Разговорный стиль речи Составитель – Дмитриева М. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задания С заданием справился самостоятельно Справился с помощью группы Задание вызвало затруднения Не справился 1.Орфоэпия + 2.Орфография + 3.Определение.
Advertisements

Русский язык и разговорная речь. Культура речи. Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Урок – семинар «Разговорный стиль речи» урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы,
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Культура речи. Нормы языка Культура речи – это владение нормами и богатствами языка для выражения своих мыслей. Нормы языка – это правильное употребление.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Сочинение об особенностях разговорного стиля речи.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Проект «Речь моего класса». Нравственность человека видна в его отношении к слову. Лев Николаевич Толстой.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Транксрипт:

Разговорный стиль речи Составитель – Дмитриева М. В.

неофициальность ь неподготовленность эллиптичность автоматизм речи непринужденность

преобладание устной формы ; преобладание диалогической речи, когда говорящие принимают непосредственное участие в разговоре ( хотя возможен и монолог ); конкретизированный характер речи ; эмоционально - оценочная информативность, аффективность речи ; эллиптичность речи ( пропуски слов объясняются влиянием ситуации ); прерывистость, часто логическая непоследовательность речи ; выражение личностного отношения к высказываемому ( обычно ); идиоматичность речи ( фразеологизмы ). стилевые черты

Понятие разговорный стиль y же, чем разговорная речь, так как в разговорной речи могут употребляться и нелитературные элементы ( просторечие, диалекты, жаргонизмы и т. д.).

разнообразие интонации, ритма, темпа речи, в эллиптичности речи убыстрение темпа, экспрессивность ( выразительность ), эмоциональность ( выражение чувств ) речи, неполное произношение звуков и слогов, усиление редукции ( ослабление ) гласных звуков, ассимиляция согласных звуков ( уподобление рядом стоящих согласных ) Например : " Полторы тыщи всего дали !" - с каким - то странным торжеством говорила мать … ( ЮНагибин )[ Тыщи вместо тысячи ] 2" Здрасьте, Ван Ваныч " [ Вместо здравствуйте, Иван Иванович ]. На фонетическом уровне

В разговорном стиле частотны слова, выражающие оценку. Для языка вообще, для разговорного особенно характерно преобладание отрицательной оценки. Г. Павлов пишет : " Разговорная речь необыкновенно щедра на юмор : автомашину " Жигули " называют " жигуленок " и " жигули ", " междусобойчик " - складчина … Есть слова - шутки, слова - издевки, слова - пародии …" На лексическом уровне

Для разговорного стиля характерно употребление фразеологизмов ( устойчивых сочетаний ), которые делают речь выразительной, например : море по колено, с ножом к горлу пристать, тяжелый на подъем, уши вянут, средь бела дня, задать баню, валять дурака, губа не дура, умыть руки, попасть впросак, ломать голову, положа руку на сердце, ума не приложу, тертый калач, переливать из пустого в порожнее

Для разговорного стиля характерно употребление имен существительных и прилагательных с суффиксами оценки ( ласкательности, пренебрежения, уменьшительности, увеличитель насти ), например, - ущ - (- ющ ) ( большущий, здоровущий ), - еньк - (- оньк -) ( беленький, здоровенький ), - ошейник -, - ешеньк -, - ехоньк - (- охоньк -) ( седехонек, седошейник, здоровехонький ), - ик, - чик ( супчик, лимончик ), - ек, - ок ( чаек, лучок ), - ес ( супес ), - к - ( молочко ), - це ( деревце ) и др Словообразовательные особенности

Разговорные суффиксы есть и среди глаголов, например, - а ну - : долба нул, стука нул Разговорную окраску имеет, например, приставка раз - ( рас -), указывающая на высокую степень того, что названо в производящем слове : раскрасавица, развеселый, разлюбезный В разговорной литературной речи частотны сложные слова, образованные повтором одного слова, однокоренных слов или слов, близких по значению : еду - еду, иду - иду, шел - шел, тихо - тихо, тихо - мирно, тихо - претихо.

У местоимений в разговорной речи ослабляется их значение и они используются для выражения экспрессии ( для создания выразительности речи ), например : Пришел этот, твой, высокий. Морфологические особенности

В родительном падеже мужского рода единственного числа встречаются окончание - а и – у. Слова с окончанием - а нейтральны ( т. е. характерны для любого стиля ), а слова с окончанием - у - признак разговорного стиля, ср.: таблетка анальгина - таблетка анальгину, тарелка супа - тарелка супу, бутылка кефира - бутылка кефиру. Морфологические особенности

Яркой особенностью числительных в разговорной речи является утрата склоняемости простых и особенно сложных ( типа пятьсот, пятьдесят ) и составных числительных ( типа сто сорок пять, пятьсот восемьдесят два ). Морфологические особенности

Для разговорной речи характерно употребление междометных глаголов типа хвать, прыг, скок, бух. Данные глаголы, встречающиеся в художественной литературе, отражают разговорную речь ( являются признаком стилизации под народную речь ), ср. у Крылова : Хвать друга камнем в лоб, у Пушкина : Татьяна - прыг в другие сени Ср.: Он ехал на велосипеде и вдруг - бух в канаву. Морфологические особенности

Для выражения экспрессии ( усиления выразительности речи ) используется переносное употребление форм времени. Так, формы настоящего времени используются в рассказе о прошлых событиях, чтобы сделать наглядным, образным повествование о прошедшем событии Например : Шел я вчера по улице и вижу : идут по улице колонны курсантов Формы настоящего времени употребляются также в значении ближайшего будущего для обозначения действия, которое обязательно совершится в будущем : Завтра я еду в командировку ; Иду учиться в университет ; Поступаю в этом году на юридический факультет. Морфологические особенности

Именно в синтаксисе наиболее ярко проявляется эллиптичность, эмоциональность, экспрессивность разговорного стиля. Характеризуя разговорную речь, А. Пешковский писал : "… Мы всегда не договариваем своих мыслей, опуская из речи все, что дано обстановкой или предыдущим опытом разговаривающих. Так, за столом мы спрашиваем : " Вы кофе или чай ?"; встретив знакомого, спрашиваем : " Ты куда ?"; услышав надоевшую музыку, говорим : " Опять !", предлагая воду, скажем : " Кипяченая, не беспокойтесь !" и т. д."[ А. МПешковский Избранные труды - М., 1959, с 58]. Синтаксические особенности

употребление неполных предложений, в которых чаще всего пропущены главные члены предложения, побудительных и вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений, например : Ты откуда ?; Воды сюда !; Был там ?; Ах, хорошо !; Ах, как хорошо ! большое значение в устной речи имеет интонация. Предложение " Ну и помог ты !", произнесенное с разной интонацией, может иметь прямое, положительное значение, а может выражать ироническую оценку, как и предложение " Ах, хорошо !". Синтаксические особенности

Среди сложных предложений типичными являются сложносочиненные и бессоюзные предложения Сложноподчиненные предложения составляют в разговорной речи 10%, тогда как в других стилях их около 30% Чаще всего употребляются сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, которые присоединяются к немногочисленным глаголам : говорить, сказать, думать, слышать, увидеть, видеть, почувствовать и под : Он увидел, что …; Я сказал, что …; Он понял, что … и под. Синтаксические особенности

междометные предложения, делающие речь эмоциональной, экспрессивной : Батюшки !; Ну и ну !; Вот тебе и на !; Ой ли ! и под ; предложения, выражающие согласие ( утверждение ) или несогласие ( отрицание ): Да.; Нет.; Конечно.; Безусловно. В разговорной речи обычно много вводных слов, выражающих утверждение, сомнение, предположение : может быть, кажется, безусловно, действительно и под. Синтаксические особенности

Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами ! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром ! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот - вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные … В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом - что называется рукой подать - загорелась школа. И стар и млад - все по высыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет - во страсти какие ! Здорово я перепугался в тот час. Да, слава Богу, все скоро кончилось.

Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами ! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром ! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот - вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные … В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом - что называется рукой подать - загорелась школа. И стар и млад - все по высыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет - во страсти какие ! Здорово я перепугался в тот час. Да, слава Богу, все скоро кончилось. Текст богат фразеологией

Ответы На фонетическом уровне стилевые черты разговорного стиля проявляются : в разнообразии интонации, ритма, темпа речи, в эллиптичности речи. На лексическом уровне своеобразие разговорного стиля проявляется в следующем : В тексте широко используется лексика ( слова ) с конкретным значением, часто - бытового содержания ( нормально, собирался было лечь ), отсутствуют книжные слова с абстрактным значением, термины. Текст богат фразеологией. Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность (« не робкого десятка, испугался насмерть, несчастную голову, разверзлись хляби небесные, рукой подать, и стар и млад,) Словообразовательные особенности текста связаны прежде всего с выражением оценки. Силищей, домишко, речушка, водицей В области морфологии выделяются глаголы, причем среди также можно выделить со значением оценки : « бабахнет, задрожал, не разломалось, вздулась, распухла » На синтаксическом уровне мы отмечаем достаточно большое количество сложных предложений ( что не характерно для разговорного стиля ). Мы видим использование вставной конструкции ( что называется рукой подать ), использование слов - предложений. Можно отметить инверсию.

Перечислите основные стилевые черты данного текста : Карточка 2 … Я хочу тебе рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Только наклонилась, чтоб масленок срезать, глядь : к моей корзине белка скачет ! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево ! Забралась высоко - высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво ! Вот хитрюга.

Правила ведения разговора А. П. Чехов писал : " Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать ". К. Паустовский считал, что "… по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку ".

Любой диалог возможен при условии - быть вежливым друг с другом Фольклорные правила напоминают : " От приятных слов язык не отсохнет ", " Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани « Невежливость бывает разная - от откровенной грубости до внешне благожелательного тона, скрывающего полное пренебрежение к сосебеднику ( вспомним встречу Максима Максимыча и Печорина, их диалог ).

В основе речевых отношений должны быть доброжелательность и умение слушать : " Речь красна слушанием " Очень важно в общении услышать друг друга : " Язык - один, уха – два Раз скажи, два раза послушай « Внимание к собеседнику, к аудитории необходимы также для того, чтобы начать говорить Выражаясь парадоксально, речь начинается со слушания, понимания обстановки, правильной оценки ситуации Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он " ловится " слушающим на ошибках И об этом свидетельствует народная мудрость : " Отвечает, когда не спрашивают ".

правила для говорящего а ) Правила осторожности : " Будешь следить за языком - он охранит тебя, распустишь его - он предаст ", " Слово не воробей : выпустишь - не поймаешь "; б ) замысел речи : " Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь ", " Прежде чем говорить, подумай о смысле слов "; " Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить "; в ) типичные ошибки : неуместность речи : " Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя ", " Править бритву и давать советы нужно вовремя "; тривиальность содержания речи для слушающего ( отсутствие новизны ): " Учит рыбу плавать ", " Яйца курицу уму - разуму учило "; многословие : " Веревка хороша, когда длинна, а речь - когда коротка ", " Кто много говорит, много ошибается ".

Вопросы для самоконтроля 1 Назовите основные черты разговорного стиля. 2 Назовите основные фонетические особенности разговорного стиля. 3 Назовите некоторые словообразовательные приметы разговорного стиля. 4 Назовите известные Вам особенности употребления имен существительных в разговорном стиле. 5 Назовите особенности употребления глагола в разговорном стиле. 6 Назовите особенности употребления разных частей речи в разговорном стиле. 7 Как следует понимать экспрессивность, эмоциальность разговорного стиля ? 8 Как следует понимать эллиптичность разговорного стиля ? 9 Каковы особенности употребления простых предложений в разговорном стиле ? 10 Каковы особенности употребления сложных предложений в разговорном стиле ?

ht ml?next=6 ht ml?next=6