СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ Скоробогатова Ю.В. к.п.н., доцент кафедры ПиПДиНО НТГСПА, педагог-психолог высшей категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Взаимодействие специалистов при составлении индивидуального маршрута детей с ОВЗ МБДОУ детский сад комбинированного вида 53.
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья; Развитие познавательных процессов и морально-волевых качеств ребенка; Художественно-эстетическое.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Формирование представлений о здоровом образе жизни; Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий; Совершенствование двигательных навыков;
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ Скоробогатова Ю.В. к.п.н., доцент кафедры Пи ПДиНО НТГСПА, педагог-психолог высшей категории МСПП г. Нижний Тагил

« КОРРЕКЦИЯ » ( ЛАТ. СОRRECTIO ) В переводе с латинского языка слово означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Психологическая коррекция важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Она предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека с целью их изменения. Психокоррекция это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека (Р.С.Немов), не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются (А.А.Осипова).

Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возможностями ребенка (Овчарова Р.В.).

Ф ОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ симптоматическая, направленная на отдельные отклонения; этимологическая, ориентированная на источники и причины этих отклонений.

С ХЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Ответить на эти вопросы можно определив норму психического развития

П РИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ принцип комплексности принцип единства диагностики и коррекции принцип личностного подхода принцип деятельностного подхода иерархический принцип психологической коррекции каузальный принцип

С ОДЕРЖАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

ПОСТАНОВКА ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ 1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка. 2. Развитие различных видов деятельности ребенка. 3. Формирование возрастно- психологических новообразований.

П О СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.

Л ИЧНОСТНАЯ КОРРЕКЦИЯ направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.

К ОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.

К ОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.

К ОРРЕКЦИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.

А ЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ : четкая формулировка цели коррекционной работы; определение круга решаемых задач; определение методологии и содержания программы; выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной работы; определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная); отбор методик и техник для работы с клиентом; определение общего времени и графика встреч; подготовка оборудования; определение критериев эффективности психокоррекционных мероприятий.

О СОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ В ДОУ Необходимость органичного соединения общих и специфических направлений педагогического воздействия обуславливают трудности построения образовательной программы и педагогического процесса в детском саду для детей с ОВЗ. Особенно острой эта проблема становится в дошкольных учреждениях комбинированного вида, где воспитываются как дети с нормальным темпом психического развития, так и с ОВЗ.

Д ОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ВОЗМОЖНО С УЧЕТОМ : - структуры отклоняющегося развития и варианта нарушения; - знаний о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях; - возраста ребенка, в котором он поступил в детский сад и предполагаемой длительности пребывания в данном учреждении;

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВКЛЮЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ БЛОКИ : I – диагностический, II – физкультурно-оздоровительный, III – воспитательно-образовательный, IV – коррекционно-развивающий, V – социально-педагогический. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

О СНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ физическое развитие социально-нравственное развитие познавательное развитие речевое развитие эстетическое развитие

Д ИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

П РОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ 1. Создание условий: - необходимо создать специальную среду и подобрать соответствующее оборудование, пособия и игрушки (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность). - Подобрать (а при необходимости обучить) педагогов, компетентных в сопровождении детей с ОВЗ. - Подобрать методические материалы для диагностики и реализации основных направлений работы согласно «Образовательной программе» специального детского сада ( это учебно-методические пособия и программы, перспективные планы, формы рабочей и отчетной документации и др.). При разработке данных вопросов следует стремиться к соблюдению баланса между различными видами деятельности, умственной и двигательной нагрузкой.

Н АПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2. должна быть продумана организация жизни и деятельности детей и разработана соответствующие документы: - Специальный «Режим дня». - «Двигательный режим». - «Учебный план». - «Сетка занятий».

Н АПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3. задачи образовательной программы специального детского сада реализуются через различные формы работы с детьми: -специальные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности -режимные моменты -через такие формы работы, как досуг, экскурсии и т. д.

П РИ ПЛАНИРОВАНИИ КОНКРЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СПЕЦИАЛИСТЫ И ВОСПИТАТЕЛИ УЧИТЫВАЮТ : - принципы специального обучения и воспитания - результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно- образовательной работы - Задачи основных разделов «Образовательной программы»

О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ выявление качественных особенностей различных аспектов психического развития ребёнка; выявление «уровня обучаемости», т. е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями; определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой коррекционного обучения; дифференциация сходных состояний методом пролонгированной дифференциальной диагностики; определение параметров школьной зрелости и наиболее эффективной формы школьного обучения.

Р ЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ВЫСТРАИВАЕТСЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ : 1. Создание условий для защиты, сохранения и укрепления здоровья и для физического развития. - Создание условий в детском саду, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов (мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д). - Проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы. - Обеспечение полноценного питания. - Приобретение специального оздоровительного оборудования (кварцевые лампы, воздухоочистители, люстра Чижевского и т. д.) - Приобретение физкультурно-оздоровительного оборудования и тренажеров. - Оборудование спортивной площадки. - Обучение педагогов оздоровительным технологиям.

2. М ЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. - Медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами врачей закрепленной за детским садом детской поликлиники (диспансеризация, профилактический осмотр). - Внутренний медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами старшей медицинской сестры (штатная единица) и врача-специалиста: психиатра, невропатолога, физиотерапевта (по договору с учреждением).

М ЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Проведение оздоравливающих и развивающих мероприятий и процедур. Для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводят различные виды гимнастик и упражнений: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения, «гимнастика мозга» и т. д.

М ЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Для правильной работы опорно-двигательного аппарата и профилактики остроты зрения проводятся специальные комплексы упражнений: утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня, на занятиях (как фрагмент), Для общего оздоровления организма ребенка - планируется система закаливания, проводится витаминизация, детей обучают навыкам ухода за собственным телом и приемам самомассажа (по А. А. Уманской), дети принимают кислородный коктейль, и др.

Ф ИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. - На специальных занятиях: физкультура, коррекционная ритмика. Частично на музыкальном занятии. - Средствами подвижной и спортивной игры и физических упражнений на прогулке, в свободной деятельности, в других режимных моментах. - Формированием потребности в ежедневной двигательной активности как в саду, дома. - Привлечение родителей для совместного участия в спортивных и оздоровительных мероприятий.

Ф ИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. В период пребывания ребенка с детском саду педагоги и медицинские специалисты отмечают изменения в состоянии здоровья и физического развития в специальном документе – «Карте здоровья и физического развития».

Р ЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА. В рамках воспитательно-образовательного блока реализуются педагогические задачи, заложенные в «Образовательной программе» детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Задачи воспитательно- образовательного блока реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организации основных дошкольных видов деятельности, часть воспитательно-образовательных задач реализуется через режимные моменты.

С ОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Задачи социально-нравственного развития крайне актуальны для детей с ОВЗ. Заложенные в «Образовательной программе» задачи реализуются - на специальных занятиях, предусмотренных учебным планом – социальное развитие в старшей и подготовительной группе - проводит воспитатель; - через режимные моменты (в младшей группе) и в специально спроектированных играх и ситуациях (в средней группе) – проводит воспитатель; - на занятиях по «Ознакомлению с окружающем миром» (часть тем этого занятия посвящена ознакомлению с социальной действительностью, труду людей, некоторым историческим сведениям, детям даются сведения о строении и функционировании собственного тела, элементами ОБЖ и др.) - проводит учитель-дефектолог;

С ОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. - через чтение и обсуждение специально подобранной детской литературы - проводит воспитатель; - через специальные коррекционные занятия по развитию эмоционально-личностной сферы детей – занятие проводит педагог-психолог; - средствами арт-педагогики (коррекционный театр) – занятия проводят руководитель студии и психолог;

С ОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. - через сюжетно-ролевую игру, как модель социальных отношений – проводит воспитатель; - через взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам социального воспитания (изучение микросоциальных отношений в семье, беседы с родителями, тематические занятия и др.) – данную работу проводят все специалисты и воспитатели по разработанному плану; - через взаимодействие с органами социальной опеки.

П ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ : Сенсорное воспитание. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений. Развитие речи и коммуникативных способностей. Подготовке к обучению грамоте. Формирование школьнозначимых умений и функций (способность планированию и саморегуляции деятельности, моделированию и замещению, графо - и сенсомоторная координация и др.)

П ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ : Эстетическое развитие. Музыкальное воспитание. Театрализованная деятельности. Ознакомление с художественной литературой. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Предметной и игровой деятельности. Предметно-игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра. Игры драматизации. Дидактическая игра. Подвижные игры. Изобразительной деятельности. Лепка. Аппликация. Рисование. Комбинированная изобразительная деятельность и использованием бросового материала. Конструирования и моделирования. Из строительного материала. ЛЕГО-конструкторы и другие виды конструкторов[8].[8] Изготовление планов и карт. Оригами.

Т РУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Формирование навыков самообслуживания. Хозяйственно-бытовой труд. Ручной труд (работа с тканью, природным материалом).

С ОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1. Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ) решает задачи - формирования психологической базы для развития мышления и речи, - развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие, - формирование представлений об окружающем мире.

ККРЗ проводятся в игровой форме, объединяются единой темой и сюжетной линией. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическая работа с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения. Продолжительности каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от сроков пребывания детей в специальном детском саду и периода обучения. В первой половине учебного года такие занятия проводятся малыми подгруппами (2 – 3 ребенка), а во второй половине учебного года формируются подгруппы из 5 – 6 детей.

Д ЛЯ УДОБСТВА ПЛАНИРОВАНИЯ СЛЕДУЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ДВА ВЕДУЩИХ КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность). 2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).

О БУЧЕНИЕ ИГРЕ. Ведение в учебный план такого рода занятий обусловлено значительным отставанием детей с ОВЗ в овладении сюжетно-ролевой игрой. Специальные обучающие занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом решаются следующие задачи: · формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов; · развитие игры как совместной деятельности; · обогащение содержания детских игр.

В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги через другие занятия, через наблюдения за профессиональной деятельностью взрослых, беседы и чтение литературы формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач в игре детей возможно только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующей игровой атрибутики и игрушек.

Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой по «Ознакомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно- ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре, дидактической игре.