Общественная экспертиза в законодательстве РФ Ростов-на-Дону 23-24 ноября 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства и экспертиза законопроектов Санкт-Петербург, 8 декабря 2010г.
Advertisements

Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Общественная проверка как способ Общественного контроля Полыганов С. В. – член Общественной Палаты, председатель Общественного совета при Министерстве.
Проф. Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Москва, 2012.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Слайд 1 Цели и задачи деятельности общественного совета Цель создания: Цель создания: Обеспечение взаимодействия между Управлением, общественными организациями.
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ГОРОДА МОСКВЫ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Презентация федерального закона 212-ФЗ от 21 июля.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
«Публичные слушания в муниципальном образовании» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Мубаракшина Римма Амировна, секретарь, заведующая юридическим отделом, главный правовой инспектор труда главный правовой инспектор труда.
Изменения в локальной нормативной документации образовательной организации в связи с новым Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской.
Транксрипт:

Общественная экспертиза в законодательстве РФ Ростов-на-Дону ноября 2015 г.

Общественный контроль деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений Общественная экспертиза - система действий и решений, направленных на установление соответствия проектов нормативных правовых актов (управленческих решений) правам и законным интересам граждан, определение допустимости реализации нормативного акта (решения) в целях выработки наиболее эффективного механизма правового регулирования

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ФЗ от 21 июля 2014 г. 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» ФЗ от N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

ФЗ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в в РФ» 1. Общие положения 2. Основные принципы общественного контроля 3. Субъекты общественного контроля 4. Основные формы и методы общественного контроля (слушания, обсуждения, экспертиза, мониторинг, расследования, проверки) 5. Особенности осуществления общественного контроля в отдельных сферах 6. Ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле

ЗАКОНЫ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ в отдельных сферах ЭКОЛОГИЯ Земельный Кодекс РФ ст ФЗ от N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 68) ФЗ от N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха«(ст. 26) ФЗ от N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения«(ст.12) ФЗ от N 89-ФЗ"Об отходах производства и потребления" (статья 27).

ЗАКОНЫ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ в отдельных сферах ФЗ от N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации« (ст. 34) ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ (ст. 79.1) ФЗ от N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" ФЗ от N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (ст. 18) ФЗ от N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ч. 3 ст. 26)

ЗАКОНЫ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ в отдельных сферах ФЗ "О полиции" (статья 50) ФЗ от N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления« ФЗ от N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статья 26) ФЗ от N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции« (ст. 24) ФЗ от N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ»(ст. 34.6) ФЗ от N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 102) Жилищный кодекс РФ (ст. 20) Трудовой кодекс РФ (ст. 210, 212)

Общественный мониторинг Наблюдение за деятельностью объектов общественного контроля. Участники: общественные палаты, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, НКО Итоговый документ общественного мониторинга обнародуется, подлежит обязательному рассмотрению государственными и муниципальными органами и организациями и иными органами и организациями, реализующими публичные полномочия.

Общественная проверка Сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся деятельности объектов общественного контроля, затрагивающей права и свободы человека и общественных объединений Участники: Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам коренных малочисленных народов, Общественная палата, НКО, в случаях, предусмотренных законом РФ Общественная проверка не дольше 30 дней Акт общественной проверки должен содержать: основания, перечень изученный документов, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод, выводы и рекомендации по устранению выявленных нарушений

Общественный инспектор Гражданин, привлеченный для проведения общественной проверки на общественных началах. Права общественного инспектора: получать информацию для проведения проверки, участвовать в подготовке по результатам общественной проверки итогового документа (заключения) высказывать особое мнение в итоговом документе. Общественный инспектор должен сообщать организатору общественной проверки о наличии у общественного инспектора конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него.

Общественное обсуждение Публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений объектов общественного контроля с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц подконтрольных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Проводится публично и открыто. Организатор обеспечивает всех участников общественного обсуждения свободным доступом к имеющимся в распоряжении организатора материалам, касающимся обсуждаемого вопроса. По результатам общественного обсуждения - итоговый документ (протокол) направляется на рассмотрение в органы государственной власти и обнародуется.

Публичные слушания Форма реализации прав на участие общественности в принятии решений через публичное обсуждение проектов нормативных актов и общественно значимых вопросов Носят инициативный, а не разрешительный характер Проводятся для выяснения общественного мнения Не носят обязательный характер, за исключением предусмотренных законом случаев Проводятся до первого чтения законопроекта

Цели публичных слушаний Информирование общественности о фактах и мнениях Выявление общественного мнения Диалог власти с общественностью Подготовка предложений и рекомендаций Участие в принятии решений

Подготовка публичных слушаний Формирование повестки дня Приглашение участников Оповещение о месте и времени Участники публичных слушаний: Инициаторы Депутаты Эксперты Чиновники НКО Граждане

Порядок слушаний Выступле ния Прения Рекоменда ции

Общественная экспертиза Основная цель – содействие и обеспечение, реализация и защита прав и законных интересов граждан при выработке, принятии и исполнении решений органов государственной власти и органов местного самоуправления

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ законность ее выводов; независимость; объективность и ответственность; научная обоснованность; компетентность; гласность и открытость; равная доступность к выводам; обязательность ее проведения

Общественная экспертиза нормативных правовых актов 1. На стадии принятия решения о подготовке нормативного акта 2. В ходе подготовки и обсуждения концепции правового акта 3. На этапе разработки, обсуждения и принятия нормативного акта 4. На этапе действия нормативно- правового акта

ЭКСПЕРТИЗА ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, потому что позволяет разработчикам: по-новому взглянуть на собственный труд; провести работу по совершенствованию текста; познакомиться с иными точками зрения и дополнительными аргументами «за» или «против»; лучше продумать собственную мотивировку

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Концепция законопроекта поступает в профильный комитет Государственной Думы Первое чтение - законопроект принимается за основу, утверждаются его концептуальные положения; Второе чтение - утверждаются содержательные формулировки по тексту закона. Третье чтение - проект принимается в качестве закона и направляется в верхнюю палату парламента, которая его одобряет или не одобряет. После подписания Президентом и официального опубликования закон вступает в силу.

Предмет общественной экспертизы нормативных правовых актов Принятие решения о подготовке акта Формулирование проблемы Необходимость правового регулирования Альтернативы в решении проблемы Соотношение затрат и выгод от принятия акта Подготовка и обсуждение концепции Цели правового акта Структура правового акта Концептуальные положения Место в системе законодательства Разработка, обсуждение и принятие акта Обоснованность правовых норм Влияние норма на права и интересы граждан Сценарии воздействия на решение проблемы Действие нормативно- правового акта Оценка эффективности воздействия норм Правоприменительная практика Реальные затраты этапе применения Необходимость внесения изменений

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЗАКОНОПРОЕКТОВ Экспертизы готовятся между первым и вторым чтениями После второго чтения, согласно Регламенту Государственной Думы, вносить поправки в текст законопроекта не разрешается. В третьем чтении можно только лоббировать отклонение законопроекта

Общественная экспертиза нормативных правовых актов Cистема действий и решений, направленных на установление соответствия проектов нормативно-правовых актов, правам и законным интересам граждан, определение допустимости реализации объекта общественной экспертизы в целях выработки наиболее эффективного механизма правового регулирования

Этапы организации и проведения общественной экспертизы Инициирование проведения – обсуждение необходимости проведения, информирование о проведении, запрос официального текста проекта Подготовка к проведению – цели и задачи, источник и порядок финансирования экспертизы, состав рабочей группы, техническое задание (заключение договоров) Проведение экспертизы – изучение правового акта, подготовка инструментария, сбор и анализ информации, подготовка аналитических материалов, выводы и рекомендации Обсуждение результатов с государством и общественностью – направление результатов в органы власти, встречи и консультации, участие общественности в заседаниях, информирование общественности, план следующих действий

СТРУКТУРА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Общие положения, включая соответствие действующему законодательству (федеральному и региональному) Замечания Противоречия (прямые, неявные и требующие внесения изменений) Неудачные новеллы Неудачные нормы, перешедшие из действующего закона Внутренние противоречия Нормы, которые целесообразно ввести в законопроект Выводы и рекомендации

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ Анализ текста должен сопровождаться конкретными предложениями по улучшению формулировок, по включению новых положений или исключению отдельных положений или готовый законопроект (в некоторых случаях) Нейтральность Достоверность Исчерпываемость Авторитетность

Экспертный совет как способ общественного контроля осуществляет информационно-консультационное обеспечение представителей общественности по вопросам принятия нормативных правовых актов соответствующего уровня и профиля; обеспечивает опубликование сведений о подлежащих обсуждению в рамках общественной экспертизы нормативных правовых актах; выступает инициатором проведения «круглых столов» с участием представителей общественности по вопросам обсуждения наиболее значимых проектов нормативных правовых актов; ведет учет, изучает и обобщает предложения представителей общественности по обсуждаемым проектам нормативных правовых актов и необходимости внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

Деловая игра «Общественый контроль: за и против» Для разделения на группы (до 3 групп): 1. Составить список проблем, 2. Выбрать рейтинговым голосованием 3 проблемы, требующие решения в Ростове; Время работы над выбором проблем – 10 мин Работа в группе: 1. Задание малой группе – сформулировать аргументы «за» или «против» проведения общественного контроля по своей проблеме 2. Каждый участник группы «за» или «против» должен назвать один свой аргумент Общее время для работы группы - 20 минут Время презентации – 30 минут