СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ д.э.н. Мейрам КАЖЫКЕН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Социальное партнерство в сфере труда План. 1. Понятие социального партнерства в сфере труда. 2. Стороны социального партнерства. 3. Уровни и органы.
Advertisements

Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ по заключению, изменению коллективного договора Нормативное правовое основание – ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ.
С истема нормативно-правового обеспечения в ОУДОД. Разработка, внедрение и действие локальных актов. Организационно-методический центр Детско-юношеский.
Приветствуем участников собрания профсоюзного актива членских организаций Федерации, посвящённого Всемирному дню действий «За достойный труд!»
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
Основные функции профсоюзов 1.Представительская – представление интересов работников перед работодателем, органами муниципальной, региональной и государственной.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
ПОПРАВКИ В ЗАКОН РК «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ» Астана, 2015 год.
1) оказание материальной помощи членам Профсоюза ;;;; 2) выделение путевок работникам в областной санаторий-профилакторий «Юбилейный»
Основные документы, регламентирующие охрану труда.
О роли Министерства труда и занятости Республики Карелия в развитии социального партнерства в сфере труда Министерство труда и занятости Республики Карелия.
С ОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА К ОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ Автор: Наумова И.В.
Гилёва Наталья Васильевна кандидат юридических наук доцент кафедры международного права КазНУ им. аль-Фараби, Консультант Юридической компании «Колибри.
Понятие коллективного договора. Содержание и структура.
Мстислав Русаков Центр информации по правам человека Организация профсоюзов работников образования.
Коллективный договор – нормативно-правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения в организации, и заключаемый работниками и работодателями в.
Труд:право или обязанность?Трудовые права несовершеннолетних. План урока Трудовые права несовершеннолетних Дополнительные гарантии Деятельность профсоюзов.
1. Предмет и метод трудового права. 2. Структура трудового кодекса РФ. 3. Основные принципы трудового права. 4. Источники и система трудового права. ЛИТЕРАТУРА.
Социальное партнерство в сфере труда. Понятие социального партнерства Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями.
Транксрипт:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ д.э.н. Мейрам КАЖЫКЕН

Для чего необходимо социальное партнерство ? Трудовые отношения порождают различные и многочисленные конфликты между работником и работодателем. Для упреждения трудовых и социальных конфликтов существует институт социального партнерства заинтересованных сторон. Партнерство реализуется уполномоченными представителями сторон в рамках действующего законодательства. Сторонами партнерских отношений выступают государство, представители работников и представители работодателей. Они взаимодействуют на четырех уровнях: национальном; отраслевом; региональном; организации.

Партнерство – наилучший способ поиска согласованного решения возникших споров. Партнерство невозможно без доброй воли и взаимной заинтересованности сторон. Если между сторонами возникают конфликты, то в их интересах найти действенные способы своевременного и эффективного разрешения споров. Существуют партнерские отношения между государством, представителями работников и работодателей касательно условий и оплаты труда, повышения компетенций работников, социальных гарантий и других аспектов в сфере трудовых отношений.

Социальное партнерство – это институт цивилизованного регулирования трудовых отношений с участием представителей органов государственной власти, работодателей и работников. Нормы и правила социального партнерства направлены на согласование интересов сторон по вопросам, касающимся: -оплаты труда (зарплата, пособия и др.); -повышения качества трудовых ресурсов, профессиональной подготовки и переподготовки кадров; -социальных гарантий и др.

Уровни социального партнерства: -национальный (Генеральное соглашение); -отраслевой (отраслевое соглашение); -региональный (региональное соглашение); -организация (коллективный договор). Формы социального партнерства: переговоры и заключение соглашений и коллективных договоров; взаимные консультации в рамках соглашений и коллективных договоров; участие работников и их представителей в управлении организацией; досудебное разрешение трудовых споров.

Основные функции социального партнерства. - прямые функции – заключение и реализация генерального, отраслевых и региональных соглашений, а также коллективных договоров. - косвенные функции – обеспечение формирования гражданского общества, развитие демократии, достижение социальной справедливости.

Основные принципы социального партнерства: - равноправие сторон; -уважение и учет интересов сторон; -добровольность участия сторон в переговорах; -равноудаленность государства от других сторон-партнеров; -соблюдение сторонами норм законодательства; -свобода выбора вопросов для обсуждения; -добровольность принятия сторонами на себя обязательств; -обязательность выполнения пунктов соглашений и коллективных договоров; -ответственность сторон за невыполнение пунктов соглашений и коллективных договоров

Конвенции МОТ Конвенция 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (основополагающая). Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей создавать по своему выбору организации или вступать в такие организации без предварительного на то разрешения, а также определяет серию гарантий свободы деятельности организаций без какого-либо вмешательства со стороны государственных властей.

Конвенции МОТ Конвенция 98 о праве на ведение коллективных переговоров. Предоставляет защиту от дискриминационных действий, ущемляющих свободу объединения, защищает организации трудящихся и предпринимателей от вмешательства в дела друг друга, а также определяет меры, поощряющие и развивающие коллективные переговоры.

Конвенции МОТ Конвенция 135 о представителях трудящихся. Предоставляет широкие возможности трудящимся для защиты своих интересов, использования профессиональных навыков и способностей для выполнения работы.

Социальное партнерство в Казахстане В 1994 году президентом Казахстана подписано постановление «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений». В 2000 году принят Закон «О социальном партнерстве в Республике Казахстан», проект которого был подготовлен профсоюзами. С введением в действие закона социальный диалог обрел статус институционального способа для консультаций и переговоров между представителями правительства, работников и работодателей по формированию социальной политики государства.

Закон позволял сторонам на основе диалога на всех уровнях партнерства решать трудовые и связанные с ними социальные и экономические задачи, не доводя их до конфликтных ситуаций. Законом Генеральное, отраслевые и региональные соглашения были признаны правовыми актами. При непосредственном и активном участии Федерации профсоюзов Республики Казахстан в стране сложилась законодательная база для развития социального партнерства, достижения взаимного согласия между сторонами с целью разрешения социально-экономических вопросов.

Социальное партнерство играет ключевую роль при разработке политики занятости, определении целей и приоритетов правительства в сфере трудовых отношений, а также в определении мер по регулированию занятости и миграции рабочей силы. Соглашения имеют разную степень детализации и касаются различных аспектов сотрудничества сторон по вопросам трудовых отношений и занятости в зависимости от уровня соглашения. Так, если соглашения на территориальном уровне разрабатываются максимально подробно, то в генеральном соглашении могут составляться в виде совместных обязательств по укрупненным показателям.

В новом Трудовом кодексе социальному партнерству и коллективным отношениям в сфере труда посвящен раздел 3, включающий 4 главы и 32 статьи. Согласно Трудовому кодексу инициатором переговоров по разработке, содержанию, заключению, изменению, дополнению соглашения вправе выступать любая из сторон социального партнерства. При наличии на республиканском, отраслевом, региональном уровнях нескольких уполномоченных работниками и работодателями представителей каждому из них предоставляется право на ведение переговоров на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых работников и работодателей.

Генеральное соглашение 25 декабря 2014 года на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений подписано Генеральное соглашение на годы между правительством, Федераций профсоюзов и республиканским объединением работодателей. В Генеральном соглашении обозначен ряд совместных действий сторон по проведению согласованной социально-экономической политики в Казахстане на годы, взаимодействию по обеспечению условий для достойного труда работников.

Генеральное соглашение включают разделы и меры по регулированию рынка труда и других показателей. В частности включает следующие разделы: -экономическая политика; -содействие эффективной занятости населения и развитию человеческого капитала; -производительность труда, заработная плата, доходы с уровень жизни населения; -социальное обеспечение и социальная интеграция целевых групп населения; -условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; -развитие социального партнерства и социальная ответственность. Генеральное соглашение

В сфере экономической политики стороны приняли на себя следующие обязательства: -содействовать обеспечению в годах экономического роста на основе проведения макроэкономической политики; -осуществлять совместные мероприятия, направленные на реализацию государственных стратегий и программ; -совершенствовать и внедрять механизмы стимулирования предпринимательства, а также инвестиций в модернизацию; -проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики, кредитно-денежной политики, тарифной политики; -способствовать внедрению принципов и стандартов ОЭСР. Генеральное соглашение

В части содействия эффективной занятости населения и развитию человеческого капитала стороны приняли на себя следующие обязательства: -сформировать общенациональную базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест; -разработка и реализация программы переподготовки, повышения квалификации и мобильности рабочей силы; - осуществлять меры, направленные на повышение качества трудовых ресурсов, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики; -предусмотреть в отраслевых и региональных соглашениях, коллективных договорах положения по сохранению рабочих мест и созданию достойных условий труда лицам старше 50 лет. Генеральное соглашение

В части производительности труда, заработной платы, доходов и уровня жизни населения стороны приняли на себя следующие обязательства: -проводить мониторинг качества и уровня жизни населения; -проводить консультации по процедуре установления минимального размера заработной платы на предстоящий финансовый год; -разработать предложения по совершенствованию и созданию эффективной системы нормирования труда; -проводить работу по разработке типовых норм и нормативов по труду; -проводить консультации по разработке согласованных предложений по основным принципам системы оплаты труда в отраслях экономики. Генеральное соглашение

В сфере социального обеспечения и защиты, социальной интеграции целевых групп населения стороны приняли на себя следующие обязательства: -продолжить работу по обеспечению адекватной социальной защиты работающего населения в случае наступления социального риска; -способствовать разработке и реализации мер модернизации системы социального и пенсионного обеспечения; -осуществлять меры по реализации Стратеги гендерного равенства в Республике Казахстан; -при заключении отраслевых и региональных соглашений, а коллективных договоров в организациях предусмотреть основные права и гарантии женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями. Генеральное соглашение

В сфере развития социального партнерства и социальной ответственности стороны приняли на себя следующие обязательства: -обеспечить выполнение норм Трудового кодекса, касающиеся участия Трехсторонней комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; - обеспечить реализацию Генерального, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров и конкретизации их содержания; -усилить ответственность за неисполнение соглашений и коллективных договоров. Генеральное соглашение

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ Социальное партнерство на отраслевом уровне открывает возможности для регулирования доходов работников посредством установления заработной платы, тарифов, надбавок для различных условий труда и отраслей. Поэтому отраслевое соглашение является наилучшим инструментом повышения благосостояния человека, отраслевое объединение профсоюзов играет в этом ключевую роль. Отраслевое соглашение заключается между отраслевым объединением профсоюзов, профильным министерством и республиканским объединением работодателей.

Отраслевое соглашение определяет общие принципы регулирования отрасли, обязательства и ответственность сторон, устанавливает не предусмотренные законами дополнительные социальные гарантии для работников и является минимальным форматом при заключении коллективных договоров. Основные положения отраслевого соглашения являются обязательными для включения их в коллективные договоры и иные соглашения, вытекающие из отраслевого соглашения. Отраслевое соглашение не ограничивает право работодателей в предоставлении повышенных обязательств и гарантий для работников, принимаемых коллективными договорами.

В отраслевом соглашении стороны принимают на себя обязательства осуществлять совместные действия по выполнению плана мероприятий государственных или отраслевых программ. В частности, в отраслевом соглашении здравоохранения стороны приняли на себя обязательства разработать проект новой государственной программы дальнейшего развития здравоохранения на годы.

Нормативные правовые акты, принятые в период действия отраслевого соглашения и улучшающие положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов отраслевого соглашения с момента вступления в силу. В случае, если нормативными правовыми актами положение работников ухудшается, применяются нормы действующего отраслевого соглашения. В случае отсутствия коллективных договоров на предприятиях и организациях, интересы которых представлены сторонами, подписавшими отраслевое соглашение, то данное отраслевое соглашение имеет в них прямое действие.

Отраслевое объединение профсоюзов обязуется: содействовать повышению производительности и качества труда, экономии сырья и материалов, бережному отношению работников к производственным активам; обеспечить соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, укреплять трудовую и производственную дисциплину; обеспечить общественный контроль за соблюдением безопасных и здоровых условий труда на предприятиях; предпринимать шаги по решению трудовых споров в досудебном порядке, использовать примирительные процедуры, проводить соответствующую разъяснительную работу и воздерживаться от объявлений забастовок.

Сторона, представляющая работодателей, обязуется предпринимать шаги по обеспечению эффективной и устойчивой работы предприятий, созданию благоприятных и безопасных условий труда, оздоровлению работников, повышению их профессиональной квалификации путем обучения и переподготовки. Кроме того, обязуется издавать акты работодателя по согласованию с профсоюзами, или с учетом их мнений, в том числе касательно реструктуризации предприятий, сокращения работников, изменений условий и оплаты труда и др.

Отраслевое (профильное) министерство обязуется: -представлять информацию, касающуюся состояния и развития отрасли, приглашать стороны на заседания коллегии, принимать меры по недопущению необоснованного сокращения численности работников, занятых в организациях отрасли; -участвовать в решении спорных вопросов между работодателем и профсоюзами в качестве примирительной стороны.

Отраслевое соглашение может содержать следующие разделы 1. Трудовые отношения; 2. Оплата и нормирование труда; 3. Рабочее время и время отдыха; 4. Занятость; 5. Производственная безопасность и охрана труда; 6. Социальная защита работников, гарантии, компенсации и льготы; 7. Гарантии профсоюзной деятельности; 8. Развитие социального партнерства.

1. Трудовые отношения В разделе содержатся правила уведомления работника об изменении условий трудового договора, порядок предоставления работнику, не согласному продолжать работу в новых условиях, иную работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, в том числе вакантную или нижестоящую должность.

2. Оплата и нормирование труда В разделе определяются условия оплаты труда работников бюджетных организаций, в т. ч. созданных в организационно-правовой форме государственных учреждений и казенных предприятий. Содержится порядок исчисления заработной платы в соответствии с системой оплаты труда, которая включает в себя: - должностной оклад (тарифная ставка); - повышение, надбавки и доплаты за условия труда гражданским служащим, работникам организаций, содержащимся за счет средств государственного бюджета, работникам казенных предприятий.

Стороны обязуются совершенствовать систему оплаты труда, с учетом сложности труда, структуры заработной платы и штатной численности работников. Договариваются об условиях и порядке доплаты работникам, занятым на тяжелых физических работах и работах с вредными и опасными условиями труда, установления повышающего отраслевого коэффициента и применения надбавок, а также премирования и изменения оплаты труда. Устанавливается размер постоянной части зарплаты (в % к среднемесячной зарплате без учета стимулирующих выплат). Примечание. Положения об установлении и пересмотре видов, систем оплаты труда и форм материального поощрения определяются условиями коллективного договора

Раздел содержит положения о сотрудничестве сторон по следующим ключевым вопросам: - о минимальных размерах тарифной ставки (оклада) в отрасли; - о минимальных значениях межразрядных коэффициентов и их дифференциации; - о методиках исчисления повышающего отраслевого коэффициента; - об единой методике установления доплат работникам за особые условия труда. Например, доплата работникам, занятым на подземных работах, за нормативное время передвижения от ствола до рабочего места и обратно; - об установлении и пересмотре видов, систем оплаты труда и форм материального поощрения определяются коллективным договором.

3. Рабочее время и время отдыха В данном разделе стороны договариваются: - о регламентации рабочего времени и времени отдыха на предприятиях отрасли (правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами); - об учет рабочего времени, фактически отработанного работником, нормальной продолжительности рабочего времени работников, в том числе занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; - об условиях работы свыше пределов нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа).

Стороны договариваются по следующим ключевым аспектам рабочего времени и времени отдыха: - о продолжительности ежегодного отпуска на предприятиях отрасли. При этом условиями трудовых и коллективных договоров может устанавливаться большая продолжительность отпуска; - о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска; - о предоставлении отпуск без сохранения заработной платы при регистрации брака, рождении ребенка, смерти близких родственников и др.

Примечания 1. Коллективными договорами может быть предусмотрена большая продолжительность дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, а также могут устанавливаться дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска поощрительного характера за длительную непрерывную работу, выполнение важных, сложных, срочных и иного характера работ. 2. Не допускается принуждение работника к уходу в отпуск без сохранения заработной платы либо к расторжению трудового договора по инициативе работника при реорганизации или в связи с сокращением численности или штата работников.

4. Занятость В данном разделе закрепляются совместные действия по сохранению или увеличению занятости в отрасли, подготовке и переподготовке кадров, по предотвращению массового высвобождения работников предприятий (перевод работников на сокращенную рабочую неделю с соответствующей оплатой труда, переобучении персонала, создании фонда социальной поддержки высвобождаемых работников). Примечание: Отдельным категориям работников предоставляется преимущественное право на сохранение работы при сокращении численности или штата. При необходимости сокращения рабочих мест (должностей) в первую очередь ликвидируются вакансии, увольняются совместители, ограничивается совмещение профессий и должностей и др.

5. Производственная безопасность и охрана труда В данном разделе стороны берут на себя обязательства о реализации мер по повышению безопасности и охране труда на предприятиях отрасли, осуществлять компенсационные платежи работнику и лицу, его представляющему. Предусмотрены пункты о создании общественным инспекторам по охране труда благоприятных условий для выполнения функциональных обязанностей, о финансировании мероприятий по охране труда, страховании работников от несчастных случаев. Примечание. Порядок выплаты и размер единовременных пособий при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, приведших к инвалидности, пострадавшему работнику или лицам, имеющим на это право в случае смерти работника, предусматривается коллективным договором.

6. Социальная защита работников, гарантии, компенсации и льготы Пункты данного раздела в значительной степени касается работодателя. Например, он обязуется отчислять работникам, занятым на тяжелых работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда дополнительных выплат и пенсионных взносов.

7. Гарантии профсоюзной деятельности Права и гарантии деятельности Профсоюза и его структурных организаций определяются Законом «О профсоюзах», иными законами, уставом отраслевого профсоюза и реализуются с учетом положений Генерального соглашения. Вместе с тем в Отраслевом соглашении стороны договариваются о том, что работодатель предоставляет членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы, время для выполнения возложенных на них обязанностей. Примечание. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей другими членами профсоюзных органов, общественными инспекторами по охране труда, представителями профсоюза в создаваемом в организации комитете (комиссии) по охране труда, определяются коллективным договором.

8. Развитие социального партнерства В данном разделе стороны признают, что социально-экономические и трудовые гарантии, предусмотренные в отраслевом соглашении, являются обязательными при заключении коллективных договоров. Стороны соглашаются предпринимать совместные меры по предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок, проводить мониторинг рисков возникновения трудовых конфликтов. Кроме того, стороны обязуются обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование принципов социального партнерства на всех уровнях органов и организаций отрасли, повышение эффективности коллективных договоров.

Региональный уровень социального партнерства Региональный уровень социального партнерства оформляется в виде регионального соглашения, в котором особое внимание уделяется сфере занятости населения. При разработке соглашения учитываются интересы работодателей, поскольку они являются основным источником спроса на рабочую силу, они также основной фактор экономического развития региона.

Основной целью регионального соглашения является создание рабочих мест темпами, превышающими чистый прирост трудовых ресурсов рабочей или снижение уровня безработицы. Меры регионального соглашения должны быть направлены на: - повышение эффективности служб занятости; - минимизацию периода поиска работы, сокращение периода заполнения вакансий работодателями и сдерживание за счет этого расширения безработицы, особенно длительной; - поддержку создания рабочих мест (финансирование инвестиционных проектов, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и др.).

Регулирование занятости на региональном уровне осуществляется при участии территориальных объединений профсоюзов, которые способны координировать деятельность отраслевых объединений профсоюзов. При разработке отраслевого соглашения, а также планов и программ по их реализации территориальные объединения профсоюзов должны проявить свою активность в качестве основного партнера местной власти и представителя работодателей. В этой связи необходимо повысить компетенции и полномочия территориальных объединений профсоюзов.

В региональном соглашении оговариваются вопросы стимулирования развития предпринимательства, создания условий для сохранения существующих и создания новых рабочих мест, организации общественных и временных работ для трудоустройства безработных граждан, оказание технической помощи самозанятым и другим участникам рынка труда и т.д. В региональном соглашении необходимо зафиксировать объемы выделяемых работодателями средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Эффективным способом реализации регионального соглашения является совместная разработка и реализация региональной программы занятости. Меры региональной программы занятости должны быть направлены на: - повышение эффективности деятельности служб занятости; - минимизацию периода поиска работы гражданами, сокращение периода заполнения вакансий работодателями и сдерживание за счет этого расширения безработицы, особенно длительной; - поддержку и создание рабочих мест (формирование благоприятных условий для бизнеса, стимулирование развития фермерских хозяйств и др.);

продолжение - инвестирование в человеческий капитал путем организации профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров; - организацию общественных работ для безработных имеющих наименьшие возможности для трудоустройства;- - субсидирование занятости, квотирование рабочих мест.

РЕЗЮМЕ Генеральное, отраслевое и региональное соглашение являются основой для переговоров в предприятиях и организациях при заключении коллективных договоров. Они создают нормативные рамки для сотрудничества сторон при решении социальных и экономических проблем, защиты прав и интересов работников, разработки государственных и отраслевых программ.

РЕЗЮМЕ Отраслевое соглашение создает возможности для переговоров, консультаций и заключения коллективных договоров. Поэтому отраслевые министерства и ведомства должны руководствоваться пунктами и обязательствами, принятыми в рамках отраслевого соглашения, осуществлять меры по поддержке инициатив предпринимателей, в том числе инвестиционных проектов. В целом отраслевые профсоюзы совместно с государственными органами и работодателями (или их представителями) обеспечивают рамки для эффективной реализации принятых обязательств.

РЕЗЮМЕ В целом социальное партнерство должно обеспечить развитие реального сектора экономики, профессиональную подготовку и переподготовку рабочей силы, расширение возможностей для трудоустройства, т.е. все то, что входит в задачи социальной и экономической политики. В социальной сфере должно обеспечить смягчение проблемы безработицы и связанных с ним социальных проблем (сокращение бедности, снижение социального неравенства и др.).

КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социальное партнерство в организации Профсоюзы и работодатели представляют две главные стороны партнерства на уровне организации. На основе принципов социального партнерства в организации достигается баланс интересов сторон. Участники переговорного процесса приходят к компромиссному решению, удовлетворяющему каждую сторону. Социальное партнерство требует достаточно высокой степени зрелости коллектива, в том числе работников и работодателей.

Коллективный договор – правовой акт в форме письменного соглашения между коллективом работников и работодателем, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Согласно статье 157 Трудового Кодекса содержание и структура коллективного договора определяются сторонами в соответствии с заключенными генеральным, отраслевыми и региональными соглашениями. Интересы работодателя защищаются тем, что коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований. Интересы работника защищаются тем, что в договоре они приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования.

Основные пункты коллективного договора -о нормировании, системах оплаты труда, размерах тарифных ставок и окладов, надбавок и доплат работникам, в том числе занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда; -об установлении межразрядных коэффициентов; -о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, трудовых отпусках; -о создании здоровых и безопасных условий труда и быта; -о создании условий для деятельности профсоюза; -о порядке внесения изменений и дополнений в коллективный договор; -о контроле и ответственности работников и работодателя за выполнение коллективного договора; -об актах работодателя, требующих учета мнения представителей работников.

Взаимные обязательства работников и работодателя, которые могут быть включены в коллективный договор 1) об улучшении организации труда и повышении эффективности производства; 2) о порядке индексации заработной платы; 3) об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке и трудоустройстве высвобождаемых работников; 4) о гарантиях и льготах работникам, проходящим подготовку, переподготовку, повышение квалификации, а также работникам, совмещающим работу с обучением; 5) об улучшении жилищных и бытовых условий работников;

продолжение 6) об оздоровлении, санаторно-курортном лечении и отдыхе работников; 7) о гарантиях работникам, избранным в органы профессионального союза, а также выборным представителям, и условиях для осуществления их деятельности; 8) о порядке учета мотивированного мнения органа профессионального союза при расторжении трудового договора с работниками, являющимися членами профессионального союза; 9) о компенсационной выплате в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя при достижении работником пенсионного возраста;

продолжение 10) о компенсационной выплате за время нахождения работников в пути от местонахождения работодателя или от пункта сбора до места работы и обратно; 11) об оплате отпуска по беременности и родам, отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); 12) об ответственности работников и работодателя за причиненный ими ущерб; 13) о добровольных пенсионных взносах;

продолжение 14) о гарантиях медицинского страхования работников и их семей, об охране окружающей среды; 15) об осуществлении за счет средств работодателя добровольных пенсионных взносов в пользу работника в случае недостаточности у него средств для заключения договора пенсионного аннуитета со страховой организацией; 16) о мероприятиях по обучению работников основам трудового законодательства; 17) о выплате пособий и компенсационных выплат, в том числе при несчастных случаях; 18) другие вопросы, определенные сторонами и Трудовым Кодексом.

Законодательно определен порядок ведения переговоров, разработки и заключения коллективного договора. Сторона, получившая письменное предложение о начале переговоров от другой стороны, обязана в течение десяти календарных дней рассмотреть его и приступить к переговорам. Порядок ведения переговоров, сроки разработки и заключения коллективного договора, а также внесение в них изменений и дополнений, присоединение к ним утверждаются комиссиями.

Статьи административного кодекса, способствующие развитию коллективно-договорных отношений Статья 90 - Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, не обеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки – влечет штраф на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей. Статья 91 - Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения – влечет штраф на лиц, уполномоченных заключить коллективный договор, соглашение, в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей.

Продолжение: Статья 92 - Невыполнение или нарушение обязательства по коллективному договору, соглашению – влечет штраф на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей. Статья 93 - Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений – влечет штраф на лиц, виновных в непредставлении информации, в размере от 50 до 100 месячных расчетных показателей.

Порядок ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора можно изложить в виде семи шагов.

Шаг 1: уведомление о начале переговоров. Предложение о начале коллективных переговоров и заключении коллективного договора может исходить от любой из сторон. Стороной, инициировавшей начало коллективных переговоров может быть работодатель и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке. Инициатор передает сторонам письменное уведомление. Сторона, получившая уведомление другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению коллективного договора, обязана в десятидневный срок рассмотреть его и вступить в переговоры.

Шаг 2: создание комиссии. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны создают на паритетной основе комиссию. Количество членов комиссии, ее персональный состав, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора определяются соглашением сторон. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, вправе уполномочить орган профессионального союза для представления их интересов во взаимоотношениях с работодателем. При наличии в организации нескольких представителей работников ими создается единый представительный орган для участия в работе комиссии, обсуждении и подписания коллективного договора.

Шаг 3: организация работы комиссии по переговорам Порядок ведения переговоров, сроки разработки и заключения коллективного договора, а также внесение в него изменений и дополнений, присоединение к нему утверждается комиссией. Заседания комиссии протоколируются. Работодатель обязан рассматривать предложения представителей работников и предоставлять полную и достоверную информацию, необходимую для ведения переговоров, заключения коллективных договоров, а также контроля за их выполнением. Работодатель должен обеспечить условия, необходимые для разработки и заключения коллективного договора.

Шаг 4: Разработка проекта коллективного договора При разработке проекта коллективного договора необходимо соблюдение следующих принципов: - равноправие и уважение интересов сторон; - свободное обсуждение вопросов, составляющих содержание коллективного договора; - добровольность принятия сторонами обязательств; -соблюдение норм трудового законодательства. Подготовленный проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками организации. Проект дорабатывается комиссией с учетом поступивших замечаний и предложений. При достижении соглашения сторон коллективный договор составляется не менее чем в трех экземплярах.

Шаг 5: подписание коллективного договора При достижении соглашения экземпляры договоров подписываются представителями сторон. Подписание желательно проводить на общем собрании. При наличии разногласий между сторонами по отдельным положениям коллективного договора стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий в течение одного месяца со дня их возникновения. Возникшие в ходе коллективных переговоров разногласия могут являться предметом для дальнейших коллективных переговоров по их урегулированию при внесении изменений и дополнений.

Шаг 5: продолжение Изменения и дополнения коллективного договора производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном статьей 156 Трудового кодекса для его заключения. Стороны коллективных переговоров не вправе разглашать полученные сведения, если эти сведения составляют государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Шаг 6: регистрация в органе по труду. Работодатель обязан представить подписанный сторонами коллективный договор в местный орган по инспекции труда для мониторинга в течение одного месяца со дня подписания. Коллективный договор заключается на срок, определяемый сторонами, и вступает в силу с момента его подписания и обязателен для выполнения сторонами. Договор сохраняет свое действие на период реорганизации (слияния, разделения, преобразования) организации.

Шаг 6: продолжение Факт регистрации в органе по труду фиксируется штампом с регистрационным номером и подписью ответственного лица на титульном листе всех представленных экземпляров, которые возвращаются представителям сторон. Один экземпляр остается на хранении регистрирующего органа.

Шаг 7: контроль за выполнением договора Контроль за выполнением коллективного договора осуществляет двусторонняя комиссия. Комиссия работает согласно плану и по письменным обращениям работодателя, работников или представителей профсоюза. Представители сторон периодически информируют работников о ходе выполнения коллективного договора на собрании, конференции. За неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с коллективным договором и законами Республики Казахстан.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Мейрам Зекешулы