Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Построение индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ в рамках ФГОС Чем раньше определяется проблема, тем меньше времени необходимо для того, чтобы.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Материал по теме: ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Кузьмина Людмила Викторовна, методист РЦДО
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Проект специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ (в том числе для детей с ЗПР) Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС образования обучающихся с ОВЗ: технология введения. Богданова А.А., канд. пед. наук, заведующая кафедрой специальной педагогики.
Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного.
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Транксрипт:

Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработка адаптированной образовательной программы, индивидуального учебного плана, специальных условий (глухие, слабослышащие) В.П. Козлова Г.Екатеринбург

1. Федербальный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие) I.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ II.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ III. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ I.IV.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

IV.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ Приказ по ОУ «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Этим приказом утверждены: 1. Состав рабочей группы по обеспечению введения ФГОС НОО. Определены такие функции этой группы: разработка проекта ООП НОО; разработка структуры рабочей программы педагога; определении изменений в должностных инструкциях; разработка структурных программ ООП НОО.

1.1 Была сформирована временная творческая группа учителей начальных классов, приказом утверждены ее состав и регламент работы Утвержден перечень мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО в ОУ в уч.г. и определены основные направления деятельности ОУ Этим же приказом по ОУ был утвержден разработанный план-график мероприятий по обеспечению введения в действие ФГОС НОО в ГБОУ "СО ЦПМСС «Эхо»г.

2. Основная образовательная программ (ООП) начальной ступени школьного образования, которая является: документом, определяющим деятельность всех участников образовательного процесса при движении от цели к результату. Составной частью ООП НОО является учебный план. Приложениим к основной программе являются рабочие программы педагога по предметам учебного плана. Переход на федербальный стандарт потребовал значительных изменений в структуре рабочей программы педагога, работающего в 1 классе, поэтому приказом по ОУ были внесены изменения в Положении о рабочей программе педагога.

В структуре программы появились разделы: возможные виды творческих, исследовательских, проектных работ; планируемые результаты: предметные, метапредметные, универсальные учебные действия (УУД); корректционно-развивающая работа; духовно-нравственное развитие и воспитании школьников.

3. Формируемые результаты образовательной деятельности требуют особой системы оценивания. Поэтому следующим документом, который подвергся анализу и последующей корректировке, стало Положении «О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся». 4. Такое нововведении потребовало внесении изменений в Положении о «Портфолио обучающегося».

5. Должностные инструкции работников по категориям: заместитель директора, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования. 6. Положении о внеурочной деятельности. 7. Приказ по ОУ «Об организации внутри учрежден чацкого и сетевого взаимодействия по вопросам введения ФГОС». 8. Договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования (Центр детского творчества, детско – юношеская спортивная школа, библиотека им. В.Е.Короленко, СГАФ итр.).

9. Приказ по ОУ об утверждении плана повышения квалификации педагогов в условиях введения ФГОС НОО. 10. Договор ОУ с родителями обучающихся. 11. Протоколы Управляющего Совета ОУ. 12. Протоколы педагогического Совета. 13. Протоколы родительских собраний.

Ф.И.О. автора Названии методических рекомендаций Выходные данные 1 Кривихина А.В. Козлова В.П. Серёгина И.И. Родионова Л.Г. Губина О.В. Фоменко М.В. Юровских Е.В. Бинарная модель социализации, реализуемая ГБОУ СО «Центр психолого – медико – социального сопровождения «Эхо» в условиях ФГОС НОО документы/эксперимент/ материалы к апробации ФГОС 2Мазеина А.И.Сурдлимпиада (материалы к уроку)Там же 3 РодионоваЛ.Г., Юровских Е.В. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся Там же 4Филюшкина О.И.Материалы к внеклассному занятию «День рождения» Там же 5Коногорова Н.В.Организация образовательного процесса на основе эффективного использования современных информационных технологий.«СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕСТА В ПРОГРАММЕ MS Office Word 2007» (с приложениями) Там же 6Коногорова Н.В.Мастер-класс на тему «Основы работы с программным обеспечениим SPARKVue для цифровых лабораторий PASCO. Уникальная возможность создания сценария занятия с цифровой лабораторией PASCO» с приложениями Там же

Ф.И.О. автора Названии методических рекомендаций Выходные данные 7Коногорова Н.В.Урок природоведения в 5-ом классе по теме "Полезные ископаемые" (конспект с приложениим) Там же 8Коногорова Н.В.Урок природоведения в 5-ом классе по теме "Воздух. Состав воздуха" Там же 8Павлов В.А.Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем Там же 9Павлов В.А.Формировании трудовых навыков обучающихся с нарушенным слухам с использованиим модульных станков. Технология. Столярное дело (презентация) Там же 10Мазеина А.И. Юровских Е.В Построй свою историю. Музыка П.И.Чайковского как возможность передать характер героя. Конструкт цикла комплексных групповых и индивидуальных занятий, 3- 4 классы. Конструктор LEGO. Пакет материалов. Там же 11Материалы педагогов Уральского региона IV Регионбальный научно-практический семинар по теме «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования» (5 декабря 2014) рф/специалиста м /семинары 12Материалы педагогов-участников конференции УР V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (12 марта 2015) рф/специалиста м/ конференции

Сетевой график по формированию необходимой системы условий апробации государственного образовательного стандарта для глухих детей в государственном бюджетном образовательном учреждении Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого- медико-социального сопровождения «Эхо»

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч. – определении степени его интеграции - должен решаться с учётом потребностей, особенностей, развития и возможностей ребенка. Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов

Основное отличие СФГОС от ФГОС состоит в том, что специбальный стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих различиям детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

АЛГОРИТМ ВАРИАНТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО СФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Каждый вариант СФГОС определяет: требования к структуре основной образовательной программы (соотношении академического компонента и жизненной компетенции); требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидубальный) требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования

Четыре варианта СФГЛС характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения. Это системные характеристики (см. слайд 3)

в 1Вариант 1 (инклюзия, цензовый) в 1Группа обучающихся Обучающиеся с ОВЗ, достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющие положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Слабослышащие с со- сохранным интеллектом, адекватно слуха- протезированные, владеющие речью. Глухие (та же группа ) с КИ, владеющие речью в 1Степень включения в обучении Образовании, сопоставимое с образованиим здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки (инклюзивное образовании). Образовательная программа: Основная (обще)образовательная, Индивидубальный учебный план при необходимости

в 1Вариант 1 (инклюзия, цензовый), продолжении в 1Индивиду бальный учебный план при необходимости Неспособность обучающегося с ограниченными возможностями здоровья полноценно освоить отдельный предмет в структуре ООП не должна служить препятствием для продолжения ее освоения условно.. Слабослышащие со СА, владеющие речью. Глухие с сосохранным интеллектом, с КИ, владеющие речью в 1Содержа- нии коррекционной программы/работы ПКР, направленная на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей и оказании помощи в освоении основной образовательной программы Образовательная программа: Основная (обще)образовательная, Индивидубальный учебный план при необходимости

в 1Вариант 1 (инклюзия, цензовый), продолжении в 1Аттестация : Имеет право на прохождении текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации (ГИА) в иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ по первому варианту ФГОС. Слабослышащие со СА, сосохранным интеллектом, владеющие речью. Глухие с сосохранным интеллектом, с КИ, владеющие речью.

в 1Варианты организации учебного процесса В случае необходимости с учетом специфики ОВЗ обучающегося организуются среда и рабочее место, в том числе, за счет включения информационных технологий и специального оборудования, расширяющих рамки возможностей обучающегося, либо компенсирующие их; систематическая специальная помощь; создании условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ. 1. Первая парта в классе 2. Визубальный контакт с учителем 3. Контроль настроек СА и РП КИ 4. Использовании ИТ (в т.ч.- в случае пропуска занятий, для индив. доп. консультирования и др.) 5. Наблюдении неврологом, сурдологом: занятия с психологом, сурдопедагогом, логопедом.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ Педагоги, реализующие ПКР в ОО, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в ОО, где обучается ребенок с ОВЗ, в центрах психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи

в 2Вариант 2 (инклюзия, цензовый) в 2Группа обучающ ихся Обучающийся с ОВЗ получает образовании, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованиим здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. Слабослышащие с сосохранным интеллектом, адекватно слухапротезированн ые, владеющие речью. Глухие с сосохранным интеллектом, адекватно слухапротезированн ые (КИ), владеющие речью

в 2Вариант 2 (инклюзия, цензовый) в 2Степень включен ия в обуче- нии Может быть. в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализируе тся.

в 2Вариант 2 (инклюзия, цензовый), продолжении в 2Несколько учебных планов или индивиду бальный учебный план с учетом образоват ельных потребнос тей групп или от дельных обучающихся. Обучении детей с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками, а также в отдельных классах или группах предполагает использовании адаптированной образовательной программы. В тех случаях, когда дети с ОВЗ обучаются в отдельных организациях, используется адаптированная основная программа.. Слабослышащие со СА, владеющие речью. Глухие с КИ, владеющие речью. Усилении внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.

в 2Вариант 2 (инклюзия, цензовый), продолжении в 2Содержании коррекцион- ной работы Проведении специальной работы, направленной на постепенное, планомерное расширении и углублении их социального опыта. Требования к организации расширения социального опыта ребенка, его контактов со сверстниками конкретизируются применительно к каждой категории детей ОВЗ и каждому из реализуемых вариантов. Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализирует ся

в 2Вариант 2 (инклюзия, цензовый), продолжении в 2Аттеста- ция: Обучающийся имеет право на прохождении текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ по первому варианту ФГОС. Может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованиим ресурсов как образовательных, так и иных организаций

в 2Вариант 2 (инклюзия, цензовый), продолжении в 2Варианты организации учебного процесса Дополнительные специальные условия освоения варианта программы: Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями каждой категории обучающихся с ОВЗ и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку. 1. Первая парта в классе 2. Визубальный контакт с учителем 3. Контроль настроек СА и РП КИ 4. Использовании ИТ (в т.ч.- в случае пропуска занятий, для индив. доп. консультирования и др.) 5. Наблюдении неврологом, сурдологом: занятия с психологом, сурдопедагогом, логопедом.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ Педагоги, реализующие ПКР в ОО, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в ОО, где обучается ребенок с ОВЗ, в центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи

в 3Вариант 3 (не цензовый) в 3Группа обучающ ихся Обучающиеся с ОВЗ, не способные к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Слабослышащие, глухие дети с умеренной умственной отсталостью или с множественными нарушениями развития, слухапротезированны е (в т.ч. - КИ), недостаточно владеющие речью, чьи возможности в получении образования несопоста-вимы с вар.1, 2.

в 3Вариант 3 (не цензовый) в 3Степень включе- ния в обучении Ребенок получает начальное общее образовании, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции.

в 3Вариант 3 (не цензовый), продолжении в 3Индивиду бальный учебный план при необходи мости Неспособность обучающегося с ограниченными возможностями здоровья полноценно освоить отдельный предмет в структуре ООП не должна служить препятствием для продолжения ее освоения условно. Слабослышащие, глухие дети с уме- ренной умственной отсталостью или с множественными нарушениями развития, слуха- протезированные (в т.ч. - КИ), недостато- чно владеющие речью, чьи возмо- жности в получении образования несопоставимы с вар.1, 2.

в 3 в 3 Вариант 3 (не цензовый), продолжении в 3 в 3 Содержан ие коррекци онной программ ы/работы ПКР, направлена на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей и оказании помощи в освоении адаптированой образовательной программы и развитии жизненной компетенции. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

в 3Вариант 3 (не цензовый), продолжении в 3Аттестация : Имеет право на прохождении текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ по третьему варианту ФГОС. кардинально расширяется область развития жизненной компетенции.

в 3Вариант 3 (не цензовый), продолжении в 3Варианты организации учебного процесса В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания с учетом специфики ОВЗ обучающегося организуются среда и рабочее место, в том числе, за счет включения информационных техноло- гий и специального обору- дования, расширяющих рамки возможностей обучающегося, либо компенсирующие их; систематическая специальная помощь; создании условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ Педагоги, реализующие ПКР в ОО, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в ОО, где обучается ребенок с ОВЗ, в центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи

в 4Вариант 4 (индивидубальный уровень конечного результата школьного образования) в 4Группа обучающихся Предусматривается для детей, с ОВЗ, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Слабослышащие, глухие дети с умст- венной отсталостью или с множествен- ными нарушениями развития, слухапро- тезированные (в т.ч. - КИ), не владеющие или недостаточно владеющие речью, чьи возможности в получении образо- вания несопоста- вимы с вар. 3.

в 4Вариант 4 (индивидубальный уровень конечного результата школьного образования) в 4Степень включен ия в обучени е Ребенок получает начальное школьное образовании, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состояниим здоровья. В структуре основной обра- зовательной программы при редуцировании «академического» компонента преобладает область развития жизненной компетенции.

в 4Вариант 4 (индивидубальный уровень конечного результата школьного образования), продолжении в 4Индивидуа льный учебный план и программа Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. Преобладает область развития жизненной компетенции. в 4Содержании коррекционной программы /работы В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома.

в 4Вариант 4 4 (индивидубальный уровень конечного результата школьного образования),продолжении в 4Аттестация : Имеет право на прохождении текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ по третьему варианту ФГОС. Индивидубальный уровень конечного результата школьного образования в 4Варианты организации учебного процесса Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введении в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах Исключается изоляция от образовательной системы и замыкании в условиях дома или учреждения социальной защиты.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ Педагоги, реализующие ПКР в ОО, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в ОО, где обучается ребенок с ОВЗ, в центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи

Категория детей с ОВЗВарианты СФГОС Глухие дети 1234 Слабослышащие дети 123- Слепые дети 1234 Слабовидящие 123- Дети с речевыми нарушениями 123- Дети с двигательными нарушениями 1234 Дети с ЗПР123- Умственно отсталые дети 34 Дети с расстройствами аутистического спектра 1234 СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ

2. Разработка адаптированной образовательной программы

3. Разработка индивидуального учебного плана

4. Разработка специальных условий

Образовательная абилитация отражает деятельность учреждения в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и состоит из трех основных компонентов: Психолого-педагогическая абилитация; Социальная абилитация; Физическая абилитация и оздоровлении;

Основные задачи абилитации в образовательном учреждении: - оказании психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - ранняя диагностика и включении детей в коллектив сверстников с целью дальнейшей социализации и развития; - реализация развивающего обучения, направленного на формировании у детей «жизненных» и «академических» компетенций;

- квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и физического развития; - профилактика возникновения «вторичных дефектов»; - создании условий, необходимых для получения детьми образовательных услуг; - реализация оздоровительных мероприятий (при наличии медицинского персонала и оборудования); - реализация дополнительного образования; Основные задачи абилитации в образовательном учреждении:

Абилитация в условиях постоянных групп проводится с детьми, способными к посещению дошкольной группы в режиме полного дня (12-14 часов). Второй уровень доступен детям, прошедшим подготовку к получению образования во фронтальных формах, способным к усвоению программного содержания, соответствующего нормативу для возрастной группы, но с использованиим специальных (коррекционных) приемов и средств обучения. Этот уровень относится к сопровождению ребенка в группе компенсирующей или комбинированной направленности.

Абилитационный процесс носит целенаправленный системный характер. Его задачи отражены в образовательной программе и годовом плане образовательного учреждения. Базовыми этапами реализации личностно- ориентированной модели абилитации являются: - диагностический; - коррекционно-развивающий; - аналитический;

Список литературы: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещении, – 343 с. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещении, – 343 с. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. - М. : Советский спорт, ,[1] с. : ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Библиогр.: с Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. - М. : Советский спорт, ,[1] с. : ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Библиогр.: с Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под.ред. Р.Е. Левиной. - М., С Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под.ред. Р.Е. Левиной. - М., С Дети с нарушениями общения [Текст] : учеб.издании / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - М.: Просвещении, с. - Библиогр.: с. 94. Дети с нарушениями общения [Текст] : учеб.издании / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - М.: Просвещении, с. - Библиогр.: с. 94. Лебединская, К.С. Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте [Электрон. ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах ИКП РАО Электр. ст. - Режим доступа: anomalnoj-psihicheskoj-konstitucii-v Лебединская, К.С. Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте [Электрон. ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах ИКП РАО Электр. ст. - Режим доступа: anomalnoj-psihicheskoj-konstitucii-v Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознании и поведении [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, – 464 с. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознании и поведении [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, – 464 с. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – – Электр. Ст. – Режим доступа: potrebnostjami?catoffset=10 Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – – Электр. Ст. – Режим доступа: potrebnostjami?catoffset=10 Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – – Электр. Ст. – Режим доступа: pedagogika?catoffset=10 Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – – Электр. Ст. – Режим доступа: pedagogika?catoffset=10

БЛАГОДАРЮ ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ