Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе. Степанкова Виктория 3 курс «Психология»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
Advertisements

А ГРЕССИВНОСТЬ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА. «Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,
Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным.
Презентация «Социометрический метод Дж. Морено». Из истории Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви МОРЕНО.
Семья Городскаягруппа Студенты Школьный класс Друзья Кружки и секции Профессиональнаягруппа Люди.
Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Зависимость выбора уровня сложности задачи от способности концентрации внимания Гусева Диана, 3 курс «Психология»
Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я? Гораций.
Автор Автор: обучающаяся 10 « б» класса МОУ «СОШ 5 » Рак А.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Проектно-исследовательская работа по элективному курсу «Я –
«Воспитание и развитие лидерского потенциала подростков через детские объединения и школьное самоуправление» МОУ Новоцурухайтуйская СОШ Координатор ДО.
Психология цвета. Воздействуя на чувства, различные цвета влияют на мировоззрение и манеру поведения, могут ухудшить или улучшить состояние человека:
«АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ». В настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении,
Диагностика социально психологического климата в классе, группе 1.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
«Если ребенок стал агрессивным». Цель: знакомство с понятием «агрессия» Обучение детей эффективным способам общения;Обучение детей эффективным способам.
Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Транксрипт:

Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе. Степанкова Виктория 3 курс «Психология»

Основные понятия Аутсайдер - индивид или группа, которая либо в силу собственного выбора, либо в результате общественного давления оказывается вытесненной за рамки характерных для данного общества социальных институтов. Член группы, который имеет взгляды и модели поведения, отклоняющиеся от принятых групповых норм, в силу чего он оказывается исключенным из нормального хода межгрупповых взаимодействий. Группа - два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. В зрелых группах существуют свои традиции и нормы. Группой не является толпа временное скопление людей, которые не участвуют в совместной деятельности. Лидер - член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Гипотеза исследования Предполагается, что от статуса подростка в коллективе зависит форма выражения агрессии в поведении.

Объект и предмет исследования Объект исследования – поведение подростков в группе Предмет исследования – проявления агрессии в поведении подростков

Цели и задачи исследования Цель исследования: определить специфику поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе. Задачи исследования: 1. Выявить уровень агрессивности аутсайдеров и лидеров 2. Определить характер и направленность агрессии 3. Экспериментальная задача: выявить уровень агрессивности аутсайдеров и лидеров, также определить характер и направленность агрессии.

Организация исследования Диагностический этап Выявить уровень агрессивности аутсайдеров и лидеров, также определить характер и направленность агрессии Экспериментальный этап 1. С помощью методики "социометрии" Дж. Морено можно изучать типологию социального поведения подростков в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп, выделить формальных и неформальных лидеров группы. 2. Далее была использована методика Цветового Теста Отношений Эткинда, модифицированный вар ант позволяющий диагностировать сознательный и бессознательный компонент межличностных отношений в группе. 3. При помощи цветов Люшера был выявлен бессознательный компонент межличностных отношений в подростковой группе. 4. Зависимая переменная –проявление агрессии в поведении 5. Независимая переменная – поведение

Методы исследования «Социометрия» Дж. Морено Цветовой тест отношений Эткинда Цветовой тест Люшера Диагностический этап: По ходу наблюдения в классе я разделила детей на группы: 1 группа: дети с которыми общается весь класс 2 группа: дети которые ни с кем не общаются

Методы исследования «Социометрия» Дж. Морено Первой методикой исследования стала социометрическое исследование Дж. Морено. Я взяла учащихся 5 «Д» класса гимназии 1799 г. Москва. Испытуемыми стали 24 человека, в возрасте лет. С помощью метода «социометрии» Дж. Морено можно изучить типологию социального поведения подростков в условиях групповой деятельности. Данная методика позволила мне определить формальных лидеров учебного подросткового коллектива и выделить аутсайдеров группы. При исследовании проводился инструктаж:в бланке вам предлагается ответить на 4 вопроса, вам предстоит ответить на них честно, ответы каждого из вас будут строго конфиденциальны и не подлежат разглашению. Полученные ответы заносились в общую таблицу, на основе которой можно было определить формальных и неформальных лидеров и аутсайдеров

Благодаря методике я получила следующие данные: В данном школьном коллективе подавляющее большинство 66,7% неформальных лидеров; формальных лидеров всего 4,2% и аутсайдеров по обеим категориям 29,1%.

Методика ЦТО Эткинда. Методика позволяющая диагностировать сознательный и бессознательный компонент межличностных отношений в группе. Ученикам был предоставлен бланк для заполнения. Давалась следующая инструкция: перед вами лежат бланки с фамилиями ваших одноклассников. Во второй колонке вам необходимо написать 3-4 прилагательных, которые наиболее полно, по вашему мнению, характеризовали бы этого ученика. В третьей колонке вам нужно выбрать один из восьми цветов, который, по вашему мнению, наиболее подходит этому человеку, и записать номер цвета в соответствующую ячейку.

Сначала был выявлен сознательный компонент межличностных отношений в группе, он анализировался исходя из тех характеристик, которыми наделяли ученики класса друг друга и себя в том числе. Положительная оценка Отрицательная оценка Нейтральная оценка Характеристика учащихся Веселый, добрый, интересный, дружелюбный Агрессивный, наглый, замкнутый Спокойный, тихий % соотношение 55%15%30% Исходя из данных представленных в таблице видно, что большинство учеников имеет положительную характеристику, описываемую как: веселый, добрый, интересный, дружелюбный. Из этого следует, что на данном этапе развития, подростков привлекают именно такие черты у сверстников.

Цветовой тест Люшера. Вторым этапом проведения методики, стало выявление бессознательного компонента межличностных отношений в подростковой группе. Исследование проводилось при помощи цветов Люшера. Каждому цвету был присвоен свой номер, так 1 – синий, 2 - зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный, 0 – серый. Сначала каждому ученику необходимо было сделать общую ассоциативную раскладку цветов по предпочтению, потом выбрать для каждого члена группы и для себя цвет с которым он ассоциирует.

В таблице представлены данные относительно бессознательного компонента межличностных отношений в подростковой группе. Положительная оценка Отрицательная оценка Нейтральная оценка Сознательный компонент Веселый, добрый, интересный, дружелюбный Агрессивный, наглый, замкнутый Спокойный, тихий Бессознательный компонент Желтый, зеленый, красный Серый, черный, фиолетовый Коричневый, серый, желтый Исходя из данных этой таблицы, можно увидеть некоторый бессознательный аспект особенности меж- личностного общения среди одноклассников. Также благодаря полученным данным, можно сопоставить сознательный и бессознательный компоненты и про- наблюдать за взаимосвязью этих двух компонентов и насколько верно они соотносятся друг с другом. Так- же сопоставив данные можно выделить группу лидеров и аутсайдеров.

Относительно символики цветов, которые описывал М.Люшер, лидеров можно определить по личностным критериям присущим – красному, зеленому и желтым цветам. К аутсайдерам относятся те качества, которые описывают: фиолетовый, коричневый, черный и серый цвета. Благодаря этим критериям я выделила в своей выборке лидеров по бессознательной оценке учащихся, осознанно они их наградили такими качествами: веселый, смешной, жизнерадостный, добрый, дружелюбный, душа компании. Аутсайдерам сознательно приписали следующие черты: агрессивный, скрытный, замкнутый, молчаливый, тихий, спокойный.

Для того чтобы определить направленность агрессии лидеров и аутсайдеров, я сопоставила бессознательную оценку, которую они сами себе дали и которую им приписали другие учащиеся. Так на основе полученных данных я получила, что аутсайдеры сами себе приписали такие цвета, как: фиолетовый(5), коричневый(6) и серый(0). Лидеры формальные и неформальные указали цвета: желтый(4), синий(1), красный(3) и один испытуемый, попавший в категорию лидер, приписал себе черный(7) цвет. Сравнив полученные данные бессознательного компонента межличностных отношений, данных учениками самим себе и другим учащимся, можно сделать вывод о специфике поведения лидеров и аутсайдеров в данной подростковой группе.

Аутсайдеры бессознательно приписали себе цвета 5, 6, 0, что согласно интерпретации цветов Люшера говорит о чувственности, внушаемости и контроле своих чувств. Коричневый (6) цвет, описывает физические возможности и потребности, а именно, регресс к физическим потребностям и бегство от создаваемых проблем. Личностям, выбравшим этот цвет, необходимы комфорт и уединение. Серый цвет(0), отображает осторожное, сдержанное и отгороженное положение в обществе. Также характерны замкнутость, скрытность и избегание социальных контактов. Остальные учащиеся дали такие же оценки этой группе, но приписали еще черный(7) и желтый(4) цвет. Черный цвет, определяет импульсивно- агрессивное поведение, выражение протеста в обществе и негативизм к группе. Желтый цвет, говорит о бегстве от проблем, критичному выбору окружающих, ограничение самораскрытия и скованность при любом межличностном взаимодействии.

Лидер выбрал себе цвета: желтый(4), синий(1), красный(3) и черный(7). Такое сочетание цветов присуще личности, которая не скрывает своих эмоций, готова и открыта к социальным контактам, но при этом она сама выбирает круг общения. Этот подросток, стремится к получению новых эмоций, характерна высокая активность, также одной из основных характеристик, является нервозная раздражительность. Он сам относит себя к авторитетным личностям, смело может выражать протест и негативизм, также свойственно импульсивно-агрессивное поведение.

Остальная группа испытуемых: приписали такие же цвета и добавили зеленый(2) цвет. Приписанный зеленый цвет, дают личностям, которым характерно напряжение, тщеславие, постоянное самоутверждение в обществе любыми путями, а также пассивное отношение к социальному порядку.

Сопоставив все полученные данные, можно сделать вывод, что действительно аутсайдерам характерна: скрытая агрессия и неготовность к контактам и активной социальной жизни. Группе лидеров же свойственны: открытое проявление агрессии, потребность в самоутверждении и активной социальной жизни, также лидеры не всегда соглашаются с установленными общественными нормами и правилами, определяя себя как авторитетных личностей.

Сравнив сознательный и бессознательный компоненты, мы увидели, что осознанно лидеру больше приписывают положительные характеристики, такие как: веселый, добрый, интересный, дружелюбный, хотя при сопоставлении с бессознательным компонентом видно, что помимо положительной оценки учащегося, ему еще приписывают раздражительность, тщеславие, напряженность и негативизм. Аутсайдерам сознательно приписали: скрытный, замкнутый, молчаливый, тихий, спокойный. Данные полученные при интерпретации бессознательного компонента совпали, им действительно было приписано сдержанное поведение и в меньшей степени импульсивно-агрессивное поведение

Так как целью моей работы являлось изучение специфики поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе, после проведения исследования я могу сделать следующие выводы по проделанной работе: 1. В результате проведенной мной работы, была подтверждена гипотеза, о том, что в школьном подростковом коллективе подавляющее большинство неформальных лидеров и аутсайдеров. Выявлено, что из всего опрошенного коллектива больше всего неформальных лидеров – 66,7% и аутсайдеров 29,1%. 2. На основе методики Эткинда ЦТО, был определен сознательный и бессознательный компонент отношения к лидерам и аутсайдерам. Сравнив данные компоненты, я увидела, что осознанно лидерам больше приписывают положительные характеристики, такие как веселый, добрый, интересный, дружелюбный, хотя при сопоставлении с бессознательным компонентом, видно, что помимо положительной оценки учащегося, ему еще приписывают раздражительность, тщеславие, напряженность и негативизм. Аутсайдерам сознательно приписали: скрытный, замкнутый, молчаливый, тихий, спокойный. Данные полученные при интерпретации бессознательного компонента совпали, и было приписано сдержанное поведение и в меньшей степени, чем у группы лидеров импульсивно- агрессивное поведение.