Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, реабилитации и реабилитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В.З. Денискина
индивидуально - дифференцированный подход Образовательный процесс в специальной школе направлен на решение учебно- воспитательных и коррекционно- восстановительных задач, каждая из которых характеризуется этапной завершенностью, связанной с возрастом детей, уровнем их подготовки, способностями и структурно- функциональными отклонениями в развитии, обусловленными зрительными нарушениями.
индивидуально - дифференцированный подход Необходимым компонентом обучения слабовидящих школьников является контроль, оценка и учет знаний, умений и навыков учащихся. Показатели учета дают необходимую информацию о ходе и результатах образовательного процесса, отражают динамику развития учащихся, ход реабилитационной работы.
Мониторинг обучения Класс ОбученностьКачество 3А100%0% 4А100%28,5% 5А100%50% 7А100%40% 9А100%50% 10А100%55%
индивидуально - дифференцированный подход Данные учета всегда должны быть объективны, правильно отражать движение ученика в образовательном и коррекционном процессах. Эти показатели определяют во многом пути совершенствования учебно- воспитательной и коррекционно- восстановительной работы в специальной школе, являются основой для прогнозирования развития образовательного учреждения.
мониторинг обучения
В педагогической практике нельзя обойтись без анализа средних показателей успеваемости учащихся за определенный период учебного времени. Такой анализ поможет учителю, руководству сделать выводы об эффективности организации всей учебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы.
Качество обучения I и II четвертей
индивидуально - дифференцированный подход Задача специальной школы состоит не в том, чтобы преподнести слабовидящему ученику как можно большой объем знаний, а в том, чтобы научить его добывать эти знания самостоятельно и уметь использовать их в практической деятельности, сформировать у него прочные ориентировочные навыки при опоре на сохранные виды чувствительности, научить его учиться в условиях зрительной депривации.
Мониторинг обучения Класс ОбученностьКачество 3В100%40% 4В100%66% 6В100%40% 7В100%0% 8В100%66% 9В100%0%
мониторинг обучения
В системе контроля, учета знаний, умений и навыков учащихся важно показать успехи не только в результативности, в получении высокой оценки и отметки, но и отметить, как это достигается, каким трудолюбием и усердием. Как школьник побеждает свой зрительный недуг. Учет успеваемости работы ребенка связан и с его поведенческой деятельностью. Это положение должно звучать в оценочном компоненте.
Ученику необходимо доступно, тактично и доверительно объяснить, что мешает ему в достижении хороших и отличных результатов в обучении, как преодолеть недостаток зрения, какая коррекционная направленность в его работе необходима.
Учет успешности познавательной, коррекционной, трудовой и другой деятельности школьника необходимо строить в соответствии с показателями психолого- педагогических и офтальмологических наблюдений за работой слабовидящего воспитанника и в зависимости от этого планировать пути дальнейшей коррекции вторичных дефектов у ребенка и методику индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся школы-интерната.
Методическая работа Современный педагог должен не только овладеть уже достигнутым уровнем педагогического мастерства, но и уметь на его основе создавать качественно новое профессиональное мышление, формировать у себя навыки исследователя.
Методическая работа Мы не сможем сформировать творческую личность школьника, его активную жизненную позицию, если сами не будем активны в творческом поиске, в самосовершенствовании, в постижении искусства преподавания, тайн и секретов учительского мастерства.
Методическая работа Методика обучения и воспитания школьников – это основа научного подхода к развитию педагогики. Сегодняшние подходы к развитию творчества учителей и воспитателей требуют перестройки системы методического общешкольного планирования, выхода на единую методическую тему образовательного учреждения, на глубокое изучение коррекционно-развивающих процессов, на создание оригинальных приемов и методик тифлопедагогической работы.
Неделя наук Все формы и разновидности методической работы выходят на демонстрацию результатов своей исследовательской деятельности, на практические умения учителей и воспитателей. Это реализуется в ходе организации системы открытых уроков и внеурочных мероприятий.
Неделя наук Открытый урок для своих коллег – это не простое дело, это методически продуманное мероприятие, целенаправленное и аргументированное. Педагог показывает успешность разработанных приемов и методик, коррекционную направленность обучения и воспитание детей со зрительной депривацией.
Неделя наук Педагог находит и определяет как успешные стороны вводимой инновации, так и недостатки, допущенные неточности и ошибки в методическом и коррекционном построении занятий. При разборе занятий и особенно открытых уроков важно оценить деятельность слабовидящих школьников.
Неделя наук Эта оценка отражает работу педагога по формированию личности ученика и детского коллектива, уровень коррекционно-воспитательной работы в классе Если педагог научил детей организованно работать на уроке, сформировал коррекционные умения и навыки. То дети будут исполнять свои учебные обязанности эффективно
Неделя наук Пользу при комплексном обсуждении занятия получают все присутствующие члены педагогического коллектива. Мы примеряем увиденную методику на себя, на свою предметную, воспитательную и коррекционную деятельность, делаем выводы и определяем те участки работы,
Дары природы где можем применить увиденную инновацию и что из представленных коррекционных приемов можно использовать на пути преодоления психофизических недостатков в развитии учащихся, связанных с дефектом зрения
Здоровьеформирующая направленность образовательного процесса Слабовидящие дети соматически ослаблены. У них чаще, чем у детей с нормальным зрением, выявляются изменения со стороны других органов и систем. У отдельных детей зрительный дефект сочетается с различными отклонениями в нервно-психической сфере. Проведение диагностики необходимо для осуществления социально-педагогической поддержки, которая обеспечивает отношения подростка со средой, помогая преодолеть трудности самоопределения с наименьшими негативными последствиями.
Здоровьеформирующая направленность образовательного процесса В качестве методов диагностики используются: - изучение документации для выявления детей с различными формами ослабленного зрения; - беседы с педагогами, родителями, учащимися; - наблюдение за учащимися в процессе обучения; - анализ продуктов учебной и трудовой деятельности, состояния успеваемости; - изучение интересов, способностей, склонностей, ценных ориентаций, взаимоотношений в школьной и внешкольной среды.
Мониторинг сохранности зрения Класс Улучшение зрения Осталось без изменения Ухудшение зрения 1 «а»-100% (5 чел.)0 3 «а»-100% (5 чел.)0 4 «а»-100% (7 чел.)- 5 «а»-100% (8 чел.)0 7 «а»-100% (13 чел.)0 9 «а»-66% (4 чел.)34% (2 чел.) 10 «а»-100% (9 чел.)- Всего:-96% (51 чел.) 4% (2 чел.)
Мониторинг сохранности зрения Класс Улучшение зрения Осталось без изменения Ухудшение зрения 1-2 «в»-100% (4 чел.)- 3-4 «в»-100% (8 чел.)- 6-7 «в»-100% (8 чел.)- 8-9 «в»-100% (5 чел.)- Всего:-100% (25 чел.)-
Таблица заболеваемости Класс Всего об-ся Всего заболевших Из них ОРЗ, ОРВИ Грипп ОКИдизентер ия Прочие заболевания 1А В В2В А В А В А В А В В В А А Итого