночества (ощущения разрушенных значимых отношений)Потребность уйти от одиночества (ощущения разрушенных значимых отношений) Потребность выразить гнев, ярость или враждебность Потребность выразить гнев, ярость или враждебность

Профилактика детско- подростковых суицидов Антисуицидальная пропаганда на уровне школы – психопрофилактические беседы в классах, направленные на обучение способам совладания со стрессом; изучение причин и проявлений суицидального поведения; информирование учащихся о возможностях получения помощи в кризисных ситуациях. Проведение подобных бесед возможно с подростками, начиная с 14-летнего возраста

Профилактика детско- подростковых суицидов Важнейшие группы суицидального риска среди детей и подростков: Подростки с выраженными акцентуациями характера (особенно по эпилептоидному, сенситивному, шизоидному типу); Дети и подростки из неблагополучных семей; Дети и подростки с девиантным поведением. Дети сверх критичные к себе Дети с нарушением межличностных отношений

Категорически нельзя: Проявлять безразличие Читать мораль типа: «Ты не можешь этого сделать», «Подумай о родителях», называть суицидальные намерения аморальными Проявлять негодование, демонстрировать сильные эмоции, сердиться, говорить об инфантильности личности суицидента и пр.

Что можно сделать, чтобы помочь: Быть наблюдательным и внимательным Принять суицидента как личность Установить заботливые взаимоотношения Быть внимательным слушателем Не спорить Задавать вопросы Не предлагать неоправданных утешений

Что можно сделать, чтобы помочь: Предлагать конструктивные подходы Вселять надежду Оценить степень риска самоубийства Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска Обратиться за помощью к специалистам Сохранять заботу и поддержку и после критической ситуации

При малейшем подозрении о планах на самоубийство необходимо вести очень осторожную, но активную работу с подростком. Важно – не замалчивать эту тему, а в доверительной беседе задавать вопросы типа: «Ты когда-нибудь хотел умереть?», «Ты доволен жизнью?», корректно поинтересоваться планами к подготовке суицида и обращаться за помощью.

Шаблон работы с подростками с суицидальным риском в случае высокого эмоционального напряжения 1 этап – отреагирование эмоций 2 этап – обращение к собственным ресурсам 3 этап – поиск внешних ресурсов – взрослого, которому доверяет подросток (кому ты доверяешь, когда вспоминаешь про него, становится легче) – работа с этим человеком 4 этап – поддержка подростка 5 этап – привлечение родительского ресурса (какие ресурсы вы используете в своих случаях)

Почти каждый, кто думает о суициде, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийство, часто, не возникает импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. ¾ тех, кто совершает самоубийство, посещают специалистов по какому-либо поводу в течении ближайших недель или месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанным. Часто желание жить и желание умереть настолько уравновешенны, что если в эту минуту близкие проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы наклоняются в сторону выбора жизни.

Телефон доверия: