© Фокина Лидия Петровна Гридина Светлана Владимировна 2015 «Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях перехода на ФГОС»
© Фокина Лидия Петровна Внеурочная деятельность учащихся, как и урочная деятельность, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
© Фокина Лидия Петровна Цель внеурочной деятельности : Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
© Фокина Лидия Петровна Учебная и внеурочная деятельность должны быть неразрывно связаны, но не заменять друг друга. Нельзя организовывать занятие внеурочной деятельностью в виде урока или дублировать материал урока.
© Фокина Лидия Петровна В КГКОУ Школа 3 создана программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.Приложениями к программе являются программы отдельных курсов внеурочной деятельности.
© Фокина Лидия Петровна Принципы внеурочной деятельности: Включение учащихся в активную деятельность (деятельностный подход). Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей (дифференцированный подход) Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
© Фокина Лидия Петровна Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, коррекционно-развивающее, общекультурное, социальное.
© Фокина Лидия Петровна Реализация внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Систему общешкольных и классных воспитательных мероприятий (план воспитательной работы школы и класса). 2. Систему кружков и спортивных секций (см. программы внеурочной деятельности) 3. Систему работы с семьями воспитанников 4. Систему взаимодействия с социальным окружением(музеи, театры, центры и др.)
© Фокина Лидия Петровна Программы реализуемые в КГКОУ Школа 3 Направление ПрограммаКласс 1 доп.1 а,б 1 в 2 а,б Спортивно- оздоровительное «Я в мире спорта»Ерастова Н.В.11 «Школа безопасности» Кашканова Л.З. 11 Духовно- нравственное «Моя Родина- Россия» Храмцова Г.Г. 11 «Юный эколог» Савченко Н.Г. 11 Общекультурное«Ниточка» Карлова М.А.111 Социальное«Родничок» Ляшовская М.В.11 Коррекционно- развивающее Логопедия Безъязыкова Н.С., Бабенко И.А ЛФК Липко Н.П.1111 Ритмика Марсадолова Н.А.1111 Психомоторика Марсадолова Н.А.2232 Альтернативная коммуникация Юхтанова Е.А. 2 10
© Фокина Лидия Петровна Кто организует внеурочную деятельность? Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя- дефектологи, воспитатели групп продленного дня, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), так же медицинские работники
© Фокина Лидия Петровна Результаты Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
© Фокина Лидия Петровна Результаты воспитательные результаты духовно- нравственные приобретения, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих,опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
© Фокина Лидия Петровна эффект последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
© Фокина Лидия Петровна приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемыхформах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Первый уровень результатов
© Фокина Лидия Петровна Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
© Фокина Лидия Петровна Третий уровень результатов получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализацииобучающихся.
© Фокина Лидия Петровна В каждой программе внеурочной деятельности есть своя система мониторинга по этим 3 уровням. НЕТ ЕДИНОГО МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ освоения АООП,которые мы формируем в урочной и внеурочной деятельности
© Фокина Лидия Петровна 13 личностных результатов освоения АООП 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
© Фокина Лидия Петровна 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Овладение социально-бытовыми умениями используемыми в повседневной жизни
© Фокина Лидия Петровна 6. Владение навыками коммуникации и приняты ми ритуалами социального взаимодействия. 7. Способность к осмыслению и дифференциации и картины мира, ее временно пространственной организации;
© Фокина Лидия Петровна 8. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 9. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
© Фокина Лидия Петровна 10. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 11. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
© Фокина Лидия Петровна 12. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 13. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
© Фокина Лидия Петровна КРИТЕРИЙПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИИНДИКАТОРЫ 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Сформированность системы знаний о своей Родине 0 ур. - не называет город, где живёт, не проявляет бережного отношения к природе родного края 1 ур.- называет место, где живёт при помощи подсказки, знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 2 ур.- называет город, страну, проявляет способность осуществлять добрые дела, интересуется историческим прошлым 3 ур.- знает государственную символику, интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, проявляет бережного отношения к природе родного края, проявляет способность осуществлять добрые дела, полезные другим людям, в том числе отказывается ради них от каких-то своих желаний