С.Л.Каганович, д.филол.н., 2015. Региональный этап – 22 – 23 января 2 тура: Аналитический – 5 часов Творческий – 5 часов Заключительный этап – ? 3 тура:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
Advertisements

Особенности организации проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году Елена Сергеевна Ярина, председатель.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Аналитическое задание Комплексный анализ прозаического произведения.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Элективный курс для обучающихся гуманитарной направленности 10 класса общеобразовательных школ.
Характеристика структуры и содержания КИМ по литературе ГИА 9 класс.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Типы олимпиадных заданий Методы решения литературоведческих задач на олимпиаде школьников.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Изучение инструктивно- методических материалов как одно из важнейших направлений деятельности ШМО.
Транксрипт:

С.Л.Каганович, д.филол.н., 2015

Региональный этап – 22 – 23 января 2 тура: Аналитический – 5 часов Творческий – 5 часов Заключительный этап – ? 3 тура: Аналитический – 5 часов Творческий – 5 часов Устное выступление – 3-5 минут

Концепция олимпиады по литературе. Общие подходы. - Лекция председателя ЦПМК С.В.Волкова Или: Yov9rwyaDoUj7SAJLCQ82V7EYfLDtfQ%3D

Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2016 г.: n=com_content&view=article&id=10588: &catid=44: &Itemid= n=com_content&view=article&id=10588: &catid=44: &Itemid=6855

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своем уровне).

В частности: «писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, публицистическая статья, эссе, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения…»

Задания олимпиады могут базироваться на текстах, выходящих за рамки школьной программы и соответствующих стандартов. Работы пишутся только в прозаической форме. Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче. Писать разборчиво!

Не разрешается пользоваться справочной или художественной литературой, собственной бумагой, электронными средствами связи. Черновики не проверяются, но, если задание выполнено не полностью, черновик может быть учтен при оценке работы в пользу ученика. Сканированные работы призеров и победителей размещаются на сайте (НИРО, федеральном).

Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников Здесь – правила проведения олимпиады, разбора и показа работ, апелляции и т.д.

Принципы составления заданий

Задания для 9-11-х классов на всех этапах строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады.

Комплексный анализ текста (прозаического ИЛИ поэтического – по выбору ученика).

«Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. … … Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл - и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения». (Метод. рекомендации)

Региональный этап 2015 г. Рассказы: 9 кл.В.Астафьев. Старая лошадь 10 кл. В.Аксенов.Победа 11 кл. М.Осоргин. Часы Стихотворения: 9 кл. Ю.Левитанский. Как показать зиму 10 кл. В.Заболоцкий. Чертополох 11 кл. В.Ходасевич. Дактили

Федеральный этап 2015 г. Рассказы: 9 кл. А.Степанов. Руководство по наблюдению кучевых облаков 10 кл.В.Набоков. Пассажир 11 кл. С.Кржижановский. Рисунок пером Стихотворения: 9 кл. Б.Ахмадулина. Игры и шалости 10 кл.Е.Баратыныский. Пироскаф 11 кл. Е.Щировский. На отлет лебедей

Школьный и муниципальный этапы г. Рассказы: 9 кл. В.Одоевский.Индийская сказка о четырёх глухих 10 кл. А.Грин. Победитель 11 кл. В.Пьецух. Наш человек в футляре Стихотворения: 9 кл. М.Лермонтов. Поле Бородина 10 кл. В.Соколов. «Ученический зимний рассвет…» 11 кл. А.Кушнер. «Слово «нервный» сравнительно поздно…»

На аналитическом этапе: Тексты – преимущественно мало знакомых авторов ХХ-ХХI века. Поэтические тексты почти всегда включают «чужое слово», имеют «выходы» к произведениям других авторов «до» или «после». Б.Ахмадулина. Игры и шалости: Мне кажется, со мной играет кто-то. Мне кажется, я догадалась - кто, когда опять усмешливо и тонко мороз и солнце глянули в окно. ……………………………………………………….

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: 1 – 5 – условная «двойка», условная «тройка», 11 – 15 - условная «четверка», 16 – 20 - условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. /30 б./

« Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нем и в наибольшей степени работают на раскрытие заложенных в нем смыслов». Метод. рекомендации

Не стоит ориентироваться на традиционный алгоритм «тема- идея- худ. средства», особенно в поэзии, где тема и идея далеко не всегда определяются

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту. /15 б./

Композиционная стройность - это не только традиционные Вступление – Основная часть – Заключение и не простое нанизывание разрозненных наблюдений. Это связный текст, где есть стержень и логика переходов от одного наблюдения к другому. Стилистическая однородность – это соответствие стиля – жанру работы («аналитическое сочинение литературоведческой направленности») Не должно быть простого пересказа текста, текст должен иллюстрировать или подтверждать какие-то наблюдения и утверждения.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. /10 б./

« Анализ текста - это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе еще не означает научности. Гораздо важнее сказать о своем понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозировано». Метод. рекомендации

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. /10 б./ Желательно: анализ – в сопоставлении с другими текстами; выход в область искусства (музыка, иллюстрация, экранизация и т.д.). Необходима точность фамилий, инициалов, названий и т.д.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). При наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. /5 б./

Непредсказуемо! «Наращивать» общую эрудицию

Творческий тур должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, ведущего блога, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Задание Заключит.этапа 2015 – 11 кл.: Вам… предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе. … Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача - рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное.

Светит месяц, дол сребрится, Мертвый с девицею мчится... В дворцовой келье песенник Ундины Вычерчивал таинственный офорт, Где ужас лунным призраком простёрт Над башнями готической руины. Он видел мир, где бродят капуцины, Гомункулы родятся из реторт, И вьётся ураган бесовских орд У виселиц заклятой котловины. Но сын турчанки полюбил Восток, Реченья мудрых в арабесках строк, Слова любви в персидском фолианте И вкрадчивые шелесты поэм, Где брачной лаской тешится Рустем И в пламени блуждает Дамаянти.

На Заключительном этапе с 2014 г. 3 тур - устный

Темы устного выступления должны касаться социокультурных и этических проблем, связанных с книгой, чтением, литературным и общественным процессом, - проблем о которых всегда говорила русская литература. На устном туре участникам предлагаются две темы на выбор. На одну из них готовится публичное выступление: составляется простой или сложный план, формулируются вопросы, подбираются весомые аргументы, в том числе литературные или исторические факты, создается предварительный текст выступления.

9 класс 1. Вы непременно должны это прочитать! 2. Убьёт ли компьютер бумажную книгу? 1. О чем «говорят» заглавия книг? 2. С каким литературным героем Вам бы хотелось поговорить (поспорить) и о чём? 10 класс 1. Стихами можно (нельзя) сказать больше, чем прозой. 2. Нужен ли людям, говорящим на одном языке, общий круг чтения? 1. Города мира, о которых я узнал(-а) из книг. 2. «Входить в роман все равно что участвовать в восхождении» (Умберто Эко). Согласны ли Вы с мнением знаменитого итальянского писателя, философа, учёного?

11 класс 1. Какого автора (книгу) нужно непременно включить в круг школьного чтения? 2. «Не надейтесь избавиться от книг!» (У.Эко). Как вы понимаете лозунг (призыв) знаменитого романиста и литературоведа? 1. Зачем мне нужна филология? 2. Какой литературный проект вы можете предложить своей школе (городу)?

Развитие общей культуры и эрудиции, Внимание к историческим фактам; Теория литературы: виды, роды, жанры; стиховедение; литературные направления Работа над речевыми и грамматическими ошибками.

Рекомендуемые источники: Журнал «Литература». Изд.дом. «Первое сентября» гг. – практически в каждом номере – материалы, которые могут быть полезны при подготовке (в школах – электронные диски в рамках проекта «Школа цифрового века») 2014, 1 – почти весь номер посвящен олимпиаде 2014, 9 – статьи о ВСОШ и о Ломоносовсеом турнире

2015, 9. С.Волков. Олимпиада по литературе: от центра к окраинам. Об организационных и содержательных аспектах олимпиады.

Рубрика «Готовимся к олимпиаде». Владимир Владимирович Сперантов. Законы литературы – 2012, 10, Образ и образность – 2013, 1, «О вреде и пользе памяток и схем: мифы и реальность» , 2 Рубрика «Навстречу олимпиаде». Ведет Татьяна Геннадьевна Кучина. 2013, 7- 8,9,10,11, 2014,1,2 – поэтапное обучение анализу художественного текста, с заданиями, комментариями и т.д.

Рубрика «Спецпроект. Литературные направления». Ведет Оксана Вениаминовна Смирнова – 2012 гг. – почти в каждом номере, обо всех литературных направлениях: 2011,2 – барокко, 4-классицизм, 14 – реализм, 16 – модернизм, 17 – символизм и акмеизм, 2012, 5, футуризм, 8 – соц.реализм, 2013, 1,2 – постмодернизм

Список литературы Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М.: Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г. М. Фридлендер. Л., Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М.Марковича и В. Шмида. СПб., Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., С Терешкина Д.Б., Дерябина Е.П. Анализ художественного текста: Учебное пособие. Великий Новгород Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М.,1972. Или: СПб.,1996. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Интернет-ресурсы - Информационный портал Всероссийской олимпиады по литературе работы призеров и победителей заключительного этапа г. с комментариями проверявших группа в фейсбуке mpiadi/5. html - Л.В.Тодоров. Литература. Всероссийские олимпиады. mpiadi/5. html users/teacher/vertical/other - Олимпиады. Литература (Е.Г.Чернышева, Л.А.Черниченко). users/teacher/vertical/other

97b.htm - Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною...». Методика анализа. 97b.htm Vnutrennij mir pdf - Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения Vnutrennij mir pdf - Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие полезные сетевые ресурсы).

- ссылки на разные литературоведческие словари Поэтический словарь А.П.Квятковского wyaDoUj7SAJLCQ82V7EYfLDtfQ%3D – лекция председателя ЦПМК С.В.Волкова о концепции олимпиады по литературе wyaDoUj7SAJLCQ82V7EYfLDtfQ%3D