Профилактика депрессивных состояний в детско-подростковой среде Колотева Е.Ю. педагог-психолог МБОУ СОШ 5 г.Михайловка Волгоградской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика депрессивных состояний в детско-подростковой среде Джишкариани Е.А. педагог-психолог БШ 2 г.п.Корма.
Advertisements

Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
( от лат. deprimo « давить », « подавить ») психическое растройство, характеризующееся « депрессивной триадой »: снижением настроения и утратой способности.
Депрессивные расстройства в у младших школьников. УПК «Ясли-сад-начальная школа 6» г. Бреста Педагог-психолог Ирина Ивановна Гуреева.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Особенности возрастной психологии подростков и юношей Положительные изменения: проявление чувства взрослости; рост самосознания, самооценки; повышенное.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Суицид Хабарова Алиса 11 В. Cамоубийство, суицид – умышленное лишение себя жизни. Под самоубийством понимаются два разнопорядковых явления: Во-первых,
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА: «ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СУИЦИДА» Презентацию подготовила Сухих И. А. Педагог-психолог МКОУ СОШ 3 г. Котельнича.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Транксрипт:

Профилактика депрессивных состояний в детско-подростковой среде Колотева Е.Ю. педагог-психолог МБОУ СОШ 5 г.Михайловка Волгоградской области

Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления, двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности

Причины появления депрессивных состояний Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется) Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя) Безнадежность (будущее не предвещает ничего хорошего) Чувство собственной незначимости( уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)

Основные мотивы Лично-семейные семейные конфликты( развод родителей, болезнь, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбления, унижения со стороны окружающих) Состояние здоровья Конфликты, связанные с антисоциальным поведением( боязнь любого наказания) Конфликты, связанные с учебой Материально-бытовые трудности

Специфические симптомы депрессии Ухудшение внимания; Грезы наяву; Плохие оценки; Тоска; Физическая боль; Уход в себя.

Проявление симптомов депрессии на разных возрастных этапах:

У маленького ребенка снижение аппетита остановка в прибавке веса капризность замедленность движения

Младший подростковый возраст (10 – 12 лет) Соматические симптомы: общее недомогание; расстройства пищеварения; нарушение аппетита; аустенизация. Поведенческие проявления: чувство одиночества; замкнутость; усталость; потеря интереса к прежним увлечениям.

Средний подростковый возраст (12 – 14 лет) Признаки школьной фобии: академическая неуспеваемость; нарушение памяти; коммуникативные расстройства. Девиантное поведение: агрессивность; склонность к бродяжничеству; правонарушения.

Старший подростковый возраст (14 – 18 лет) навязчивые размышления о смысле жизни и смерти; бесплодное мудрствование; снижение продуктивности интеллектуальной деятельности.

« Этапы и методы исследования депрессивных состояний»

Первый шаг- прояснение ситуации, выявление показателей дезадаптации, эмоциональных признаков риска (наблюдение, опрос, написание автобиографии с последующим анализом ) Второй шаг – определение типа акцентуации (тест ПДО, Личко) Третий шаг- диагностика особенностей поведения в трудных ситуациях; диагностика типа направленности личности и типа реакции в ситуации фрустрации(тест Розенцвейга «Тест фрустрационной толерантности", Б.Басса «Определение направленности личности») Четвертый шаг – определение уровня тревожности и агрессивности (тест Спилбергера-Ханина и тест Басса-Дарки) Пятый шаг- выявление аутоагрессивных тенденций и сферы конфликта (метод неоконченных предложений С.И.Подмазина, рисуночный тест Сильвера)

Пути вывода из депрессии

Задачи психолога: При незначительном проявлении депрессии: Предложить подростку эмоциональную поддержку Проработать с ним негативные чувства Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка Встретиться с родителями (лицами их замещающими) Постараться встретиться с подростком через некоторое время и наладить постоянные контакты

Задачи психолога: При наличии депрессии средней степени Предложить эмоциональную поддержку Проработать суицидальные чувства Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы) Обсудить альтернативы самоубийства Заключить контракт Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее Связаться с семьей, друзьями

Задачи психолога: При наличии депрессии высокой степени (риск совершения суицида): Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту По возможности удалить от орудия самоубийства. Заключить контракт Немедленно связаться с опытными врачами Известить семью

Мишени коррекционной работы Депрессивные факторы Антидепрессивные факторы Эмоциональная депривация Выраженная эмоциональная привязанность Несформированность родственных связей Родственные связи и обязанности Эгоизм (эгоцентричность)Чувство долга, понятие о чести Положительное отношение к суициду Принятие норм общественного поведения, осуждающих суицид Несформированный образ будущего Планы, определяющие цель жизни Суженность сознания (туннельность) Умение видеть ресурсные возможности Склонность к негативному восприятию жизни Позитивное восприятие жизни Отсутствие смысла жизни Способность понять проблему

Литература: Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под ред.А.В.Петровского.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение, с., ил. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с. Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум.-Мн.: Нар.асвета, Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004, 202 с. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996, 546 с. Сакович Н.А. Диалоги на аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. –М., Генезис, 2012, 287 с.