Мир природы в жизни ребенка раннего возраста. Маидова Ф.А. Воспитатель второй квалификационной категории ГБДОУ 8 СПб г. Пушкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наблюдение – метод чувственного познания природы Преподаватель методики экологического образования Кукарина Ольга Сафоновна.
Advertisements

Мир цветов и насекомых. Цель тематической недели: формировать и расширять элементарные представления детей о насекомых и цветущих растениях, об особенностях.
Проект «Времена года» Кузнецова Ирина МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Веселые звоночки» Г.Барнаул.
Ребёнок познаёт мир природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в нашем детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к.
Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения.
Реферат Экологическое воспитание детей дошкольного возраста -формирование системы экологических знаний и представлений - развитие эстетических чувств -
Первая младшая группа 8 «Капельки» МАДОУ 113 «Капитошка» Воспитатель: Недорезова Валентина Игоревна Октябрь 2017.
Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями, выполняя посильные поручения по уходу за.
Мини-проект «Огород на подоконнике ». Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития.
Проект «Зимушка- зима» Старшая группа «Улыбка» Воспитатели: Малина В.А Михайлова Г.П.
Проект по ознакомлению детей с природным миром во второй младшей группы детского сада Авторы презентации: Такун Наталья Степановна, Нуриева Елена Сагитовна.
ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ Автор : воспитатель ГБДОУ 47, Костюкова Алла Виленовна Руководитель : Чинакаева Елена Сергеевна.
Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей). Знако­мить детей с особенностями.
ЦВЕТЫ ЮЖНОГО УРАЛА «Цветы вокруг нас» МАДОУ младшая группа 4 Воспитатель: Гладченко Ю.Н.
Проект «Осенние фантазии» Подготовила воспитатель группы 5 Бакатович Ю.Г.
Авторы проекта: Кладова М.А., Ковалева О.Б., МБДОУ Детский сад 88 «Аленушка»
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
МБДОУ ЦРР Детский сад 141 Экологическое воспитание во второй младшей группе Выполнили: Воспитатель: Каковкина Е.О. Белолипецкая О.О.
Проект Осень- дивная пора.. Автор проекта: Харазова Ф.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Вид.
«Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование» (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.
Транксрипт:

Мир природы в жизни ребенка раннего возраста. Маидова Ф.А. Воспитатель второй квалификационной категории ГБДОУ8 СПб г. Пушкин

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир; Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь; Дети познают окружающий мир непосредственно, практически…

Важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.

Пробудить у ребенка интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Как я сам отношусь к природе? Кто я – хозяин природы или ее часть? Могу ли я удивляться и радоваться природе?Как я сам отношусь к природе? Кто я – хозяин природы или ее часть? Могу ли я удивляться и радоваться природе? Постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться травке, птичкам, солнышку и т.д.

Экологическое воспитание в раннем возрасте. Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Интеллектуальный аспект Действенный аспект Эмоционально- эстетический аспект

Планирование работы по формированию элементарных экологических представлений. Непосредственно образовательная деятельность – 1 раз в месяц. Наблюдения на прогулке – ежедневно. Образовательная работа экологического содержания в режимных моментах Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (рассматривание иллюстраций, игрушки…) Работа с родителями (рекомендации, творческие задания, конкурсы, наблюдения).

ФГТ к структуре ООПДО ОО «Безопасность» Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы Коммуникация Познание Социализация Художественное творчество Музыка Труд Здоровье Безопасность Физическая культура

Формы и методы приобщения ребенка к природе: Постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы; трудом взрослого в природе, посильное участие. Дидактические игры, образные игры- имитации. Чтение детских книг, поговорок, потешек.

Формы и методы приобщения ребенка к природе: Создание коллекций Беседы Элементарные опыты (детское экспериментирование, игры- экспериментирования) Продуктивная деятельность. Просмотр иллюстраций, телепередач, альбомов, открыток, фотографий

Наблюдение. Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка. Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. Педагог должен стимулировать детскую любознательность: учить видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.

Наблюдения проводятся ежедневно Примерный перечень наблюдений на прогулке за объектами живой природы и явлениями неживой природы для детей 2-4 лет 2-4 лет Опора на индивидуальные особенности воспитанников группы, уровень их развития и практический опыт. Объекты для наблюдения Цель и задачи наблюдения Содержание наблюдения Связь с различными видами детской деятельности

Общие требования к наблюдению: Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Общие требования к наблюдению: Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Системность в проведении наблюдений.

Общие требования к наблюдению: Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. достигается разнообразными Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Приемы активизации умственной деятельности постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявление вопросов различной степени сложности.

Общие требования к наблюдению: Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование, лепка, беседы об увиденном).

Организация наблюдения: К наблюдению привлекают небольшую группу детей, не занятых интересным делом (3-10 человек) Кратковременный характер наблюдения ( минут) Включение системы анализаторов (прикоснуться, попробовать на вкус, ощутить весовые различия…) Наблюдение можно закончить дидактической игрой или трудовым поручением.

Дидактические игры 1 группа Решают задачи экологического развития – т.е. дают детям знания о закономерностях развития природных объектов, свойствах объектов неживой природы 2 группа Игры, развивающие восприятие, память, мышление. Содержание – природные объекты.

1 группа Живая природа «Мама и малыш» «Было - стало» «Чудесный мешочек» «Откуда берется дерево?» «На речку или по грибы?» «Кошка» (игры- имитации) «Сортируем семена» «Кто где живет?» Объекты неживой природы Экспериментирование «Разноцветная вода» «Утонул? Достанем!» «Дождевые струйки» «Ледяные кубики» «Выращивание луковицы» Установление физических закономерностей, познание свойств и возможностей материала.

Детские коллекции Коллекция – собрание необычного, удивительного, нового для ребенка. Рассматривание и игры с коллекционным материалом только совместно со взрослым!

Из чего состоит коллекция? Ракушки, перышки, листочки, шишки, камешки, семена, сухие плоды (желуди, каштаны), причудливые веточки и корешки. Систематизация коллекции: Живая/не живая природа Сенсорные признаки (цвет, форма, размер, вес и т.д.) В коллекцию не должны включаться «мертвые» объекты (засушенные насекомые)

Как работать с коллекцией? Рассматривание 1-2 экспонатов коллекции за один раз. Медленно достаем и рассматриваем объект. Даем объект ребенку для рассмотрения. Сопровождаем действия речью, привлекаем внимание к свойствам объекта.

Игры с коллекционным материалом Игры с однородными предметами «Самый-самый» (камушки, шишки); Размер Вес Гладкий или шершавый Обновление ассортимента камней!

«Камешки спрятались» Дорожка-шнур Препятствия (валик, платок) Дети с корзинками ищут камушки, спрятанные педагогом. После нахождения камушка – рассказать – какой он.

Игры с разнородными объектами «Где же вы живете?» Систематизация природных объектов. Материал: Макеты елки и берега моря; природный материал (шишки и камешки) «Веселые горки» Материал: горки для скатывания предметов; камешки (округлые), шишки, желуди. Предметы различаются размерами.

Прогулка Наблюдение Дидактическое задание (игры) Трудовые действия Подвижная игра

Развивающая среда, деятельность детей в природе. Игровые материалы: Разрезные картинки, разделенные на 2-4 части по прямой. Кубики с предметными картинками (4-6 частей) с изображением объектов природы. Наборы объемных и плоских игрушек: «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты». Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Времена года», «Парочки». Серии сюжетных картин из 4 штук: времена года (природа и сезонная деятельность людей). Альбомы для рассматривания. Макеты экологических систем. Коллекции

Мир растений… деревья, трава, цветы, овощи, фрукты Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с ребенком. Надо помочь ребенку понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Не спешите ответить на вопросы, которые вы задаете ребенку. Очень важно, чтобы ребенок высказал свои предположения.

Новое растение сравнивать со знакомым по 1-2 признакам (цветет - не цветет, большие - маленькие листочки) Для ухода за растениями необходима яркая красивая леечка. Показать ребенку способы полива растений, помочь самому полить. Важно вместе с ребенком чаще походить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.

Наблюдение за цветущими растениями Наблюдения за цветущими растениями многократно повторяются. Выделить окраску, размер, количество цветков (один или много), понюхать. На следующий день предложите ребенку самому посмотреть, как выглядит растение. Дидактические игры «Найди такой же», «Большие и маленькие», «Один и много» и т.д. Зимой можно выращивать овощные растения (лук, морковь, свеклу, петрушку).

Мир животных… домашние и дикие животные, их детеныши, птицы Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая бабочка - окраска, птичка – полетом, звуком).

Осень Расцвечивание листьев и листопад. Танец с листочками, послушать как шуршат листья под ногами, посмотреть откуда слетают листья, поискать, кто прячется на земле под листьями, украсть листьями комнату… Наблюдение – как с деревьев падают листья, они разные по цвету, красивые. Цветов и травы становится все меньше. Птицы улетают. В наблюдениях за животными обращайте внимание на их движения. Игры «Принеси листочек», «Собери листья желтого цвета», подвижные игры, чтение стихов.

Зима. Мороз и холод, короткие дни, снег и лед. Наблюдение за снегом: идет, падает, кружит, медленно опускается, ложится на дорожки, скамейки… Исследование снега: легкий, холодный, можно слепить комок. Рассмотреть снежинку. На теплой ладошке снег тает. Пушистый. Следы на снегу. Чтение стихотворений, потешек.

Весна. Становится теплее и светлее, тает снег, много воды, первая зелень. Солнышко становится теплее. Наблюдение за ручейками, лодочки для ручейков. Первая травка, чистые дорожки. Где-то еще снег, а где-то уже земля. Первые цветы: мать-и-мачеха, подснежники, крокусы, одуванчики. Рассмотреть растения. Первые насекомые. Отражение впечатлений в рисунках, поделках.

Лето. Рассматривание цветов (строение, цвет, размер, количество, запах). Рассматривание плодов (величина, цвет, форма, вкус). Для чего нужны растения в городе? Нарядный вид, очищение воздуха от пыли, аромат. Наблюдение за насекомыми. Чтение стихотворений, потешек. Наблюдение за птицами (как летят, какие звуки издают) Игры на различение и запоминание животных: «кто пришел?», «Кого не стало?», «Кто тебя позвал?» Группировку животных в пары по признаку: взрослое животное- детеныш «Чей малыш?», «Помоги найти маму». Вычленение характерных для животных повадок: «Кто что ест?», «Кто клюет, а кто лает?» «Кто как кричит?»