Финансово-экономические механизмы, обеспечивающие реализацию ФГОС Ольга Борисовна Устюгова, зам. директора АНО ИПОП «Эврика» 21 февраля 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С этого года, образование, как и другие сферы бюджета, переводятся на систему «Эффективных контрактов». Определение «Эффективного контракта» приводится.
Advertisements

Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
И Об оформлении трудовых отношений при введении эффективного контракта с работниками в муниципальных учреждениях Департамент по труду и занятости населения.
И О заключении эффективного контракта с работниками в государственных и муниципальных учреждений Департамент по труду и занятости населения Костромской.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 села Бичевая « Эффективный контракт педагогических работников, направленного.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление.
Модель реализации эффективного контракта в образовательных организациях дошкольного и общего образования Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО.
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ «ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ»
ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ. Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование.
Шадрина Н. М., заместитель директора АНО « Институт проблем образовательной политики « Эврика » « Ключевые финансово - экономические модели институционализации.
Эффективный контракт как условие повышения качества образования Междуреченск, 2014.
Ключевые финансово-экономические модели институционализации современных представлений о качестве общего образования в рамках реализации «дорожных карт»
Разработка и внедрение эффективного контракта Начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования Просекова Ольга Леонтьевна.
Вопросы заключения «эффективного контракта» с руководителями и педагогами образовательных учреждений Докладчик: Петрова Светлана Владимировна, начальник.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Оформление трудовых отношений с руководителем образовательного учреждения при введении «эффективного контракта» Докладчик: Ананьина Александра Александровна.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Бондаренко Елена Николаевна Финансово-экономические механизмы в условиях ФГОС и бюджетной реформы - практика и перспективы внедрения.
От эффективного контракта к эффективному образованию ГБОУ Школа 1282 ЖарковаТ.Б., заместитель директора по дошкольному образованию.
Транксрипт:

Финансово-экономические механизмы, обеспечивающие реализацию ФГОС Ольга Борисовна Устюгова, зам. директора АНО ИПОП «Эврика» 21 февраля 2016

2 Экономические изменения в системе образования последних лет Плановая экономика: распределительный принцип, остаточный принцип инвестирования в социальную сферу, образование «на конвейере» - распределительный принцип, эпоха дефицита качества Рыночная экономика: образование как удовлетворение потребности личности, общества и государства образовательная услуга – право выбора, конкуренция и качество услуги Индустриальное общество: образование - сфера воспроизводства профессиональных кадров Постиндустриальное общество: роль нематериальных активов, повышение производительности труда как средство получения прибавочной стоимости – образование как средство формирования человеческого капитала Экономика знаний (информационное общество): «человек образованный» - образование (и наука) – ставная часть экономики, главный сектор прироста добавленной стоимости, благосостояния общества

3 Основные принципы изменений (ответ на противоречия и проблемы) конкурентные экономические отношения в системе образования (между ОО), стимулирующие развитие достойный уровень оплаты труда педагогов, препятствующий негативному отбору кадров в системе общего образования ориентированность на результат (финансировать и платить за результат деятельности) реализация принципа автономности и государственно- общественного характера управления ОО

4 Финансово-экономические механизмы (ФЭМ) Финансово-экономические механизмы (ФЭМ) Переход от финансирования учреждений к финансированию услуги определенного объема и качества Переход от сметы к финансовому обеспечению задания через субсидии Закрепление отношений учредитель-учреждение через задание об оказании услуг и соглашение о величине субсидии на его выполнение Введение контроля за регламентом оказания услуг и качеством услуг Введение НСОТ (КПМО, ПП 583) Механизм – система экономических, нормативно-правовых, организационных действий, направленных на изменения системы

Главное изменение

Новые финансово- экономические механизмы

Финансирование оказания образовательных услуг (ФЗ-273) Нормативы, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются в расчете на одного обучающегося: по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, ФГТ (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения ДПО педагогическим работникам, а также с учетом иных предусмотренных Законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности

Доступ к бюджетному финансированию

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Что включает в себя норматив? (ФЗ-273, ст. 99, п.3)

Государственное задание ( Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. N 836-ПП) Устанавливается для государственных бюджетных и государственных автономных учреждений города Москвы на оказание государственных услуг (выполнение работ), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Может устанавливаться для государственных казенных учреждений города Москвы, определенных правовыми актами органов исполнительной̆ власти города Москвы - главных распорядителей̆ бюджетных средств, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения города Москвы, на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Государственное задание ( Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. N 836-ПП) Государственное задание устанавливается на оказание государственных услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных учреждений города Москвы, предусмотренным их учредительными документами, и включенных в ведомственные перечни. Государственное задание для государственных учреждений города Москвы формируется в ходе составления проекта бюджета города Москвы на очередной̆ финансовый̆ год и плановый̆ период и утверждается в сроки, установленные Порядком формирования государственного задания для государственных учреждений города Москвы и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Государственное задание Изменение объема субсидии, предоставленной̆ из бюджета города Москвы государственному бюджетному или государственному автономному учреждению города Москвы на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания либо при изменении состава недвижимого или особо ценного движимого имущества, используемого для оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с государственным заданием.

Государственное задание Государственное задание формируется на основании ведомственного перечня, утверждаемого соответствующим органом исполнительной̆ власти города Москвы, с учетом показателей̆ качества государственных услуг (работ), характеризующих либо результаты работы учреждения, либо процесс оказания (выполнения) государственной̆ услуги (работы) и условия ее оказания (выполнения), и (или) объема (содержания) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).

Форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями г. Москвы

? Знаете ли Вы, какие услуги (работы) прописаны в ГЗ Вашей образовательной организации?

Показатели оценки качества услуги Показатель ЗначениеОценка 1. Доля предметных результатов, освоенных КАЖДЫМ обучающимся: - на репродуктивном уровне Не менее 95%По результатам регионального мониторингового исследования - на рефлексивном уровне Не менее 70% - на функциональном уровне Не менее 50%

Финансово-экономические механизмы обеспечения реализации ООП уровней ОО ДОО Финансирование по нормативу (услуга ухода и присмотра, услуга по реализации ООП, услуга по реализации ДОП) СОТ окладная, эффективный контракт (отсутствие связи ЗП педагога с детскими результатами) НОО Финансирование по нормативу (услуга по реализации ООП) СОТ окладная, эффективный контракт, стимулирующие принципы оплаты труда ООО Финансирование по нормативу (услуга по реализации ООП, услуга по реализации ДОП) СОТ окладная, эффективный контракт СОО Сетевой норматив или формирование комплексов или формирование школ старшей ступени СОТ окладная, эффективный контракт

ОО самостоятельно определяет и разрабатывает: Положение о стимулирующих выплатах Нормирование всех видов деятельности Размеры окладов без ограничения их максимальными размерами Размеры компенсационных и стимулирующих выплат, Положение об оплате труда

Основные принципы оплаты труда (НСОТ) Оплата за результат Выполненная работа должна отвечать требованиям, обозначенным через критерии эффективности деятельности Работника образовательного учреждения Выполненная Работником работа оценивается и оплачивается Работодателем в соответствии с полнотой объемов и уровнем качества выполненных работ За выполнение трудовых обязанностей в должном объеме и на должном уровне качества Работнику устанавливается заработная плата, состоящая из двух частей: Базовая часть оплаты труда, покрывающая вознаграждение за выполнение установленных объемов работ по реализации Основных образовательных программ на должном качественном уровне; Стимулирующая часть оплаты труда, покрывающая вознаграждение за достигаемое высокое качество труда и личный вклад Работника в реализацию Работодателем образовательных услуг на выдающемся качественном уровне.

Кризис системы оплаты труда в образовании Политические основания кризиса: Доведение средней зарплаты педагога до уровня средней зарплаты в регионе как задача акцептирована региональной властью. Директор этим процессом не управляет. Доведение средней зарплаты педагога до уровня средней зарплаты в регионе как задача акцептирована региональной властью. Директор этим процессом не управляет. Стимулирующие принципы в оплате труда не становятся инструментарием становления СОТ как института развития качества образования Стимулирующие принципы в оплате труда не становятся инструментарием становления СОТ как института развития качества образования Экономические основания кризиса: Рост зарплат не обеспечен ростом производительности труда в сфере образования Рост зарплат не обеспечен ростом производительности труда в сфере образования

Эффективный контракт Впервые термин появился в Стратегии-2020, в которой формулировалась задача довести среднюю заработную плату педагогов до средней по экономике субъекта РФ. В эффективном контракте центр тяжести перенесен на качественные характеристики как основания для стимулирующих выплат и на перечень должностных обязанностей, которые четко должны нормироваться.

Определение эффективного контракта (Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на годы) Определение эффективного контракта (Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на годы) «Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки». Такое понимание эффективного контракта в полной мере соответствует статье 57 Трудового кодекса РФ и не является новой правовой формой трудового договора.

Основания (нормативная база) введения эффективного контракта Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы, утв. распоряжением Правительства РФ от г. 792-р Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утв. распоряжением Правительства РФ от г р Приказ Минтруда России 167 н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» Письмо Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» Показатели эффективности деятельности подведомственных государственных учреждений образования (выполнения ГЗ)

Планируемые результаты внедрения эффективного контракта (Программа поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы) повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ); внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ); повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере; создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

Буйский р-н Увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых государственных услуг на основе: 1. Введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности 2. Установления соответствующих показателям эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, коллективных договорах, трудовых договорах 3. Отмены неэффективных стимулирующих выплат 4. Использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей кроме критериев эффективности их работы и введение публичных рейтингов их деятельности.

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: надбавка за интенсивность труда премия за высокие результаты работы премия за выполнение особо важных и ответственных работ б) выплаты за качество выполняемых работ: премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания

Основные шаги по введению эффективного контракта Российская Федерация Субъект Российской Федерации ОО Работник Сквозные показатели оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу: Обеспечение достойного уровня оплаты труда: -100% к средней заработной плате в субъекте РФ для педагогических работников учреждений общего образования -100% к средней заработной плате в общем образовании субъекта РФ для педагогических работников учреждений дошкольного образования

Особенности разработки трудового договора с применением принципов эффективного контракта РЕКОМЕНДУЕТСЯ 1. Трудовую функцию 2. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности 3. Размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей В отношении каждого работника уточнить и конкретизировать: Отражать должностные обязанности работника непосредственно в тексте трудового договора, но с учетом действующих обязанностей, установленных должностной инструкцией Использовать Примерную Форму трудового договора + ст. 57 ТК РФ.

Модель эффективного контракта как договора о количестве и качестве труда на основе профстандарта Профстандарт определяет то, что должен делать педагог (трудовые функции): Общепедагогическая функция Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего … образования. Органичения: -Угроза появления механизмов проверок: делает ли педагог то, что должен -Отсутствие эффективных механизмов влияния на педагогов, не делающих то, что д Олжно

Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога Основой реализации дифференцированного подхода к выполняемой трудовой функции и является идея эффективного контракта, который призван стимулировать повышение качества работы педагогов Вводятся основные требования к должностным обязанностям педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий:

В должностной инструкции: 2. ФУНКЦИИ Воспитатель осуществляет общепедагогическую функцию, обучение, воспитательную деятельность, развивающую деятельность и педагогическую деятельность по реализации программ … образования. 3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ 3.1. Принимает участие в разработке и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 3.2 Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 3.3 Участвует в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды И т.д. (по тексту раздела III. Характеристика обобщенных трудовых функций (Трудовые действия) Профстандарта)

1)ЗПср. (осн.раб.) ЗПср. (целевое значение) 2) Колич./Кач. труда Размер ЗП 3) СОК труда осн. раб. СОК услуг ( ГЗ) ФГОС ДО СОКО ФОТст. Аттестация ЕКС Интенсивность (количество детей, детские результаты) Сложность программы? Приоритетность программы? ГЗ Положение о СОТ НПФ, Региональный норматив Норматив на содержание Договор с работником Проф.стандарт (Труд. функции)

Условия и ограничения введения эффективного контракта Прозрачность формирования объема средств на реализацию услуг и зависимость объема средств от объема оказываемых услуг Самостоятельность образовательной организации Возможность установления значений окладов по ПКГ на уровне организации с учетом региональных и федеральных норм

Результаты детей, за которые платят учителю Функционал учителя на разных уровнях общего образования различается за счет специфики задач уровня. УЧЕНИК к окончанию начальной школы – участник ученического коллектива, ученическая группа является коллективным субъектом деятельности УЧЕНИК к окончанию основной школы – субъект учебной деятельности, готов к ответственному выбору, готов действовать по собственному замыслу УЧЕНИК к окончанию старшей школы – субъект собственной учебной деятельности, действует по собственному замыслу

Буйский р-н Основной принцип при разработке показателей для определения размеров стимулирующих выплат – порядок и условия установления стимулирующих выплат должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования!

Нерешенные проблемы Необходимость ведения например межпредметных погружений или (и) разновозрастных занятий делает невозможным ставочный подход к оплате труда учителя (2 учителя работают в межпредметном погружении вместе 4 часа. Платить каждому за 4 часа? Или каждому за 2 часа?) Нужно переходить на оклад за 36 часов в неделю => НОРМИРОВАНИЕ! Необходимость ведения например межпредметных погружений или (и) разновозрастных занятий делает невозможным ставочный подход к оплате труда учителя (2 учителя работают в межпредметном погружении вместе 4 часа. Платить каждому за 4 часа? Или каждому за 2 часа?) Нужно переходить на оклад за 36 часов в неделю => НОРМИРОВАНИЕ! Учебные расходы для различных орг.форм специфические. Точно необходимо просчитывать сколько это может стоить и выстраивать методику расчёта. Учебные расходы для различных орг.форм специфические. Точно необходимо просчитывать сколько это может стоить и выстраивать методику расчёта.

Нормирование: ТК ТК РФ, Статья 159. Общие положения Работникам гарантируются: государственное содействие системной организации нормирования труда; применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. (в ред. Федерального закона от N 90-ФЗ) закона

Нормирование: 273-ФЗ Cт 47.п.6: В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами …. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Ловушки Институциональная ловушка = «эффективный контракт» = зарплата выросла за счет:Институциональная ловушка = «эффективный контракт» = зарплата выросла за счет: увеличения учебной нагрузкиувеличения учебной нагрузки изменения структуры зарплатыизменения структуры зарплаты Ментальная ловушка = платят за уроки (18 час в неделю)Ментальная ловушка = платят за уроки (18 час в неделю)

Конфликт интересов Эффективный контракт «настроен» на персональные интересы Нормирование времени – на коллективный эффект и оптимизацию ролей в разделении труда

Система нормирования должна обеспечить: снятие жесткой зависимости между оплатой труда и количеством уроков, преподаваемых учителем введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя, в пределах должностного оклада «связку » нормирования труда учителя с образовательной программой и программой развития ( по целям развития Школы)

увеличение полномочий руководителей образовательных организаций в определении содержания труда педагогических работников стимулирование перехода на новые образовательные стандарты и технологии стимулирование повышения квалификации педагогических работников установление верхнего предела учебной нагрузки (педагогической работы) учителя устранение диспропорции в оплате труда педагогических работников.

Первичная схема к модели нормирования труда педагогических работников (НИУ ВШЭ) Позиция Объём часов в год Пояснения 1 Общее рабочее время 1512 час. 36 час. х 42 раб. нед. 2 Расчётный объем образовательной нагрузки: урочной и внеурочной 756 час. 18 час. х 35 нед. = 630 час. (42%) Предлагаемый максимум – 22 час.х 35 нед. = 770 час.д. (55%) Общий объем 50% 3 Обеспечение образовательного процесса 378 час. 25% рабочего времени 4 Методическая работа, включая повышение квалификации 150 час. 10% рабочего времени 5 Организационно–педагогическая работа 227 час. 15% рабочего времени

Пример годового плана работы учителя (НИУ ВШЭ) Позиция Объём часов в год Пояснения 1 Общее рабочее время в год 1512 часов 36 ч/н х 42 р/н 2 Образовательный процесс: Урочная деятельность Урочная деятельность Школьный компонент, факультатив Школьный компонент, факультатив Аттестация, экзамены Аттестация, экзамены Индивидуальная работа с учащимися Индивидуальная работа с учащимися Экскурсионная работа с учащимися Экскурсионная работа с учащимися 756 часов 490 часов 140 часов 20 часов 70 часов 36 часов 14 ч/н х 35 н 4 ч/н х 35 н 2 ч/н х 35 н

Позиция Объём часов в год Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса: подготовка к урокам; проверка письменных работ 3.2. Методическая работа: посещение уроков разработка учебного модуля в составе группы курсы по «Интерактивной карте» 3.3. Организационно- педагогическая деятельность: педагогические советы; семинары; совещания, планерки; составление отчетов; работа с родителями; дежурство 378 часов 252 часов 126 часов 150 часов 35 часов 43 часов 72 часов 227 часов 35 часов 52 часов Вывод 1511 час

Положительные стороны: Возможность высвободить часть рабочего времени с сохранением оплаты руководителю методического объединения, кафедры, предметной комиссии для организации методической работы, посещения уроков и т.д. Возможность высвободить часть времени с сохранением оплаты молодому специалисту для стажировки, посещения уроков, семинаров, а опытному учителю для наставничества.

Возможность планировать более интенсивную индивидуальную работу с учащимися. Возможность планировать нестандартные форматы образовательной активности: экскурсии, семинары, клубные встречи и т.д. Возникает возможность оплатить такие виды работы, как подготовка к урокам, проведение олимпиад, методическая работа учителя, работу по систематизации материалов и оформлению учебного кабинета и т.д. Положительные стороны:

Возможность уравнять норму урочных часов на единый оклад учителям начальной и средней школы Возможность обеспечить более качественную замену отсутствующих учителей за счет предусмотренного уменьшения нагрузки отдельных специалистов. Возможность устранения сегодняшних несоответствий в оплате труда учителей различных предметов за проверку тетрадей и подготовку к урокам. Положительные стороны :

Проблемы и риски Проблемы и риски При введении верхнего предела «урочной нагрузки» может возникнуть необходимость в дополнительных кадрах, так как при существующей системе учителя отдельных предметов (русский язык, физкультура, иностранный язык и т.д.) нередко имеют большую урочную нагрузку (до часов).

Могут возникнуть сложности с распределением урочной нагрузки по предметам с большим количеством недельных часов (русский язык и литература, математика). Система требует высокой квалификации планирования от всех руководителей образовательного учреждения. Необходимо решать статус различных «надбавок», которые вводились за выполнение различных видов работ. Проблемы и риски Проблемы и риски

Оптимисты изобретают самолеты, пессимисты изобретают парашюты….. НОРМА- НЕ ДОГМА, а руководство к ДЕЙСТВИЮ а руководство к ДЕЙСТВИЮ

Спасибо за внимание! Успехов в работе!