ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА Зам. проректора по научной работе и инновациям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Выполнила: ассистент кафедры организации сестринского дела Полетаева Ирина Алексеевна.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Организация практической подготовки слушателей / студентов в рамках реализации модульных и сетевых образовательных программ Межрегиональный отраслевой.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА Зам. проректора по научной работе и инновациям по НИЧ – начальник НИЧ Герман А.Е. Проектирование научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов Герман А.Е.

«Знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» Адольф Дистервег ( ) Слайд 2 из 131

Самостоятельная работа студентов (управляемая) Совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на самостоятельное овладение студентом частью содержания изучаемой дисциплины при помощи специально разработанного научно-методического обеспечения и предполагающая организацию дополнительных консультаций и специальных видов контроля Цель СРС – создание условий для реализации творческих способностей студентов, развития их профессиональных и социально-личностных компетенций, активное включение в учебную, научную и общественную деятельность, реализация принципов инновационного образования, снижение аудиторной нагрузки, оптимизация использования ресурсов (в т.ч. аудиторного фонда) Слайд 3 из 31

Необходимость активизации СРС Изменение парадигмы высшего образования Переход к компетентностно-ориентированному образованию Переход к непрерывному образованию Внедрение образовательных стандартов III поколения (уже 57 специальностей в ГрГУ) Изменение организации учебного процесса Необходимость экономии ресурсов Слайд 4 из 31

Слабая мотивированность участников образовательного процесса Репродуктивный характер большинства заданий для СРС Сложности дидактического характера Личностные и социально-психологические особенности отдельных участников образовательного процесса Причины организационного характера Проблемы реализации СРС в университете Слайд 5 из 31

Основные нормативные документы, регламентирующие СРС: Кодекс Республики Беларусь об образовании Положение о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей), утвержденное приказом Министерства образования 405 от Порядок разработки и утверждения учебных планов для реализации содержания образовательных программ высшего образования I-й ступени, утвержденный г. Положение об управляемой самостоятельной работе студентов учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», утвержденное приказом ректора 1000 от г. Слайд 6 из 31

Допустимые объемы (управляемой) СРС: Управляемая СРС объеме: до 20% от общего объема аудиторных занятий по дисциплинам, по которым нет утвержденных ЭУМК до 40% по дисциплинам, по которым имеются утвержденные ЭУМК до 90% в практико-ориентированной магистратуре По ряду дисциплин переводится более 20% аудиторной нагрузки на УСРС при отсутствии утвержденного ЭУМК. Слайд 7 из 31

Доля дисциплин (%), использующих управляемую СРС: Слайд 8 из 31

Классификация СРС по месту проведения: Аудиторная – во время аудиторных занятий (на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях) под непосредственным руководством и контролем преподавателя Внеаудиторная – во внеаудиторное время по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия с обязательным использованием необходимых учебно-методических материалов и информационного обеспечения, при этом основной формой контроля является самоконтроль Слайд 9 из 31

Классификация СРС по видам деятельности: Учебная Научная Социальная по количеству обучающихся: Фронтальная Групповая Парная Индивидуальная Слайд 10 из 31

Классификация СРС по дидактической цели: 1. Самостоятельная работа по приобретению новых знаний, формированию умения самостоятельно приобретать знания чтение работа со справочной литературой конспектирование поиск информации Слайд 11 из 31

Классификация СРС по дидактической цели: 2. Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний работа с конспектом составление плана и тезисов ответа повторная работа над учебным материалом с использованием различных источников информации подготовка к выступлению на семинаре, коллоквиуме подготовка рефератов изучение нормативных материалов аналитическая обработка текстов знаний ответы на контрольные вопросы составление библиографии Слайд 12 из 31

Классификация СРС по дидактической цели: 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера (реконструктивный уровень) решение задач и упражнений выполнение расчетно- графических работ экспериментально- конструкторская работа подготовка к деловым играм, студенческим конференциям решение производственных (профессиональных) задач подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) научно-исследовательская деятельность проектная деятельность Слайд 13 из 31

1. Определение целей и содержания СРС исходя из анализа требований стандартов, планов, программ, квалификационных характеристик специалистов. 2. Планирование СРС на основе обоснованных нормативов 3. Разработка научно-методического обеспечения СРС 4. Апробация 5. Улучшение Этапы проектирования самостоятельной работы Слайд 14 из 31

Требования к научно-методическому обеспечению 1. Методические рекомендации по организации и выполнению СРС 2. Наличие заданий, сценариев практических занятий, семинаров, др., их максимальная индивидуализация 3. Организация внеаудиторной СРС в научных и учебных лабораториях 4.Учебная, справочная, методическая и др. литература 5.Демонстрационные, мультимедийные материалы 6. Фонд оценочных средств 7. Неограниченный доступ студентов к учебно-методическому обеспечению посредством образовательного портала и иных средств Слайд 15 из 31

Дидактические принципы проектирования СРС Принцип СРС – руководящая идея, исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельной работы студентов Дидактические принципы – система важнейших требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает его эффективность и качество Слайд 16 из 31

Принцип сознательности и активности Принцип систематичности и последовательности Принцип научности Принцип дифференциации и индивидуализации Принцип меж предметности Принцип доступности Принцип связи теории с практикой Дидактические принципы проектирования СРС Слайд 17 из 31

По характеру познавательной деятельности По уровню сложности По форме выполнения По характеру познавательной позиции По форме контроля и критериям оценки результатов Выбор формы проектирования заданий СРС Слайд 18 из 31

«Знаниевая» модель организации СРС Традиционная «знаниевая» модель СРС предполагает деятельность студента как ведомого исполнителя образовательного замысла преподавателя. СРС является отражением основных традиционных форм учебной работы – лекций, практических и лабораторных занятий, заменой которых являются УМК, методические пособия, тесты, тренажеры, задачники, примеры решения типовых задач и т.д. Ключевой признак модели – детализированное описание процесса СРС и его высокая степень алгоритмизации, экстенсивное увеличение объемов научно-методического обеспечения образовательного процесса, служащих для замены реального воздействия преподавателя на студента Поиск информации, организация собственного времени при этом являются элементами алгоритма, прописанного преподавателем. Слайд 19 из 31

Проектная модели организации СРС Проектная модель СРС основана на компетентностном подходе. Предполагается, что в ходе СРС студент всегда создает конечный продукт. При этом знания, умения и навыки не являются самоцелью и выступают средством решения конкретной задачи. Студент самостоятельно управляет временем, определяет комплекс задач для достижения поставленной цели, работает с источниками информации, творчески подходит к выполнению технических заданий и т.д. Компетентность проверяется по готовности студента к созданию конкретного продукта, отвечающего заранее определенной системе требований. Цель обучения – создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся их использовать, развивая профессиональные и социально-личностные качества Слайд 20 из 31

Выбор модели организации СРС Научно-методическое обеспечение СРС должно рассматриваться не в рамках отдельной дисциплины, а в рамках освоения студентом всей образовательной программы В учебном процессе должны реализовываться как «знаниевая», так и проектная модели, дополняя друг друга и обеспечивая поэтапный переход от исполнения алгоритмов, освоения знаний по принуждению, к осознанному и самостоятельному образованию. Необходимо обеспечить постепенный переход от «знаниевой» к проектной модели по мере «взросления» студентов, при этом в программах подготовки магистров проектная модель должна быть основной. Слайд 21 из 31

Определение основных направлений, форм и методов, содержания СРС Планирование СРС Разработка научно-методического обеспечения Разработка контрольно-измерительных материалов и фондов оценочных средств Контроль качества и эффективности СРС Разработка рекомендаций по совершенствованию Роль кафедры в проектировании и реализации СРС Слайд 22 из 31

Разработка учебно-методических материалов по конкретной дисциплине Знакомство студентов с формами и методами самостоятельной работы, механизмами выполнения и контроля, критериями оценки Формирование навыков самостоятельной работы Проведение периодических консультаций Систематический контроль и оценка выполнения заданий Анализ эффективности и внесение предложений по улучшению Роль преподавателя в проектировании и реализации СРС Слайд 23 из 31

Тьюторское сопровождение СРС Оказание студентам помощи в построении адекватной программы их самостоятельной деятельности, путем общего руководства СРС Помощь тьютора выражается в формировании необходимых компетенций студентов, таких как готовность к самообразованию, умения оценки собственных знаний, информационного поиска, принятия самостоятельных решений и т.д. Тьюторское сопровождение наиболее эффективно при недостаточной мотивации студентов к СРС Слайд 24 из 31

Основной объем составляет внеаудиторная СРС Крайне низкая мотивированность студента Сложность обеспечения оперативной связи студента с преподавателем Сложность реализации отдельных форм СРС Специфика самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Слайд 25 из 31

Учет специфики освоения студентом всей образовательной программы, а не отдельных дисциплин. Система мотивации получения студентами знаний и своевременного выполнения заданий СРС Обоснованное сочетание объемов аудиторной и внеаудиторной СРС Обоснованный выбор форм и методов СРС с акцентом на творческую составляющую, практический опыт, в т.ч. научную деятельность Наличие и доступность учебно-методических и др. материалов Система регулярного контроля выполнения и качества СРС Система консультационной помощи преподавателей (тьюторов) Условия эффективности СРС Слайд 26 из 31

Проект постановления Слайд 27 из С целью оптимизации процесса управления самостоятельной работой студентов: 1.1. переработать положение об управляемой самостоятельной работе студентов, определить приоритетные формы и методы работы, инвариантную часть научно-методического обеспечения, роль УМУ, деканата, кафедр, преподавателей в организации данной деятельности; Ответственные: Комиссия по организации и научно-методическому обеспечению практической подготовки специалистов Сроки:

Проект постановления Слайд 28 из С целью оптимизации процесса управления самостоятельной работой студентов: 1.2. внести изменения в СТУ 27 «Проектирование и разработка» по процедуре проектирования научно-методического обеспечения УСРС, определить ответственных за разработку методического обеспечения, требования к формам и методам УСРС Ответственные: Комиссия по стандартизации, контролю качества подготовки специалистов и междисциплинарным связям Сроки:

Проект постановления Слайд 29 из С целью оптимизации процесса управления самостоятельной работой студентов: 1.3. разработать методические рекомендации по проектированию и организации управляемой самостоятельной работы студентов с учетом возможностей образовательного портала Ответственные: Комиссия по повышению педагогического мастерства и внедрению передового педагогического опыта Сроки:

Проект постановления Слайд 30 из С целью повышения профессиональной компетентности преподавателей провести серию семинаров по проблемам проектирования и организации управляемой самостоятельной работы студентов Ответственные: Комиссия по повышению педагогического мастерства и внедрению передового педагогического опыта Сроки: январь-апрель 2016

Спасибо за внимание! г. Слайд 31 из 31