Планирование учебного процесса и его особенности на современном этапе Шпагин С.А., начальник организационно-методического отдела учебного управления НИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

Подготовка ОПОП и ППССЗ к учебному году УМУ РГУФКСМиТ umu.sportedu.ru.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Бойцов Н.В. ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
На базе СПО Сокращенные программы Ускоренные программы На базе ВПО Образовательные программы с сокращенным сроком обучения Сокращенными называются такие.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Управление контингентом обучающихся Учебное управление, специалист по УМР Мария Александровна Игнатьева.
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Ведущий эксперт УМО УМУ, доцент каф. ТАМП, к.т.н. Ефременков Е.А. Учись учиться Томск
МОНИТОРИНГ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. Основные направления проверки Качество оформления экзаменационных ведомостей и экз. листов, зачетных книжек обучающихся,
ПОРЯДОК проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
1 Учебно-методический семинар «Проблемы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)третьего поколения» июня 2011г.,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Транксрипт:

Планирование учебного процесса и его особенности на современном этапе Шпагин С.А., начальник организационно-методического отдела учебного управления НИ ТГУ, к.и.н., доцент

Планирование учебного процесса и его особенности на современном этапе развития университета 1. Уровни и стадии планирования учебного процесса в НИ ТГУ. 2.(Базисный) учебный план (УП) основной образовательной программы. 3. Календарный учебный график. 4. Программный пакет «Планы Мини» и рабочий учебный план (РУП). 5.Учебно-производственный план (УПП) и составление расписания учебных занятий. 6. Индивидуальный учебный план обучающегося (ИУП).

Уровни и стадии планирования учебного процесса в НИ ТГУ Разработка Проверка Согласование Утверждение

(Базисный) учебный план (приложение 2 к основной образовательной программе) 1. По каждому профилю подготовки – отдельный УП. 2. По каждой форме обучения – отдельный УП. 3. Соответствие ФГОС в отношении: нормативного срока обучения наименования квалификации выпускника структуры и условий реализации ООП полноты компетенций

Разработка УП 1. Нормативное основание – Регламент работы с УП. 2. Перечень необходимых компетенций (все ОК/УК и ОПК, ПК только по профилю ООП). 3. Обязательные дисциплины бакалавриата по: истории; философии; иностранному языку; безопасности жизнедеятельности; физической культуре. 4. Перечень учебных дисциплин базовой части плана, соответствующих набору компетенций. 5. Вариативная часть перечня учебных дисциплин (в том числе 30% дисциплин по выбору, не более 10 ЗЕ на факультативы).

Требования к УП Сроки освоения и трудоёмкость ООП Уровень обучения Форма обучения Сроки освоения Баклавриат 240 з.е. Очная 4 года Очно-заочная, заочная 4,5 – 5 лет Магистратура 120 з.е. Очная 2 года Очно-заочная, заочная от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев Специалитет 300 з.е. Очная 5 лет Очно-заочная, заочная 6 – 6,5 лет

Трудоемкость ООП и ее частей Трудоёмкость дисциплин и практик (рекомендации работодателей и научных школ НИ ТГУ, целое число ЗЕ, не менее 2 ЗЕ в семестр, на экзамен 1 ЗЕ). В целом за семестр 30 ± 3 ЗЕ. Трудоёмкость ГИА: ВКР – 6 ЗЕ; гос. экзамен – 3 ЗЕ. 1 ЗЕ = 36 часов. Трудоемкость освоения ООП за учебный год: - для очной формы = 60 ЗЕ; - для очно-заочной и заочной форм и при обучении по ИУП 75 ЗЕ. Факультативные дисциплины (10 ЗЕ) не являются частью ООП и должны планироваться за счет дополнительных резервов времени в семестрах в пределах максимально допустимой общей недельной загрузки.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФГОС ВО : п. 6.5: Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения; элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся. «Положение о порядке организации учебного процесса по физической культуре» 72 часа в базовой части ООП распределяются между следующими видами учебных занятий: - Лекционный курс - 20 часов (1 и 6 семестр). - Методико-практические занятия - 16 часов (групповые занятия в 1 и 6 семестрах). - Самостоятельная работа обучающихся - 36 часов (распределяется равными частями (по 18 часов) в 1 и 6 семестрах).

Требования к УП Наименование ООП по УП должно строго соответствовать направлению подготовки и наименованию в официально опубликованном университетом перечне образовательных программ. Все компетенции ООП должны быть реализованы в изучении дисциплин базовой части УП (циклов Б1, Б2, Б3, М1,М2 по ФГОС ВПО, блока Б.1 по ФГОС ВО). Наличие альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору в УП обязательно. Удельный вес дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее 30% вариативной части УП.

Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторная нагрузка) В УП должно быть указано количество часов общей нагрузки и контактной работы обучающихся с преподавателем для каждой дисциплины (модуля) за весь период реализации. Доля часов контактной работы обучающихся с преподавателем по всем циклам (по всему Блоку 1) УП не должна превышать: Уровни ВОНаправления подготовки Доля часов Магистратура«Юриспруденция», «Филология», «Культурология», «Физическая культура» 25% «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Регионоведение России», «Реклама и связи с общественностью» 45% Все остальные 33% Бакалавриатпо естественным, физико-математическим, инженерным наукам, а также направлений «История», «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Регионоведение России», «Реклама и связи с общественностью», «Юриспруденция» 60% Все остальные 50% Специалитет 60%

Требования к УП Недельная нагрузка, включающая все виды учебных занятий, для всех форм обучения 54 часа. Средний за все семестры обучения объем недельной аудиторной нагрузки бакалавров и специалистов: для очно-заочной формы обучения 16 часов без учета занятий по факультативам. для заочной формы обучения часов в год. Количество экзаменов в учебном году 10 (при обучении по ИУП 20 экзаменов). Количество зачетов в учебном году 12, не считая физической культуры. Продолжительность каникул в учебном году недель, в том числе 2 недели – в зимний период. В УП сетевой образовательной программы должны быть указаны места реализации дисциплин (модулей) / практик.

Календарный график и РУП Продолжительность каникул в учебном году недель. Продолжительность каникул в зимний период 2 недель. Расчет трудоемкости учебных дисциплин в часах. 1. Если по учебной дисциплине предусмотрен экзамен, в графе «Контроль» ставится 36 часов. 2. Из общей трудоемкости учебной дисциплины выделяются часы контактной работы обучающихся с преподавателем. 3. Контактные часы распределяются по видам занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д.) согласно требованиям раздела 6 ФГОС ВО и заносятся в соответствующие графы программы-макета. 4. Остальная трудоемкость дисциплины в часах заносится в графу «Самостоятельная работа студента». Если внесенные в ходе корректировки РУП изменения затрагивают общую трудоёмкость учебных дисциплин (модулей), практик, НИРС или ИГА, их необходимо перенести и в УП.

УПП: последовательность дисциплин Нормативная основа – Регламент работы с УПП (в соответствии с УП и РУП). «2.3. Учебные дисциплины упорядочиваются в УПП на семестр и описываются целиком при первом упоминании в следующей последовательности: а) межфакультетские дисциплины; б) дисциплины всего курса; в) дисциплины сводного потока; г) дисциплины группы; д) дисциплины подгрупп/дисциплины по выбору; е) факультативы».

Трудоёмкость и оформление УПП УПП оформляется по стандартному шаблону. Трудоемкость в ЗЕ элективных учебных дисциплин, альтернативных друг другу, проставляется в объединенной ячейке. Трудоемкость учебных дисциплин, рассредоточенных практик и ГИА в часах переносится из РУП в соответствующие графы шаблона УПП и распределяется по неделям и видам учебных занятий. В целях соблюдения норм недельной нагрузки рекомендуется равномерно распределять занятия по неделям. Для каждого вида занятий по учебной дисциплине указывают фамилию преподавателя (по лабораторным, практическим и семинарским занятиям – отдельно для каждой группы/подгруппы). Одинаковые по названию и продолжительности лекционных занятий учебные дисциплины разных направлений и профилей подготовки объединяют в сводные потоки.

Контактная работа в УПП Уровни ВОНаправления подготовки Максимум часов в неделю Магистратура«Юриспруденция», «Филология», «Культурология», «Физическая культура» 14 «Международные отношения», «Реклама и связи с общественностью» 24 «Зарубежное регионоведение», «Регионоведение России» 26 Все остальные 18 Бакалавриатпо естественным, физико-математическим, инженерным наукам, а также направления «История» 32 «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Регионоведение России», «Реклама и связи с общественностью», «Юриспруденция» 36 Все остальные 27 Специалитет 36

Индивидуальные планы обучающихся: сущность и предназначение Правовые основания – Порядок организации и осуществления основных образовательных программ (приказ Минобрнауки 1367) +Регламент работы с индивидуальными учебными планами + Положение об ускоренном обучении. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение ООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, а также путем выбора им темпов и сроков освоения ООП. ИУП создает условия для реализации дифференцированных подходов в обучении студентов одного направления подготовки: освоения части ООП в другие сроки по сравнению со сроками, предусмотренными стандартным УП, за счет перераспределения времени и учебной нагрузки, индивидуального выбора дисциплин вариативной части ООП, практик и научно-исследовательской работы.

Индивидуальные планы обучающихся: кому и для чего? 1. Для ликвидации академической разницы в изученных дисциплинах по причинам: перевода из другой образовательной организации; перевода с одной ООП на другую; перевода с очной формы обучения по одной и той же ООП на заочную (очно-заочную) или наоборот; перевода обучающегося на ускоренное обучение по ООП; восстановления ранее отчисленного лица для продолжения обучения; стажировки обучающегося. 2. Для создания благоприятных индивидуальных возможностей обучения: отличникам, участвующим в научной работе или работающим в области профессиональной деятельности (по представлению заместителя декана по учебной работе) членам сборных спортивных команд НИ ТГУ обучающимся с трудностями посещения по состоянию здоровья имеющим детей в возрасте до трех лет иным обучающимся с уважительными причинами по представлению декана (директора института, руководителя автономной ООП).

Индивидуальные планы обучающихся: порядок принятия решения Заявление с подтверждающими документами в течение 2-х недель с начала семестра Оформление приказа (без смены факультета – распоряжения) о переводе на ИУП Оформление приказа на стипендию (для бюджетников) Оформление приложения к договору (для платников) Составление ИУП: для бакалавров или специалистов – зам. декана по учебной работе, для магистрантов – руководителем ООП магистратуры Основания для отказа: – низкие показатели текущей успеваемости; – низкие показатели промежуточной аттестации; – отсутствие документов или отказ в представлении документов, подтверждающих обоснованность перевода на ИУП.

Индивидуальные планы обучающихся: системные требования ИУП разрабатывается на основе УП по направлению подготовки с учетом уровня предшествующей подготовки и способностей обучающегося. Общая трудоемкость ООП и объем ее составных частей по ИУП должны полностью соответствовать установленной в УП. При обучении по ИУП годовой объем программы устанавливается в размере не более 75 зачетных единиц и может различаться для каждого семестра и (или) учебного года. Перевод на обучение по ИУП осуществляется на срок не менее одного семестра. По окончании освоения дисциплин (модулей) обучающийся проходит промежуточную аттестацию в форме и в сроки, предусмотренные ИУП (т.е. возможна сдача зачета или экзамена в срок другой сессии).

Индивидуальные планы обучающихся: оформление по шаблону Стандартный шаблон ИУП предназначен для всех случаев, кроме перевод обучающихся на ускоренное обучение ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Факультет _________________________________________________________________ Образовательная программа__________________________________________________ Направление подготовки __.__.__. ____________________________________________ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ТГУ _________________________В.В. Дёмин "____" ___________________ 2015 г. Индивидуальный учебный план Период действия c __ _____ 201_ года по __ ____ 201_ года __ курс, 20__/20__ учебный год Форма обучения: _________________ Уровень образования: _____________________________________ Основание*: п.п.Наименование дисциплины Кафедра Статус дисциплин ы** Экзамен Зачетные единицы Всего часов Часов контактной работы Итого: 0000 *Основание перевод на ускоренное обучение согласно п.2.5. Положения; перевод из другой образовательной организации; перевод с одной образовательной программы ВО на другую (внутри университета); перевод с одной формы обучения на другую по той же ООП; участие обучающегося в программе академической мобильности; восстановление лица, отчисленного ранее из ТГУ; представление деканата; ходатайство подразделения ТГУ. **Статусы дисциплины: 1. Перезачтено по итогам обучения в другой образовательной организации. 2. Перезачтено по итогам обучения по иной образовательной программе в ТГУ. 3. По стандартному учебному плану. 4. Переносится на следующий год. 5. В другой образовательной организации. Дата составления плана:Руководитель образовательной программы: План подлежит корректировке до _________________Студент СОГЛАСОВАНО: Специалист учебного управления __________________________

Ускоренное обучение по ИУП: основания реализации и отказа 2.5. Обучающийся может быть переведен на ускоренное обучение в случае: перевода внутри университета на другую ООП, в том числе с изменением формы обучения при наличии неизученных дисциплин и практик; участия в программах академической мобильности; интенсивной научной деятельности, подтвержденной научным руководителем; обучения по программе целевой контрактной подготовки; инвалидности и наличия ОВЗ; беременности и наличие детей до трёх лет; по семейным обстоятельствам (в случае необходимости ухода за тяжелобольными членами семьи); в случае участия в длительных спортивно-тренировочных сборах и соревнованиях членов сборных команд РФ и Томской области Основания для отказа : отсутствие документов, подтверждающих обоснованность перевода; недопустимость самостоятельного освоения учебных дисциплин по данным направлениям подготовки в соответствии с ФГОС.

Ускоренное обучение по ИУП: Сокращение срока получения высшего образования по ООП при ускоренном обучении по ИУП осуществляется посредством: зачета результатов обучения по дисциплинам (курсам, модулям), ранее изученных обучающимся на основании документов об образовании. Решение о соответствии перезачитываемых дисциплин принимает руководитель ООП; повышения темпа освоения ООП для лиц, имеющих соответствующие способности, после прохождения первой промежуточной аттестации, в том числе досрочной. Переход обучающегося на ускоренное обучение оформляется приказом ректора НИ ТГУ на основании личного заявления. ИУП для ускоренного обучения оформляется на весь срок обучения в НИ ТГУ по упрощенной форме.

Регламент работы с ИУП обучающихся: «2.5. В состав ИУП вместо элективных и факультативных курсов вариативной части УП по желанию обучающегося могут быть включены дисциплины (модули), реализуемые в рамках иных ООП данного факультета (института), а также в порядке, определенном локальными нормативными актами НИ ТГУ». Положение об элективных и факультативных учебных дисциплинах в НИ ТГУ : «1.7. По желанию обучающегося одна или несколько элективных/ факультативных дисциплин (модулей) может быть реализована в форме кампусных курсов…».

Проблема: Интеграция кампусных курсов в УП Сроки: В ноябре стартует расчет штатов по структурным подразделениям => необходимость оперативного составления черновых УПП и обмена нагрузок по ним. Механизм: 1. Кампусные курсы могут включаться в ИУП обучающегося на правах факультативных или элективных – по желанию обучающегося. 2. Кампусные курсы могут быть включены в УП/РУП/УПП по направлению подготовки – по выбору факультета.

Благодарим за внимание!