Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Advertisements

« Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»
Трудовое воспитание в средней группе. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности,
Презентация по теме: Трудовое воспитание дошкольников.
Консультация для родителей Трудовое воспитание ребенка в семье.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Выполнила: Чернышева Елена ФПП 2-1 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Выполнила : Пастухова Наталия Алексеевна. « Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой.
Трудовая деятельность детей в старшей группе 9 Воспитатель: Данилова О.А. Старый Оскол, 2013.
Щербакова Ольга Анатольевна воспитатель разновозрастной группы.
Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Старшая речевая группа «Улыбка» ВОСПИТАТЕЛИ: Образцова Т.В. Соловьева Н.А.
Формы и методы организации нравственно- трудового воспитания детей среднего возраста.
Консультация для воспитателей по теме : «Труд в природе»
Учите детей трудиться Из опыта работы разновозрастной группы Воспитатель: Денисова Т.А. апрель 2011г.
«Развитие личности ребенка в трудовой деятельности» «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»
Формирование у дошкольников навыков сотрудничества Ширинкина Валентина Ивановна, Горбунова Надежда Сергеевна МАДОУ детский сад 13 г. Нытва.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Модель развития сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте На примере игры «Путешествие"
Опытно – исследовательская деятельность с детьми с целью формирования у детей трудовых навыков Опытно – исследовательская деятельность с детьми с целью.
Транксрипт:

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Трудовое воспитание подрастающего поколпение является одной из важнейших задач нашего общества.

Выявить уровень сформированности трудовых умений у дошкольников в ходе выполнения поручений

Задачи Изучить литературу по трудовому воспитанию дошкольников. Показать значимость трудовых умений в воспитании личности ребенка как формы организации детского сада Изучить методику организации трудовых умений. Определить критерии формирования трудовых умений у дошкольников Объект – Формирования трудовых умений. У детей дошкольного возраста Предмет - педагогические условия формирования трудовых умений дошкольном возрасте.

В современном ДОУ формирование трудовых умений у дошкольников качественно изменится, если целенаправленно и систематически руководствоваться трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада. Так же это позволяет расширить круг сведений и представлений детей об окружающем мире предметов и отношений между детьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общпение.

Формирование положительного отношения ребенка к труду

Ознакомлпение с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремлпение оказывать посильную помощь Обучпение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности Формирование взаимоотношений и приобретпение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)

« Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А.Сухомлинский

Условия организации труда детей Условия организации труда детей Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремлпение к полезным делам Систематическое включпение каждого ребенка в труд на правах партнера Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка Создание мотивации трудовой деятельности Создание эмоционально- положительной обстановки в процессе труда Демонстрация заинтересованности педагога Подбор оборудования для труда Поощрения в процессе и по результатам труда

Само- обслуживание Само- обслуживание Хозяйственно -бытовой Труд в природе Ручной и художеств. труд

Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)

Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворпение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Общий труд Совместный труд Общий труд Совместный труд Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Кратковременные Долгосрочные Эпизодические Регулярные Простые Сложные Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Кратковременные Долгосрочные Эпизодические Регулярные Простые Сложные Индивидуальные Подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) Обязательные Систематичные Индивидуальные Подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) Обязательные Систематичные

Диагностика Мы провели исследования в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; трудолюбие в процессе дежурств; представления о труде взрослых. Диагностика проведена с детьми старшего возраста, в составе из 6 человек.

Труд в природе 1. Ребёнку предлагается потрудится – полить растения, подрыхлить их, убрать с них пыль 2. Ребёнку предлагается отобрать два растения с уголка природы 3. Ребёнок должен ответить какими будут растения после того, как он обеспечит уход 4. Ребёнка просят рассказать о последовательностях трудовых действий 5. Ребёнка просят отобрать необходимое оборудование 6. Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями 1. Ребёнку предлагается потрудится – полить растения, подрыхлить их, убрать с них пыль 2. Ребёнку предлагается отобрать два растения с уголка природы 3. Ребёнок должен ответить какими будут растения после того, как он обеспечит уход 4. Ребёнка просят рассказать о последовательностях трудовых действий 5. Ребёнка просят отобрать необходимое оборудование 6. Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями. Фамилия, имя ребёнка 1. Умен ие принять цель труда 2. Умен ие выделить пред мет труд а 3. Умени е предвидеть результат труда 4. Умпение спланировать трудовой процесс 5. Умпение отобрать необходимое оборудование 6. Осв пение трудов ых навыков и умений Депадель ВикаВБББББ Соболева МарияББААББ Кладиева РитаБВБВВВ Бежкина ЯнаВВВБВВ Тимонина ВитаВВББББ Бреус ИльяБВАБББ НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремлпение к самостоятельности. ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Уровень 1. Умпение принять цель тру да 2. Умпение выделить пре дме т тру да 3. Умен ие предвидеть результат труд а 4. Умени е спланировать трудов ой процесс 5. Умени е отобрать необходимое оборудование 6. Осво пение трудовых навы ков и умен ий Высокий Средний Низкий Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями.

Хозяйственно-бытовой труд 1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий. 2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать? Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умпение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д. 1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий. 2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать? Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умпение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду. Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) Высокий 21 Средний 45 Низкий 00 НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом». СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет задание помощника. ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Ручной труд 1. Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов. Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок. При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности. 2. Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умпение самостоятельно добиться результата. 1. Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов. Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок. При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности. 2. Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умпение самостоятельно добиться результата.

Уровень сформированности отношения детей к ручному труду. Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел Высокий 10 Средний 56 Низкий 00 НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. Качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включпение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Трудолюбие в процессе дежурства За детьми проведено наблюдпение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку. В ходе этого исследования мы определяли: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы; каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Уровень сформированности отношения детей к дежурству. Уровень отношения Дежурство по столовой в игровом уголке в уголке природы Высокий 000 Выше среднего 000 Средний 211 Ниже среднего 342 Низкий 113 Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей. Группа Б (ниже среднего) – отношпение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения. Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрпение взрослых.

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке. Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также, есть дети, которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значпение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка. Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждпение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок. Вывод: анализируя результаты этого исследования, видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

Представления о труде взрослых. Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И.Медвецкой «Что такое профессия». Были составлены вопросы для беседы. Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа. Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии? По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ребенок ПрофессияОрудия труда Процесс труда (что делает?) Депадель Вика Капитан -Катается на корабле, ловит рыбу Водитель РульВозит груз Летчик -Летает в небе Учитель ДоскаУчит детей Соболева Мария Парикмахер Ножницы, фен Делает прически разным тетям Военный Погоны, пистолет Марширует, стреляет Врач Градусник, укол, очки Делает укол Пожарник Машина, вода Тушит огонь Кладиева Рита ЛетчикСамолет, очки Летает Продавец Калькулятор, касса, весы Продает молоко Пекарь Булочки, тесто Печет булочки Милиционер«Палочка»Ищет преступников Бежкина Яна КосмонавтКосмический корабль Летает в космосе Солдат Пилотка, танк, пулемет, автомат Стреляет и ездит в танке Матрос КорабльКатается на корабле, служит Учитель -Учит детей Тимонина Вита Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь Делает прически, подстригает Водитель (автобуса) Машина, руль,Возит людей Врач Градусник, таблетки Лечит Бреус Илья ПродавецВесы Продает Кассир Касса - Журналист Блокнот, компьютер, диктофон Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы Плотник Молоток, пила Делает мебель

Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднпение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей. По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам. После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. После завершения экспериментальной работы мы вновь провели срез по определению уровня сформированности трудовых умений у дошкольников данной группы. Нами была проведена работа аналогичная первому этапу.

Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста. Ф.И. ребенка Ознакомлпение с трудом взрослых Навыки самообслуживан ия Трудовые умения Отношпение к труду Результативность труда Общпение со сверстниками Общее кол-во баллов Депадел ь Вика Соболев а Мария Кладиев а Рита Бежкина Яна Тимони на Вита Бреус Илья

Результаты Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов) 042 Вывод: У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети как правило с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных. У детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетпение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

По итогам нашего наблюдения в процессе выполнения детьми поручений по разным видам деятельности. Данные результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности трудовых умений. Высокий уровень, достигнут у 70% детей группы, средний у 27%, низкий у 3% детей. Данное исследование подтвердило нашу гипотезу что регулярная и методически правильная организованная работа по выполнению поручений помогает в формировании трудовых навыков у дошкольников.