ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ Педагога - психолога МБОУ « Темниковская СОШ 2» Темниковского муниципального района Республики Мордовия Герасимовой Зинаиды Васильевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Психологическое сопровождение поточного обучения Презентация подготовлена Габдуллиной С.А., педагогом-психологом МАОУ «Лицей 8» г. Перми.
Использование современных педагогических технологий при проведении декады математики Авторский коллектив: Скворцова Л.П., учитель математики Курдюкова.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Сопровождение деятельности педагогов в ДОУ Система работы.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Стефанова Л. М., руководитель объединённого МС Лозымского филиала и УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «РЦО» г. Сыктывкар, 2013 г. Совершенствование педагогического мастерства.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Транксрипт:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ Педагога - психолога МБОУ « Темниковская СОШ 2» Темниковского муниципального района Республики Мордовия Герасимовой Зинаиды Васильевны Методическая тема : « Психолого - педагогическое сопровождение успешных в интеллектуальной деятельности детей в условиях школы »

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно - воспитательного процесса В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Работа с одаренными детьми интересует многих специалистов. При этом особая роль принадлежит педагогу - психологу. Во - первых, педагог - психолог занимается выявлением таких детей, во - вторых, организацией развивающей работы с ними и, в - третьих, оказанием психологической помощи в трудных ситуациях. Данная проблема приобретает особое значение в условиях введения новых образовательных стандартов ( ФГОС ). Известно, что в большинстве своём интеллектуальное развитие детей, поступающих в школу, находится на различном уровне. Однако, зачастую среди них есть ребята умные и талантливые. А значит, необходимо психолого - педагогическое сопровождение таких детей. Оно предполагает различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда. Слово « одарённость » означает наличие потенциально высоких способностей у какого - либо человека. Результаты исследования интеллекта по тестам Векслера, ГИТ, ШТУР показывают, что в нашей школе нередко встречаются ребята с высоким уровнем умственного развития, но некоторые из них, к сожалению, с переходом в среднее звено теряют задатки одаренности. Поэтому я условно заменила слово « одарённый » на « успешный в интеллектуальной деятельности ». Актуальность задач психолого - педагогического сопровождения определяется также существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях успешного ребенка с окружающими людьми. У некоторых из таких ребят отмечается дисинхрония ( неравномерность ) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально - волевой сферы и характера, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально - волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Работая в должности педагога - психолога, я всегда уделяла большое внимание развитию мышления, внимания и логики у детей. Моя двенадцатилетняя практика показала, что всегда в каждом классе присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности к решению задач. За время своей работы я также убедилась, что довольно часто с хорошими потенциальными возможностями не всегда дети имеют хорошие оценки. Причин несколько : низкая мотивация к учёбе, не сложились отношения с классом, с учителями, особенности характера ( откровенная лень ). Поэтому я посчитала необходимым выделить работу с интеллектуально успешными детьми в отдельное направление своей деятельности. На формирование опыта оказали влияние и такие факторы, как ежегодно проводимые интеллектуально - развивающей игры среди команд школьных классов в виде « Что ? Где ? Когда ?» в рамках проекта « Вернуть детство » на уровне Республики и Поволжского федерального округа. Шесть лет подряд готовлю команду для участия в этих играх. Теоретическая база опыта Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу и работы классиков психологии и педагогики: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова; современных авторов: Ю.З. Гильбух, Н.Е. Вербицкий, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич; статьи о психологических особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной; книгу Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психология сиротства». Особенно ценной для меня оказалась книга В. А. Лазарева «Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников». В настоящее время мною накоплен богатый материал по проблеме проведения интеллектуальных игр среди школьников: "Что? Где? Когда?": В.Я. Ворошилов «Феномен игры», Б. Баландин. «Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц» и другие.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Цель психолого - педагогического сопровождения : создание условий для выявления, поддержки и развития учащихся, обладающих высоким уровнем умственных способностей. Развитие интеллектуальных способностей детей через игры и упражнения, требующие творческого подхода, логического мышления и ориентирующие детей на поиск и самостоятельные открытия. Основные задачи : 1. Совершенствовать диагностический инструментария мониторинга динамики достижений успешного ребенка и систему его использования ; 2. Своевременно выявлять успешных в интеллектуальной деятельности детей с помощью различных методик. 3. Создавать условия для индивидуального развития способностей ребенка с учётом его особенностей. 4. Формировать навыки коллективной мыслительной деятельности, готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения. 5. Формировать положительную самооценку и уверенность в собственных интеллектуальных силах. 6. Оказывать консультативные услуги для детей и их педагогов.

Основные направления психолого - педагогического сопровождения : 1. Диагностическое направление : составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и успешных школьников. 2. Коррекционно - развивающее направление : развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях ( конкурсах, олимпиадах, экзаменах ); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков ; 3. Просветительское направление : развитие психолого - педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей ; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. 4. Консультационное направление : оказание психологической помощи детям, их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем ( конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и прочие.) 5. Психопрофилактическое направление : охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении успешных в интеллектуальной деятельности детей. В реализации первого направления использую следующие диагностические методики : 1. ГИТ ( Групповой интеллектуальный тест ) М. К. Акимова, В. М. Борисова. 2. Тест Амтхауэра. 3. Цветные Матрицы Равена 4. Тест умственной работоспособности. 5. ШТУР ( школьный тест умственного развития ). 6. Комплект методик для отбора учащихся в интеллектуальный клуб ( авторский вариант ). Важнейшее направление в организации и проведении работы со способными детьми это создание и работа интеллектуального клуба « Мыслитель ». Создавался он мною с целью оказания психолого - педагогической помощи умным, талантливым ребятам, для которых знание имеет первостепенное значение. Поначалу с помощью классных руководителей мною разрабатывались сценарии, готовились вопросы и проводились между классами различные интеллектуальные игры в виде « Что ? Где ? Когда ?», « Своя игра », « Поле чудес », викторины по предметам и т. д.

Однако проведение несколько игр в год или в каждую учебную четверть не оказывает такого большого воспитательного эффекта, какого хотелось бы достичь. Поэтому было решено основать интеллектуальный клуб. Основная цель деятельности клуба - создание детского коллектива ( команды ), вовлекающего школьника в интеллектуально - творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребенку, но и окружающим. Были поставлены такие задачи как : формирование у учащихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном и творческом развитии, нацеливание учеников на участие в олимпиадах, конкурсах, выставках с целью лучше проявить свою индивидуальность и показать хороший результат. В членах клуба воспитываются привычка к самоотдаче, потребность насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Основные формы работы - психологические тренинги, подготовка к тематическим играм, коллективная проработка вопросов и ответов, ассоциативные и психологические игры. Ребята с удовольствием посещают занятия клуба, и всякий раз их знания пополняются новыми полезными сведениями. Здесь они не только расширяют свой кругозор, развивают логическое мышление, тренируются находить правильные решения, здесь они учатся быть командой. А это значит выполнять определённые правила игры, уметь слушать друг друга, нести ответственность, быть собранными, подчинятся капитану и т. д. Словом опосредованно вырабатывать те качества характера, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Для реализации деятельности в данном направлении имеются специальные методические ресурсы : Электронная библиотека, в которой сформированы тематические информационные базы для игр, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа. Дидактический материал ( раздаточный материал по темам игр, наглядный материал, мультимедийные презентации, технологические карты ). Медиатека ( познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео ). Архив видео телевизионных игр : « Что ? Где ? Когда ?», « Бренринг », « Своя игра » и т. д. Методические разработки занятий и игр.

Анализ результативности 1. Увеличилось число проводимых интеллектуальных мероприятий по предметам. Повысился их уровень. 2. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью. 3. Повысилась популярность интеллектуальных игр среди школьников. Они хотят заниматься, с желанием проходят отборочный тур, активно принимают участие, проявляют интерес. 4. Среди участников игр : - развитие познавательных способностей проявилось от « хочу играть » до « хочу развиваться »; - появилась готовность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ; - повысилась уверенность детей в себе и в своих способностях ; - снизился уровень тревожности Адресные рекомендации по использованию опыта. Трудности и проблемы при использовании данного опыта Возможность общения успешных детей ограничена рамками общеобразовательного учреждения. Трудности в организационном плане. Так как успешных в интеллектуальной деятельности детей одного возраста очень мало, поэтому подобрать развивающий материал, формы работы с детьми разного возраста в клубе довольно сложно. Опыт может быть востребован педагогам - психологам, социальным педагогам, педагогам - организаторам, классным руководителям и воспитателям. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, республиканских и муниципальных семинарах. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения классных руководителей и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайте образовательного учреждения.

Наглядные приложения Программа интеллектуального клуба « Мыслитель ». Программа клуба « Мыслитель » рассчитана на 3 года обучения. В клуб принимаются дети лет желающие заниматься интеллектуальными играми. Режим занятий : занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа каждая группа. Группы по 12 – 16 человек. Цели и задачи программы Цель программы : Создание условий для воспитания конкурентоспособной личности с лидерскими качествами через интеллектуальное развитие и творческую самореализацию обучающихся и формирование у них инициативности и позитивного отношения к жизни. Задачи : 1 Обучающие : - познакомить детей с современными интеллектуальными играми ; - создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся ; - обучить основам проведения интеллектуальных игр ; - обучить взаимодействовать в команде ; - закрепить межкурсовые и межпредметные связи 2 Развивающие - развивать эрудицию, логику, фантазию ; - развивать скорость мышления и быстроту реакции ; - формировать творческую личность, способную к яркому самовыражению ; - развивать коммуникативные и творческие способности : речь, воображение, внимание, память ; - развивать эмоциональную сферу детей..

3. Воспитывающие : - воспитывать ценностные ориентации, культуру личности ; - формировать личность, способную к творчеству ; - формировать музыкальный вкус ; - формировать нравственные взгляды, чувство коллективизма. 4. Мотивационные - создать позитивную эмоциональную атмосферу доброжелательности и сотрудничества ; 5 Социально - педагогические - способствовать включению детей в активную интеллектуальную деятельность, эффективную реализацию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся ; - стимулировать интерес детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию ; - оказать помощь в поиске профессиональной ориентации Организационно - педагогические основы обучения Методическое описание образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, состоящее из теоретической и практической части..

Формы обучения : - теоретические занятия ; - интеллектуальные игры ; ролевые игры, дебаты. - семинары, - письменные творческие работы ; - индивидуальные консультации. Формы организации детей на занятии : групповые, коллективные, фронтальные. Методы обучения : - словесные ( лекции, консультации и проч.); - наглядные ( работа с литературой, электронными наглядные пособиями, репродукциями ;); - практические ( организация и проведение разнообразных интеллектуальных игр, выполнение заданий, тренинги, отработка знаний и умений ). Предполагаемый результат Воспитание конкурентоспособной личности с лидерскими качествами через - интеллектуальное развитие и творческую самореализацию учащихся ; - интеллектуальное развитие и социализация обучающихся через интеллектуальные игры ; - оптимальная реализация интеллектуальных способностей каждого воспитанника через участие в интеллектуальных играх различного уровня ( городских, региональных, российских и международных ); - сформированность навыков оперативного анализа проблемы и осознанного принятия решения в любой ситуации ; -высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей ; - перенос « интеллектуального взросления » и приобретённого опыта в сферу социальных

Учебно - тематический план и содержание программы УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения п/п Тематика занятий Количество учебных часов Теория ПрактикаВсего 1Вводное занятие. Инструктаж 1-1 2Личность «Мыслителя». Диагностика. Развитие Основы интеллектуальных игр. Требования к команде Требования к вопросам. Написание вопросов интеллектуальных игр Алгоритм поиска ответов. Основные приемы 246 6Эрудиция ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки 246 7Как работать с книгой 268 8Игры: «Эрудит-лото»; «Эрудит-квартет» 246 9Игровая практика Итоговое занятие 1- 1 ВСЕГО:

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 года обучения 1. Вводное занятие Знакомство с программой 1- го года обучения. Постановка образовательных задач. История и принципы интеллектуальной игры. Инструктаж по ПБ, ТБ. 2. Личность « Мыслителя ». Что должен знать и уметь член клуба интеллектуальных игр. Личностные качества ( интеллектуальное развитие, самообразование, интуиция, аналитические способности, авторитет, самообладание, самоконтроль, конфликтность, сотрудничество, справедливость и др ). Практическая работа. Диагностика. Анкетирование. Тестирование. Составление плана самообразования. Развитие психики и познавательной деятельности, мышления и речи. Самосознание и самоанализ. Формирование нравственных взглядов и убеждений. Практическая работа : практические упражнения ( тренинги ) на развитие долгосрочной памяти, общей координации, мышления. Игровые динамические паузы. Загадки, их разновидности. Речь. Конкурс скороговорок. 3. Основы интеллектуальных игр. Правила и разновидности игр. Роли игрока в команде. Капитан. Требования к капитану. Интуиция ( понятие, диагностика, приемы развития ). Обязанности капитана ( во время игры, при подготовке к турниру ). Другие роли в команде – « диспетчер », « трезвая голова », « эрудит », « душа команды ». Микроклимат в команде – традиции начала игры, взятия вопроса. Символика команды.

4. Требования к вопросам. Требования к вопросам : интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном. 5. Алгоритм поиска ответов Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно. 6. Эрудиция ключ к успеху Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний. 7. Как работать с книгой Основные приемы работы с книгой. Умение подбирать и анализировать специальную литературу. Специфические приемы для составления вопросов. 6. Игры : « Эрудит - лото », « Эрудит - квартет » Игра « Эрудит - лото » как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы игр. Как интересно составить вопросы для « Эрудит - лото », « Эрудит - квартет » 7. Игровая практика. Проведение тренингов на развитие мышления, памяти, интуиции. Соревнования и турниры среди членов клуба, районные соревнования. 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Мониторинг.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения п/п Тематика занятий Количество учебных часов Теория ПрактикаВсего Вводное занятие. Инструктаж 1-1 Психологическое сопровождение -66 1Нетрадиционные формы интеллектуальных игр 246 2Особенности проведения турниров по интеллектуальным играм Принципы игры в команде Распределение командных ролей 246 5Отработка игры в тройках 268 6Отработка игры в шестерках Как организовать игры «ЧГК» 268 8Основные особенности «Брэйн-ринга» 268 9Игровая практика 66 10Итоговое занятие 1-1 ВСЕГО:

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 года обучения 1. Вводное занятие Знакомство с программой 2- го года обучения. Постановка образовательных задач. Инструктаж по ПБ, ТБ. 2. Психологическое сопровождение Контрольные срезы по тестам ШТУР, внимание и память ( октябрь и май ). Тесты на мотивацию, сплочённость коллектива, выявление конфликтов. Психологические тренинги и игры, направленные на выявление и разрешение конфликтов. 3. Формы нетрадиционных логических игр 1) « Откажись или удвой »; 20 « Реалии »; 3) « Веришь не веришь »; 4) « Надуваловка »; 5) « Травести »; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т. д. 4. Особенности проведения турниров по интеллектуальным играм. Особенности развитие психики и познавательной деятельности, мышления и речи. Самосознание и самоанализ. Нравственность и убеждения. Индивидуальные особенности. Особенности работы редактора вопросов - редактура тура, пакета, соредактура, топ - редактура. Особенности работы члена апелляционного жюри. Разновидности интеллектуальных турниров. Написание положения, регламента и программы интеллектуального турнира. Техническое обеспечение интеллектуального турнира. Реклама турнира. Проведение тренингов на развитие мышления, памяти, интуиции. Написание положения, регламента и программы интеллектуального турнира. 5. Принципы игры в команде Команда единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой. 6. Распределение командных ролей Функции капитана, генератора идей, критика. « Том прямого доступа ». Другие возможные роли.

7. Отработка игры в тройках Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка еще не команда. 8. Отработка игры в шестерках Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде. 9. Как организовать « ЧГК » Три основные формы игры в « ЧГК ». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу. 10. Основные особенности « Брейн - ринга » Отличие « Брейн - ринга » от « ЧГК ». Требования к вопросам на « Брейн - ринг ». Особенности обсуждения при игре в « Брейн - ринг ». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для « Брейн - ринга ». 11. Игровые занятия Примерный план игрового занятия : интеллектуальная разминка ( игра в «21») минут ( или « Эрудит - лото », « Надуваловка », « Реалии »); игра в « ЧГК » минут ; игра в « Брейн - ринг » 30 минут. Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией ( например, подготовка к конкретному турниру ). Вопросы и другие игровые материалы готовятся, в основном, учащимися. 12. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Мониторинг

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 года обучения п/п Тематика занятий Количество учебных часов Теория ПрактикаВсего 1Вводное занятие 11 2Отработка игры в шестерках 88 3Организация игр «ЧГК». 10 4Разбор проведенных игр Разбор работы ведущих команд «ЧГК» (по телепрограммам и видеозаписям) Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба 268 7Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр Итоговое занятие 1-1 ВСЕГО:

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 года обучения 1. Вводное занятие Цели и задачи предмета. План работы на год. Требования к занятиям. Техника безопасности. 2. Отработка игры в шестерках Отработка ролевых функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка условий сигнализации и других форм взаимодействия для « Брейн - ринга ». Создание постоянно благоприятного психологического климата. 3. Организация игр « ЧГК » Подготовка и проведение игр « ЧГК » в школе. Подготовка и проведение кубка клуба среди образовательных учреждений города. Участие в региональных, всероссийских и международных фестивалях и турнирах. 4. Разбор проведенных игр Оценка игры команд. Персональный разбор. Закрепление положительного опыта и устранение недостатков. 5. Разбор работы ведущих команд « ЧГК » Как распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки. Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды. 6. Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу. Подготовка вопросов к публичным играм. Подготовка вопросов для турниров в других городах и телепрограмм. 7. Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр Практическое применение знаний, полученных в первый год обучения. Проведение игр в клубе. Подготовка материала для проведения игр за пределами клуба. 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Мониторинг

Условия реализации программы Учебно - методическое обеспечение Для качественной подготовки к занятиям, педагогу необходимо методические рекомендации и пособия по журналистике и тележурналистики. Материально - техническое оснащение оборудованное помещение для занятий ( учебный класс ); микрофоны, звукоустановка ( музыкальный центр, диски, аудиокассеты для записи музыкальных фонограмм ); компьютер с соответствующими программами ; игровое поле и волчок ; оборудование для брейн - ринга. Литература Литература, используемая педагогом. 1. Алдер Гарри Техника развития интеллекта Спб Анашина Н. Ю. День естествознания в школе Ярославль, Анашина Н. Ю. День словесности в школе. Ярославль, Анашина Н. Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр Ярославль, 2006 том 1 5. Анашина Н. Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр Ярославль, 2006 том 2 6. Баландин Б. «3 000 каверзных вопросов для вундеркиндов и их родителей » М, Баландин Б. « вопросов для умных » М, Баландин Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц М, Белкин В. Г. « Клуб интеллектуальных игр : 33 тренировки ». М.2003 г. 10. В. Быков, О. Деркач заданий для зарядки мозгов. Москва. Аст - Пресс, В. Быков, О. Деркач заданий на смекалку. Москва, « Аст - Пресс СКД »

12. В. Быков, О. Деркач. Домашние телеигры. Москва,2006. « Аст - Пресс СКД » 13. В. Быков, О. Деркач. Как повысить свой IQ Москва,2007 « Аст - Пресс СКД » 14. Гимнастика для ума Ростов на Дону, Книга книг М. 16. Винокурова Н. К игр и головоломок для школьников. Москва Аст. Астрель 2004 г Кто хочет стать миллионером ? Москва, 2000 « Эгмонт Россия Лтд ?» 18. Мандель Б. Р. Современные игры разума. Ростов - на - Дону,2007 « Феникс » 19. Миневич Р. М.« Развитие творческого мышления. Социально - психологические тренинги ». 20. Мур Л. П. Вы умнее, чем вы думаете Минск, Мои вопросы … том 1. Вопросы Е. Копейки сборник. 22. Мои вопросы … том 2. Вопросы Е. Копейки сборник. 23. Материалы Международного интеллектуального детского лагеря « Мидл -2006». МГПОО « Орк - клуб », Никитина Т. Б. Как развить память у детей Москва,2007 « Аст - Пресс СКД 25. Нянковский М. А вопросов для умников и умниц Ярославль, О, счастливчик ! Книги 1,2,3. Москва,1999 « Эгмонт Россия Лтд » 27. Пашнина В. М.. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов – на - Дону 2006 « Феникс » 28. Рекут В. Самые лучшие игры для умников и умниц Москва, « Слабое звено » Москва Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника 31. Феномен « ЧТО ? Где ? Когда ?» М г « Что ? Где ? Когда ?» Вопросы турниров Составители Алексеев, Белкин, Курмашева, Поташев 33. Шаульская Н. А. Поиграем в эрудитов ? Ростов - на - Дону, 2005« Феникс »

Литература, рекомендованная детям. 1. Всё обо всех в 5- ти том. М г. 2. Всё обо всём в 10- ти том. М г. 3. Вуджек Т. Тренировка ума. Спб г. 4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4- х томах М.1981 г. 5. Игры для весёлой компании Екатеринбург 2004 г 6. К. Кноп, Я. Зейдельман Как оформлять вопросы электронная версия 7. Левитас Алексадр Курс молодого вопросника Интернет 8. Остров Григорий Всемирная история в изложении « знатока » со стажем Интернет 9. Поникаров Е. Г. « Что ? Где ? Когда ?» Интернет 10. Поташёв М. О. Почему вы проигрываете в ЧГК ? Интернет 11. Почти всё для разгадывания кроссвордов Харьков 1999 г. 12. Ратнер Илья « Типичные ошибки начинаюших вопросников » Интернет 13. Снятковский Антон « Автобиография Пушкина » Интернет 14. Справочник необходимых знаний М.2001 г 15. Что такое, кто такой ? В 3- х т. М г. 16. Школьная энциклопедия « Руссика » М г. 17. Я познаю мир многотомная детская энциклопедия М.1990 г.

Тренинг креативности Цель : Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Задание 1. « Составьте как можно больший список вещей, которые являются тяжелыми, твердыми и белыми. Попытайтесь придумать по крайней мере восемнадцать ответов. Записывайте ответы на листке и отметьте, сколько минут потребовалось на выполнение задания ». Задание 2. « Напишите как можно больше слов, близких по значению к слову ТВЕРДЫЙ. Отметьте, сколько минут Вам потребовалось ». Задание 3. Потренируйтесь в « мозговом штурме » с помощью карандаша и бумаги : « Запишите все способы, которыми Вы могли бы усовершенствовать карандаш, чтобы сделать его удобнее для использования. Помните, что подходят все ответы, если они реально выполни ­ мы. Создавайте Ваши идеи свободно в соответствии с Вашим желанием ». Задание 4. Взгляните на список, составленный Вами по заданию 3. Попытайтесь оценить Ваши ответы, отвечая на следующие вопросы : 1. Прокомментируйте количество и разнообразие ответов. 2. Ваши ответы действительно решают проблему или они порождают новые ? 3. Можно ли использовать Ваши ответы сейчас или в недалеком будущем ? 4. Способны ли люди сделать это в действительности ?

5. Попытайтесь описать, как появились Ваши ответы. Влекла ли одна идея за собой другую ? Задание 5. Цель этого задания – дать от 10 до 30 ответов в одно слово на вопрос в течение 3- х минут. « В каких видах может быть одно и то же дерево ?» Запишите ответы в тетрадь. Способны ли Вы выполнить это задание ( перечислить по крайней мере 10 ответов ) за три минуты ? Задание 6 « Назовите как можно больше способов, видов, характеристик : 1. Как может выглядеть здание ? 2. Как может рычать тигр ? 3. Как можно почувствовать холодный ветер ? 4. Сколькими способами человек может общаться ? 5. Как можно почувствовать кору ? 6. Как может передвигаться лошадь ? 7. Сколькими способами можно издавать крик ? 8. Сколькими способами можно нюхать цветы ? Задание 7 « Напишите по крайней мере 30 способов использования обычного кирпича, кроме строительства зданий ».

Литература Психолого - педагогическое сопровождение одаренных школьников / авт.- сост. А. В. Комарова.- Минск : Красико - Принт, 2008 г с. Психологическая карта учащегося группы риска : диагностика и сопровождение / авт.- сост. И. В. Чумаков, - Волгоград : Учитель, 2008 г с. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение с.: ил.- ( Психол. наука – школе ). Ломтева Т. А. « Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка ( от 0 до 14 лет ). – М.: Дрофа - Плюс, с.: ил.- ( Психология для всех и для каждого ). Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления « Необычное использование ». Пособие для школьных психологов. – М.: Соборъ, – 60 с.

об одарённости Бенджамин Блум об одарённости: « Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».