Бюджетная политика и бюджетный процесс в Российской Федерации Куцури Г.Н. 09.12.2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Advertisements

Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Бюджет и бюджетная система РФ Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Бюджет города является основным ресурсом, обеспечивающим возможности выполнения администрацией Находкинского.
Транксрипт:

Бюджетная политика и бюджетный процесс в Российской Федерации Куцури Г.Н

Понятие и назначение финансовой политики

3 Подходы к содержанию финансовой политики (зарубежная практика) Р.А. Масгрейв, П.Г. Масгрейв Содержание финансовой политики Экономическая политика включает в себя как монетарные, так и фискальные меры и их совместное потребление играет важную роль. Монетарная политика, основными инструментами которой являются изменение обязательных резервов, ставки дисконтирования и операции на открытом рынке, является необъемлемой частью стабилизационной политики. Фискальная политика также оказывает непосредственное влияние на уровень спроса. Увеличение государственных доходов ведет к экономическому росту…. Снижение налогов тоже может вести к росту…

4 Подходы к содержанию финансовой политики (зарубежная практика) П. Самуэльсон Содержание финансовой политики Фискальная политика, оперирующая налогами и государственным расходами, в соединении со стабилизирующей денежной политикой имеет своей целью экономику высокой занятости, - но при этом без инфляции цен. Власти, осуществляющие фискальную и кредитно-денежную политику, помогают обеспечить благоприятную экономическую обстановку…

5 Подходы к содержанию финансовой политики (зарубежная практика) Дитер Брюммерхофф Содержание финансовой политики Финансовая политика обладает типичными для нее инструментами, которые представляют собой государственные доходы и расходы в самых разных формах. Отношения между финансовыми и экономическими инструментами очень тесные. Для достижения цели во многих случаях могут быть использованы различные инструментальные альтернативы. Границы финансовой политики и, например, денежно-кредитной политики очень размыты.

6 Подходы к содержанию финансовой политики Совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиях мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств Автор Содержание финансовой политики Сенчагов В.К.совокупность финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики Романовский М.В., Сабанти Б.М. Основанная на финансовом законодательстве систематическая деятельность государства и муниципалитетов, направленная на образование, распределение и использование публичных финансов, которые необходимы для осуществления задач и функций государства и его органов.

Официальные документы, регламентирующие проведение финансовой политики в Российской Федерации 7

Только субъекты власти! Финансовая политика составная часть государственной экономической политики СУБЪЕКТЫ – СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ Органы законодательной и исполнительной власти Субъекты финансовой политики включены в процесс распределения С участием субъектов денежно-кредитной политики осуществляется как распределение, так и общем Субъекты финансовой политики включены в процесс распределения С участием субъектов денежно-кредитной политики осуществляется как распределение, так и общем Финансовая политика организаций и домохозяйств 8 СУБЪЕКТЫ НА МАКРОУРОВНЕ СУБЪЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ – БАНК РОССИИ И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 9 ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ – СОВОКУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ – СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ Министерство финансов Российской Федерации (Департамент финансовой политики)

Цели финансовой (фискальной) политики 10 Стабильный экономический рост Стабильный уровень цен (отсутствие инфляции) Полная занятость (отсутствие циклической безработицы) Инструменты финансовой политики: доходы и расходы бюджетов бюджетной системы: государственные закупки, налоги, трансферты = бюджетно-налоговая политика

Цели финансовой политики (Р. Масгрейв) 11 Предоставление общественных благ или процесса, при котором совокупные ресурсы разделяются между производством частных и общественных благ и определяется набор общественных благ (выражает распределительную функцию) Использование бюджетной политики как средства обеспечения высокой занятости, разумного уровня цен и соответствующего уровня экономического роста (стабилизационная функция) Корректировка распределения доходов и богатства (перераспределительная функция)

Цели современной финансовой политики 12 Предоставление общественных благ сохранение объемов социальных трансфертов, исполнение обязательств перед обществом Использование бюджетной политики как средства обеспечения высокой занятости, разумного уровня цен и соответствующего уровня экономического роста пересмотр механизмов предоставления бюджетных субсидий, грантов, государственных заказов Корректировка распределения доходов и богатства введение налоговых льгот малому бизнесу; внедрение новой системы налогообложения, способной равномерно распределять доходы в обществе

Современное состояние Российская экономика вошла в активную фазу рецессии. Принятый правительством антикризисный план пока не оправдывает ожиданий ни населения, ни бизнеса Налицо: Примитизация производства, Деинтеллектуализация труда, Деградация социальной сферы Владельцами более трети всего богатства отечественных домохозяйств являются 110 человек! Необходимо уходить от построенной за 20 лет примитивной сырьевой экономики с огромным уровнем неравенства личных доходов: Изменить структуру экономики

Устойчивость Комиссия ООН устойчивое (sustainable – самоподдерживающимся) развитие - такой сценарий развития мира, при котором будущие поколения имеют стартовые условия, сравнимые с теми, которые имеют нынешние В условиях реалий сегодняшнего дня: развитие без кризисов, снижение зависимости от внешних рынков Главный источник кризисов – бедность значительной части населения и высокий уровень дифференциации материального благосостояния разных стран, регионов, социальных слоев Формирование устойчивого характера финансовой системы долгосрочно. Не стоит строить иллюзий по поводу решения этой проблемы в краткосрочный период

Рост ВВП в рыночных ценах, трлн. руб. (факт Росстат, прогноз МВФ) Россию ожидает спад экономики на 3% против прогнозируемого ранее роста на 0,5%. В 2016 году также ожидается спад российского ВВП на 1% против прогноза роста на 1,5% (по данным МВФ) Всемирный банк ухудшил прогноз динамики ВВП в России в 2015 году более чем в 3 раза – с 0,7% до 2,9% спада ВВП Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует снижение ВВП в России с 0,2% в 2014 году до 4,8% в 2015 году

Финансы домохозяйств Дифференциация материального благосостояния Риски для домохозяйств: увеличение обязательных расходов (рост платежей на коммунальные услуги, налогов, товары первой необходимости, % ставок по кредитам) Развитые экономики Развивающиеся экономики Наибольшая дифференциация, более 70% Гонконг Швейцария США Аргентина, Россия, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Малайзия, Перу, Филиппины, Южная Африка, Турция Высокая дифференциация, более 60% Австрия Дания Германия Чили, Китай, Колумбия, Чехия, Корея, Саудовская Аравия, Польша, Тайвань Невысокая дифференциация, менее 50% Бельгия Япония Более 40% россиян тратят на коммунальные услуги более четверти месячного дохода (Институт социологии РАН) в 2015 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке, по прогнозу Минэкономразвития России, вырастут для всех категорий потребителей на 8,2-8,4% в среднем за год, в 2016 году – на 9-9,2%, в 2017 году – на 8-8,3%

Финансы домохозяйств За чертой бедности в России в 2014 г. оказались не только одинокие пенсионеры, инвалиды, алкоголики – бедных немало и среди молодых, здоровых и работающих (АиФ ) За чертой бедности 20 млн россиян. Черта бедности – 7915 руб. (Росстат) Более 80% населения, чья бедность длится более трех лет, становятся хроническими бедняками. Самостоятельно выбраться из нищеты они не смогут, их дети не получат хорошего образования (Институт социологии РАН) Долговая нагрузка на доходы населения

Финансы организаций Кредиты реальному сектору (прирост в % к соответствующей дате предыдущего года) Риски для организаций: снижение спроса на товары и услуги, увеличение издержек, риск банкротства Повышение процентных ставок по кредитам, как следствие – сокращение кредитования Снижение прибыли организаций, сокращение зарплат в реальном секторе, снижение покупательной способности (В последние годы основным источником экономического роста являлось потребление)

Финансы организаций Удельный вес убыточных организаций (Единая межведомственная статистическая система) Падение объемов текстильного и швейного производства, производства машин и оборудования. Сокращение совокупного выпуска на 7% (ВШЭ) Розничная торговля, рост, %3,92,1-9,6-5,9 Инвестиции, рост, %-0,2-0,3-21,8-5,2 Экспорт товаров, реал. рост, %5,01,2-1,6-0,2 Импорт товаров, реал. рост, %-0,8-9,1-44,23,8 Прогноз развития российской экономики с учетом цены на нефть 50 долл. США (ВШЭ)

Государственные и муниципальные финансы Потери бюджета в связи с падением цены на нефть и введением зарубежных санкций оцениваются в млрд. долларов Доходы федерального бюджета, % ВВП19,519,8 18,4 Расходы федерального бюджета, % ВВП20,019,419,818,8 Баланс федерального бюджета, % ВВП-0,50,40,1-0,4 Баланс региональных бюджетов, % ВВП-1,0-0,9-0,5-0,3 Прогноз развития российской экономики с учетом цены на нефть 50 долл. США (ВШЭ) Снижение цен на нефть до 40 долларов грозит, согласно расчетам Минэкономразвития, падением экономики в 2015 году на 6% Риски для государственных и муниципальных финансов: усиление централизации бюджетной системы, сложность выполнения социальных обязательств в полном объеме

Государственные и муниципальные финансы Риски для финансовой системы в целом: отток капитала, снижение инвестиций, инфляция, ослабление курса национальной валюты, падение цен на энергоресурсы, рост тарифов на услуги естественных монополий, продление санкций и др. Вынужденное увеличение расходов на оборону в связи со сложившейся геополитической обстановкой и необходимостью обеспечения безопасности национальных интересов Невозможность исполнения публичных обязательств субъектами Российской Федерации Коррекция сложившейся системы межбюджетных отношений в условиях сокращения доходной части бюджета. Проблема сохранения автономности муниципальных образований

Сокращение импорта в связи с девальвацией рубля, наряду с установленным экономическими санкциями РЕЗУЛЬТАТ Возрастная структура производственного оборудования % оборудования на конец года, в возрасте До 5 лет 53,529,44,75,78,6 Свыше 20 лет 10,715,038,241,651,5 Средний возраст оборудования, лет 9,510,818,719,421,2 Кризис дал Возможность принятия мер по импортозамещению НО! Затухание экономической активности, Снижение потребительского спроса, Сокращение занятости Высокая неопределенность Примитизация производства, Деинтеллектуализация труда, Деградация социальной сферы

«Если вы боретесь, вы можете проиграть, но если вы не боретесь, вы уже проиграли» Бертольд Брехт План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры Докапитализация российских банков за счет средств ФНБ (250 млрд. руб.) Предоставление Внешэкономбанку финансовых ресурсов за счет средств ФНБ (300 млрд. руб.) Создание агентства «плохих долгов» для выкупа проблемных активов КБ и долгов организаций

Увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации ТРУ для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП Предоставление грантов инновационным МСП Доля МСП в объеме средств, выделяемых государством для финансирования научных исследований и разработок, % Стран ы Микропредприяти я Малы предприятия Работни ки, чел. Оборот, тыс. руб. Работни ки, чел. Оборот, тыс. руб. ЕС США Россия до Россия после 2015 г Снижение ставки с объектом «доходы» с 6 до 1% по УСН Расширение перечня видов деятельности для применения ПСН Снижение по ЕНВД по отдельным видам деятельности ставки с 15 до 7,5%

ВЫХОД 1 позиция Макроэкономической стабильности 1. Сдерживание инфляции до 3-4%, что позволит понизить стоимость кредита, появятся длинные деньги 2. Бездефицитный бюджет. Увеличение государственных расходов = тушение пожара керосином 3. Рестриктивная денежная политика (политика дорогих денег) 4. Повышение реального курса рубля 5. Улучшение инвестиционного климата (снижение налогового бремени, государственные субсидии, поддержка малого бизнеса) 6. Прекращение роста заработной платы 7. Переход на полную самоокупаемость науки, образования, культуры и т.д. 8. Сохранение плоской шкалы налогообложения

Есть множество жизненно необходимых обществу благ, которые рынку не интересы – они не дают немедленной прибыли! Но здорового общества без них не бывает. ВЫХОД 2 позиция – Концепция Экономической социодинамики КСЭ (А.Я. Рубинштейн, Р.С. Гринберг) Признание существования наряду с частными предпочтениями общественных интересов, которые не сводятся к ним Частные предпочтения = общественные интересы Наука, образование, культура, здравоохранение – основные сферы, которые должно в значительной мере финансировать государство На место «государственного вмешательства» должно прийти «равноправное участие государства в хозяйственной жизни общества»

Не обязательно сдерживать инфляцию, 1. надо избавить и кредитора и заемщика от страха, что вложения не дадут результата, сбыта и т.д. 2. Увеличить государственные расходы в целях поддержания конкурентных отраслей 3. Нельзя снижать налоговое бремя. Излишнее неравенство не способствует, а вредит росту (Д. Стиглиц)! Выбрать производства, которые необходимо систематически поддерживать при помощи государства и вывести их на конкурентоспособный уровень. Довести такие производства до 40-50%

Структурные элементы финансовой политики

29 Структурные элементы финансовой политики Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу

Осуществляется с целью и на основе выявления объективной потребности в изменении существующего механизма реализации финансовых отношений Констатация современного состояния Описание траектории изменения Анализ возможных путей изменения Цель изменения Концепция

Экономическая политика государства 2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период Сельское хозяйство Оборонная промышленность Здравоохранение Безопасность Образование Конкурентоспособность Приоритетные отрасли Условия развития социальной сферы Оценка внутреннего и международно го положения государства Цели Задачи 31

Производство Обмен Распределение Потребление

3. Разработка конкретных путей реализации и основных направлений использования финансов на перспективу Выработка путей решения поставленных целей Разработка финансового механизма Выработка путей решения поставленных задач Согласование целей и задач составляющих ФП 33

По территориальному критерию Общегосударственная (федеральная) Региональная Местная финансовая политика Классификация финансовой политики 34 По временному критерию В зависимости от объекта Финансовая стратегия – включает крупномасштабные цели и задачи, оказывающие влияние на развитие общества в целом (долгосрочная) Финансовая тактика – решение задач и мероприятий финансовой политики на определенном этапе экономического развития в конкретном финансовом периоде Финансовая политика государства, организаций, домохозяйств

Исходя из задач, которые стоят перед государством Стимулирующая (рост государственных расходов, снижение налогового бремени); Сдерживающая (снижение государственных расходов, рост налогового бремени) Классификация финансовой политики 35 В зависимости от направления реализации Политика в области доходов – направлена на общую максимизацию финансовых поступлений Политика в области расходов – направлена на оптимизацию процесса использования мобилизованных финансовых ресурсов

36 Дискреционная финансовая политика Социальные программы Государственные закупки Государственные инвестиции Управление налогами При спаде: Увеличение государственных расходов При спаде: Снижение налогов, увеличение трансфертов При перегреве: Сокращение государственных закупок При перегреве: Увеличение налогов Сокращение трансфертов Сознательное манипулирование налогами и расходами с целью стабилизации экономики

37 Автоматическая (недискреционная) финансовая политика Подоходные налоги: на прибыль, НДФЛ Косвенные налоги: НДС, акцизы Пособия по безработице Пособия по бедности При спаде: Увеличение суммы выплат пособий При спаде: Снижение налоговых поступлений из-за спада деловой активности При перегреве: Налоговые поступления автоматически увеличиваются При перегреве: Сокращаются суммы выплат пособий, наблюдается сверхзанятость и рост доходов Основана на действии встроенных (автоматических стабилизаторов):

38 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Совокупность целенаправленных мер государства в области формирования и использования государственных и муниципальных финансов для создания финансовой основы для реализации экономической политики государства

Цели финансовой политики (до кризиса) 39 Достижение баланса финансовых интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования и населения Обеспечение развития видов экономической деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды Сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения

ГЛАВНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджетов, осуществления расходов, организации межбюджетных отношений 40 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ (отменено с 2014 г.)

Официальные документы Бюджетное послание Президента Российской Федерации О бюджетной политике в 2011 – 2013 годах Бюджетное послание Президента Российской Федерации О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах Бюджетное послание Президента Российской Федерации О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах Бюджетное послание Президента Российской Федерации О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах Бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально- экономической политики. Бюджетная политика должна быть направлена на решение социально- экономических задач. Финансовая политика?

ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Определяет возможности участия субъектов хозяйствования в проведении политики социального страхования Возможности реализации социальных гарантий населения 42 ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов

ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении организаций и физических лиц 43 Обеспечить социальную справедливость Позволяет обеспечить формирование доходов бюджетной системы Содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетная политика 44 Налоговая политика Оптимизация налоговой нагрузки Сглаживание неравенства в уровнях доходов Оптимизация структуры расходов Финансовая политика Предоставление общественных благ Согласование задач финансовой политики Согласование задач финансовой политики

Бюджетная политика 45 Налоговая политика Устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства Совершенствование межбюджетных отношений Финансовая политика Корректировка распределения доходов и богатства Согласование задач финансовой политики Согласование задач финансовой политики

Бюджетная политика 46 Налоговая политика Обеспечение налоговой конкурентоспособности страны Повышение предпринимательской активности Обеспечение сбалансированной устойчивости бюджетной системы Финансовая политика Достижение стабильного экономического роста Согласование задач финансовой политики Согласование задач финансовой политики

47 Факторы, влияющие на реализацию финансовой политики Научный подход к разработке концепции финансовой политики Прогнозирование возможных последствий реализации предлагаемых мероприятий Учет накопленного в предыдущем периоде опыта Учет национальных и географических особенностей Комплексный подход, предполагающий согласование задач Много- вариантность финансовой политики Учет внутреннего положения и международных позиций государства Контроль за реализацией целей и задач финансовой политики

Направления реформы бюджетного процесса в 2000-е годы Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета Упорядочение составления и утверждения федерального бюджета Разделение бюджетных расходов на действующие и принимаемые обязательства Совершенствование среднесрочного финансового планирования Развитие программно- целевых методов бюджетного планирования Только федеральный уровень Все уровни бюджетной системы

Бюджет «Скользящая трехлетка» финансового планирования Определение общей суммы расходов осуществляется на следующий финансовый год Переход к среднесрочному финансовому планированию Последовательная («скользящая») корректировка будущих периодов Однолетний бюджет Трехлетний бюджет tt+1t+2 t+3 Бюджет tt+1t+2 t+3 Бюджет корректировка разработка

Расходные обязательства Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично- правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году

Действующие и принимаемые расходные обязательства Действующие обязательства трансферты населению (прямой счет) обслуживание долга (график) содержание сети (индексация) действующие программы (план) Принимаемые обязательства новые законы новые программы принятие включение в бюджет

Структура расходных обязательств Расходное обязательство Законы, иные нормативные правовые акты, договора или соглашения, заключенные от имени РФ Полномочия, функции, задачи, обязанности Все расходы, возникающие во исполнение обязательства Основание Обязательство Расходы

Для всех главных распорядителей бюджетных средств Гражданско-правовые обязательства Публичные обязательства Инвестиционные обязательства Межгосударственные обязательства Для финансовых органов Долговые обязательства Межбюджетные обязательства Перечень видов расходных обязательств

Количество получателей средств Установленный норматив Индекс увеличения расходов Факт расходов прошлого года Методы оценки расходов Метод индексации расходов Плановый метод Нормативный метод Объем расходов в плановом периоде зафиксирован

Реестр расходных обязательств используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств

Бюджет Закон о бюджете Разбивка расходов по бюджетной классификации Неопределенность стоимости обязательств Неопределенность стоимости нормативно правовых актов Бюджет и реестр расходных обязательств Реестр расходных обязательств Полный перечень нормативно правовых актов Разбивка расходов по обязательствам Финансовая оценка обязательств Финансовая оценка некоторых нормативно правовых актов

Этапы составления реестра расходных обязательств Предварительный Действующие Плановый Действующие Принимаемые Формирование проекта бюджета Уточненный Действующие и принятые Утверждение бюджета Лето Декабрь Начало года Предварительный Действующие Начало следующего года Отмененные или прекратившие действие

«Прямой» способ формирования реестра расходных обязательств Законодательство Фрагменты законодательства, обуславливающие расходные обязательства Разбиение расходного обязательства по бюджетной классификации Оценка объемов по элементам расходных обязательств Расходные обязательства Нормативно-правовые акты, договора и соглашения

«Обратный» способ формирования реестра расходных обязательств Бюджетная роспись на год Фрагменты законодательства, обуславливающие расходы для каждой строки Оценка объемов по элементам расходных обязательств Расходные обязательства Разбиение сводных строк бюджетной росписи Группировка фрагментов законодательства

Виды бюджетных ассигнований ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в т.ч. оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд социальное обеспечение населения предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг предоставление межбюджетных трансфертов предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права обслуживание государственного (муниципального) долга исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, в т.ч. вооружений, военной и специальной техники (оборонный заказ), товаров в государственный материальный резерв

Государственные услуги и государственное задание Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

Бюджетные закупки Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов потребности Российской Федерации, субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации Под нуждами бюджетных учреждений понимаются потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений

Бюджетные инвестиции Бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности в форме капитальных вложений осуществляются, как правило в соответствии с долгосрочными целевыми программами (ДЦП), на федеральном уровне – соответственно, федеральными целевыми программами (ФЦП) Могут предусматриваться также ведомственные целевые программы (ВЦП) ДЦП + ВЦП = бюджетные целевые программы

Стратегические цели Тактические задачи Бюджетные программы Показатели деятельности Объём финансирования Среднесрочная перспектива Общая схема формирования бюджетных целевых программ

Элементы бюджетной целевой программы 1. Характеристика проблемы, которую решает программа 2. Обоснование способа решения 3. Цели и задачи программы 4. Ожидаемые результаты (измеримые) 5. Оценка эффективности (результаты/затраты) 6. Перечень программных мероприятий 7. Обоснованный бюджет на каждый год 8. Система управления программой 9. Риски и внешние факторы

Критерии эффективности бюджетных целевых программ Конечные результаты Расходы бюджета Ресурсы Прямые результаты Бюджетные услуги Общественный эффект Материальные, трудовые, финансовые и т.д. Экономичность Экономическая эффективность Социально-экономическая эффективность Бюджетные целевые программы Мероприятия, процессы деятельности Социальная эффективность

Стоимость бюджетной целевой программы Стоимость программы Прямые затраты Косвенные затраты можно полностью связать с данной программой не могут быть полностью отнесены на одну программу и распределяются по ряду программ

государственные программы Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588 Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Государственная программа – система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития

Концепция долгосрочного развития до 2020 года Концепция долгосрочного развития до 2020 года ГП 1 Нормативно-правовое регулирование - контроль - лицензирование - тарифы - налоговые льготы и т.д. Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Министерство в основном вытекают из Концепции долгосрочного развития и являются инструментом достижения ее целей объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели состоят из подпрограмм, могут включать федеральные целевые программы реализуются ответственным министерством, могут быть «соисполнители», отвечающие за свои подпрограммы государственные программы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные программы увязаны друг с другом Министерство Государственные программы

Примеры государственных программ Российской Федерации Развитие здравоохранения Развитие образования Поддержка семьи Социальная поддержка граждан Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Развитие пенсионной системы Содействие занятости населения Культура России Охрана окружающей среды Экономическое развитие и инновационная экономика Обеспечение личной безопасности, общественного порядка и противодействие преступности

Реформа межбюджетных отношений основа – ежегодные законы о бюджете три уровня бюджетной системы неопределенность расходных обязательств «необеспеченные мандаты» нестабильность разделения доходов недостаточная формализация выравнивания «мягкие» бюджетные ограничения основа – законы об органах власти, Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс «четыре» уровня бюджетной системы разграничение расходных обязательств отмена «необеспеченных мандатов» долгосрочное закрепление доходов выравнивание по формулам «жесткие» бюджетные ограничения 2003-н.в

Основные модели бюджетного федерализма Американская (конкурентный федерализм) собственные налоги («один налог – один бюджет») самостоятельность в расходах неприятие «мандатов» слабое выравнивание свобода заимствований возможность «банкротства» Германская (кооперативный федерализм) совместные налоги («один налог – три бюджета») совместное регулирование расходов «финансируемые мандаты» сильное выравнивание ограничения заимствований помощь кризисным регионам

Социально-экономические факторы формирования межбюджетных отношений Неоднородность экономического и социального пространства России Несоответствие налоговых доходов соответствующих уровней власти возложенным на них расходным обязательствам Неравномерность распределения налогового потенциала по регионам страны Многоуровневая система бюджетов и значительное количество бюджетов Необходимость обеспечения равной доступности всех граждан к бюджетным услугам

Дифференциация регионов по душевым доходам (к среднему по стране уровню)

Разница в бюджетной обеспеченности до и после выравнивания в 2014 году рассчитана по 10 наименее и 10 максимально обеспеченными регионам

Идеология развития бюджетного федерализма в России Экономическая эффективность – создание стимулов для региональных и местных органов власти проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду Бюджетная ответственность – управление общественными финансами при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий Социальная справедливость – выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным общественным услугам и социальным гарантиям Политическая консолидация – достижение общественного согласия по вопросам распределения между властями разных уровней налогово- бюджетных полномочий Территориальная интеграция – обеспечение единства налогово- бюджетной системы, предотвращение появления и смягчение диспропорций регионального развития, упрочение территориальной целостности страны

Субсидиарность – максимальная близость органов власти к потребителям соответствующих бюджетных услуг Территориальное соответствие – максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг Внешние эффекты – чем выше заинтересованность общества в целом в реализации соответствующих функций, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти должно закрепляться их нормативное правовое регулирование и финансовое обеспечение Эффект масштаба – концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств Эффект территориальной дифференциации – чем выше территориальные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться Теоретические основы разграничения расходных обязательств

Принципиальная схема разграничения расходных обязательств (полномочий) МСУСФ РФ/СФОрганам МСУ 3 б. Делегирование полномочий субъектами РФ МСУРФ Органам МСУ СФРФ Субъектам РФ 3 а. Делегирование полномочий Федерацией МСУ РФПолномочий МСУ СФ РФПолномочий СФ 2. Рамочное федеральное регулирование МСУ Органы МСУ СФ Субъекты РФ РФ Федерация 1. Собственные полномочия установлениевведение исполнению обязательств (осуществле-нию расходов) финансовому обеспечению обязательств нормативно-правовому регулированию обязательств Полномочия по:

Схемы разграничения расходных обязательств 1. СОБСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ Бюджет одного уровня вводит обязательство, устанавливает его параметры и исполняет его за счет собственных ресурсов 2. РАМОЧНОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Федеральный бюджет вводит обязательство. Нижестоящий бюджет устанавливает обязательство и исполняет его за счет собственных ресурсов 3. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ Бюджет одного уровня вводит обязательство, устанавливает его параметры и передает необходимые объемы финансирования нижестоящему бюджету, который исполняет обязательство за счет переданных вышестоящим бюджетом финансовых ресурсов НЕОБЕСПЕЧЕННЫЙ МАНДАТ Бюджет одного уровня вводит обязательство, устанавливает его параметры и предусматривает финансирование и исполнение за счет средств нижестоящего бюджета

Обеспечение вертикальной сбалансированности Доходы местных бюджетов Собственные доходы центрального бюджета Доходы местных бюджетов Доходы Расходные обязательства Расходные обязательства центрального бюджета Расходные обязательства местных бюджетов Финансовая помощь

Доходы Расходные обязательства Фин. помощь Собственные доходы регионального бюджета Доходы местных бюджетов Расходные обязательства регионального бюджета Расходные обязательства местных бюджетов Отсутствие вертикальной сбалансированности

Межбюджетные трансферты средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации Статья 6 Бюджетного кодекса РФ

Формы межбюджетных трансфертов дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий того органа власти, которому они предоставляются – совокупность субсидий из федерального бюджета – Федеральный фонд софинансирования расходов субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения «делегируемых» расходных обязательств – совокупность субвенций из федерального бюджета –Федеральный фонд компенсаций

Формы межбюджетных трансфертов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субсидии бюджетам субъектов Федерации субвенции бюджетам субъектов Федерации иные межбюджетные трансферты межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ Предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации Минимальный уровень с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в порядке, установленном Правительством РФ Проект распределения вносится в Госдуму в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении во втором чтении Допускается утверждение на плановый период не распределенного между субъектами РФ объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере > 15 % общего объема, утвержденного на первый год планового периода > 20 % общего объема, утвержденного на второй год планового периода

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Субъекты Российской Федерации с долей межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет > 5 % объема собственных доходов, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований > 20 % объема собственных доходов, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям субъектов Федерации превышать нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Федерации

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Субъекты Российской Федерации с долей межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет > 60% объема собственных доходов, осуществляют подписание соглашений с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов организация исполнения бюджета субъекта Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Федерации и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета субъекта Федерации в органах Федерального казначейства; представление финансовым органом субъекта Федерации в Минфин России документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта бюджета субъекта Федерации на очередной финансовый год (и плановый период) проведение ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета Счетной палатой РФ или Финконтроля России иные меры, установленные федеральными законами

Группировка регионов по доле финансовой помощи до 20% от 20 % до 60 % от 60% до 100 % Доля финансовой помощи в доходах

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !