ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ: юридические аспекты
КОНЦЕПЦИЯ «ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ» Открытые данные (англ.open data) концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей ре-публикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля. Данные должны находиться в свободном доступе для неоднократного использования любыми заинтересованными сторонами. Данные, которые действительно «открыты»: доступны в Интернете; представлены в цифровом и машиночитаемом формате; отсутствуют какие-либо ограничения на их использование или повторную публикацию (например, под лицензией Creative Commons).
ОГРАНИЧЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ Секретная информация, разглашение которой способно нанести ущерб национальной безопасности ДСП-информация государственных и муниципальных органов Информация, относящаяся к частной жизни Информация, относящаяся к частной жизни Сведения, специально защищенные от раскрытия другими законами Конфиденциальные коммерческие или финансовые сведения (коммерческая тайна)
ВАЖНОСТЬ внедрения открытых данных В конце сентября 2015 г. ООН приняла Повестку дня по устойчивому развитию на период до 2030 года. Одной из целей Повестки впервые стал общественный доступ к информации.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ С принятием Повестки государства обязаны по умолчанию раскрывать информацию или объяснить, почему этого не было сделано в том или ином случае. По сути - это радикальные изменения в правовой системе
Международная инициатива Партнёрство «Открытое правительство» - OGP прозрачность: публикация в открытом доступе всей информации находящей в ведении государства, подотчетность: ответственность правительства за все принятые решения и за их неисполнение перед законом и гражданами, гражданское участие: мобилизация граждан для обсуждения государственных программ и действий, и построение обратной связи с ними для более эффективного управления, технологическое и инновационное развитие: повсеместное использование ИТ и инноваций для укрепления прозрачности, подотчетности государства и гражданского участия.
Открытое правительство Электронное правительство Открытые данные Приложения
ПРАВОВОЕ ПОЛЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОНСТИТУЦИЯ Кыргызской Республики Статья 3. Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах…. открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа Статья Каждый имеет право на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. 4. Каждому гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, МСУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Национальная стратегия устойчивого развития КР на период г.г.: - обеспечение открытости органов государственной власти, органов местного самоуправления; - совершенствование законодательства и практической деятельности органов государственной власти, МСУ в целях обеспечения прав граждан свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом; - обеспечение доступа граждан к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Вопросы реализации технологий открытого управления впервые сформулированы в Программе Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления ("электронное правительство") на годы. Открытое и ответственное управление является шестым приоритетным направлением Плана мероприятий по реализации Программы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Законы: «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28 декабря 2006 года 213; «Об информатизации» от 8 октября 1999 года 10; «Об информации персонального характера» от 14 апреля 2008 года 58; «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14 апреля 1994 года 1476-XII; «О коммерческой тайне» от 30 марта 1998 года 27; «Об авторском праве и смежных правах» от 14 января 1998 года 6 …
Открытие информации о деятельности госорганов и органов МСУ является одной из базовых задач; Необходима активная реализация мероприятий по размещению информации о деятельности госорганов и МСУ в сети Интернет в форме открытых данных
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ: 145 разнородных государственных ИС в 40 ведомствах и организациях (БД, СЭДО, бухгалтерского и кадрового учета, прикладные ИС); 90% государственных органов имеют информационные порталы; ~ 60 НПА, регулирующих использование ИКТ в обществе и гос.управлении; Нет единой общегосударственной информационной системы, построенной на общих принципах и стандартах; За последние 3-4 года было вложено около 2 млрд.сом ( ~$ 50 млн), а граждане и бизнес так и не получили большинство интерактивных э-услуг; Удельный вес ИТ специалистов в штатной численности персонала ведомств не превышает 1-2%;
ПРЕПЯТСТВИЯ: в действующем законодательстве отсутствует понятие «открытые данные» должностные лица не имеют четкой обязанности публиковать информацию в сети Интернет в виде массивов данных в машиночитаемом формате на условиях свободного (бесплатного) использования; публикуемые на ведомственных веб-сайтах данные не всегда соответствуют запросам пользователей (значимость, формат, обновления, дезагрегированность)
ПРЕПЯТСТВИЯ: ПЛАТНОСТЬ: большинство информационных систем и баз данных, которые содержат наиболее структурированные и ценные правительственные данные, находятся в распоряжении ГП и ГУ при госорганах; Нередко, для покрытия расходов по обслуживанию ИС они предоставляют платные услуги по выдаче сведений и данных; сам факт наличия таких платных услуг, возможность взимать пусть и невысокую, но плату за информацию, также может служить препятствием для широкого и повсеместного внедрения инициатив открытых данных
ПРЕПЯТСТВИЯ: НЕЗНАНИЕ: пользователи (граждане, предприниматели, юридические лица, СМИ, некоммерческие организации) не располагают четкой информацией относительно того, какими данными располагают те или иные государственные органы и учреждения
ПРЕПЯТСТВИЯ: КАЧЕСТВО ДАННЫХ: Сдержанное отношение к опубликованию данных также обусловлено низким качеством многих комплектов данных. Некоторые государственные органы не имеют достаточных финансовых, необходимых людских ресурсов для содержания информационных систем и участия в процессе по выявлению и опубликованию публичных данных
ПРЕПЯТСТВИЯ: В Конституции КР базовый принцип: государству/его должностным лицам запрещено все, что прямо не разрешено Конституцией и законами: «Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законами.»
эффективного внедрения политики открытых правительственных данных, опубликования ценной правительственной информации в сети Интернет в формате открытых данных Все указанные факторы в совокупности являются препятствиями для эффективного внедрения политики открытых правительственных данных, опубликования ценной правительственной информации в сети Интернет в формате открытых данных
Задачи: Создание нормативной базы о принципах открытых данных, установление минимальных требований относительно открытых данных, которыми будут руководствоваться министерства
Что необходимо ? 1. Пакет изменений в Законы («О доступе к информации…» - открытые данные, сайты, «О госсекретах» - общественный интерес, безопасность БД и ИС, «Об авторском праве…» и ГК – в части открытых свободных лицензий Creative Commons, «О коммерческой тайне» – обязанность раскрытия, ) 2. Разработка подзаконных НПА на уровне Правительства – Методические рекомендации, Правила, Требования - по порядку опубликования, форматам открытых данных, составе…..)
Что это даст?
Может быть, не стоит соревноваться в креативности с предпринимателями в создании приложений на основе открытых данных?! Может быть просто удобно их открыть?! ДУМАТЬ ИНАЧЕ…
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ НОВЫЕ ВИДЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ВЕДУТ К СОЗДАНИЮ НОВЫХ БИЗНЕС МОДЕЛЕЙ; ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ДОСТУПНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ УСЛУГ; ГОСУДАРСТВУ, КАК ПРАВИЛО, НИЧЕГО НЕ СТОИТ
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КР:
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КР:
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КР:
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КР:
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КР: