Обучение приемам понимания текста на уроках литературы Кошина Т.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Евсинская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : Шишкова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов 2015 МОУ «Рождественская СОШ»
Advertisements

Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Использование на уроке системно- деятельностного подхода как средства, позволяющего повышать качество знаний учащихся в условиях новых ФГОС «Доводы, до.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Программа дополнительного образования Путь к успеху.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Аспектное оценивание на уроках истории Приложение 2.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Готовимся к ЕГЭ. Часть III-C Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Проектирование урока литературного чтения с использованием технологий личностно- ориентированной направленности по ОС «Л. В. Занкова» «Развитие личности-
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
С25С25 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА Предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Школьные страхи учеников перед ответом часто могут быть вызваны негативной реакцией учителя и неуверенностью в себе. Страх - эмоциональное состояние,
Презентация без фона и выделенных цветом блоков. Что произошло сегодня на семинаре Гр.1 -Определение территории взаимодействия -Занятия были обучающие.
Паначёва И.Е. Моу Уйско-Чебаркульская сош РЕФЛЕКСИЯ.
Транксрипт:

Обучение приемам понимания текста на уроках литературы Кошина Т.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Евсинская СОШ»

Модель «идеального читателя» (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая)

Надпредметные курсы «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Л.Г. Петерсон) и «Учись учиться» Предметные уроки и внеурочные занятия в ТДМ Л.Г. Петерсон («Школа ») Первичный опыт УУД и мотивация Тренинг, самоконтроль, коррекция УУД Приобретение знаний об УУД Контроль Этапы формирования УУД

? Как можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью научить понимать текст? Как при выработке стратегий, планов действий и технологий обучения чтению сохранить «принцип оптимального соотношения технологического и культурно-символического аспектов обучения»?

Модуль 1 Мотивационный. Модуль 2 Развивай технику чтения. Модуль 3 Интеллектуальная работа с текстом. Модуль 4 Особенности работы с художественным текстом. Модуль 5 Рефлексивный. Учись учиться

Учимся понимать _____________________ художественный текст Г.Г. Граник, С.А. Шаповал, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко ЛИТЕРАТУРА 8 Задачник классы практикум 11 Под научным руководством академика Г.Г. Граник

Учимся понимать художественный текст Занятие курса «Учись учиться» 8 класс Цель – научиться__________ с помощью__________.

Цель – научиться пониманию художественного текста с помощью приемов продуктивного чтения.

Эти приемы охватывают и психологию (ПОНИМАТЬ...), и литературу как вид искусства (…ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ...), и язык (...ТЕКСТ).

Задание 1 «Объясните» схему с помощью понятий: «прогноз», «установка», «диалог с текстом»

Задание 2 Вот как описывает взаимоотношения автора и читателя Ю.М. Лотман в одной из своих лекций. О каких понятиях говорит автор в первых 3-х абзацах?Расставьте термины в том порядке, в каком предлагает Лотман. Восприняв некую часть текста, слушатель "достраивает" целое. (…………………………………………………………………) Следующий "ход" автора может подтвердить эту догадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным, по крайней мере с точки зрения современных эстетических норм, или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. ( ………………………………………………………..) Но следующий авторский "ход" вновь выдвигает эти две возможности. И так до того момента, пока автор, "победив" предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности. ( ………………………………………………………… ) Этот момент и будет концом произведения, который может наступить раньше, чем конец текста, если автор использует модель-штамп, природа которого рас­крывается слушателю в начале произведения. Понятно, что читатель не пассивен, он заинтересован в овладении моделью, которую предлагает ему художник. С ее помощью он надеется объяснить и тем самым побе­дить силы внешнего и внутреннего мира. Поэтому победа художника доставляет побежденному читателю эмоциональную радость.

Задание 2 Восприняв некую часть текста, слушатель "достраивает" целое. (Ю.М. Лотман в терминах литературоведения описывает явление, которое психологи называют вариативным прогнозом ) Следующий "ход" автора может подтвердить эту догадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным, по крайней мере с точки зрения современных эстетических норм, или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. (гибкая установка) Но следующий авторский "ход" вновь выдвигает эти две возможности. И так до того момента, пока автор, "победив" предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности. (По сути, Ю.М. Лотман говорит о диалоге с текстом ) Этот момент и будет концом произведения, который может наступить раньше, чем конец текста, если автор использует модель-штамп, природа которого раскрывается слушателю в начале произведения. Понятно, что читатель не пассивен, он заинтересован в овладении моделью, которую предлагает ему художник. С ее помощью он надеется объяснить и тем самым победить силы внешнего и внутреннего мира. Поэтому победа художника доставляет побежденному читателю эмоциональную радость.

Задание 2 Вот как описывает взаимоотношения автора и читателя Ю.М. Лотман в одной из своих лекций: Восприняв некую часть текста, слушатель "достраивает" целое. (Ю.М. Лотман в терминах литературоведения описывает явление, кото­рое психологи называют вариативным прогнозом ) Следующий "ход" автора может подтвердить эту до­гадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным, по крайней мере с точки зрения современных эстетических норм, или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. (гибкая установка) Но следующий авторский "ход" вновь выдвигает эти две возможности. И так до того момента, пока автор, "победив" предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности. (По сути, Ю.М. Лотман говорит о диалоге с текстом ) Этот момент и будет концом произведения, который может наступить раньше, чем конец текста, если автор использует модель-штамп, природа которого раскрывается слушателю в начале произведения. Понятно, что читатель не пассивен, он заинтересован в овладении моделью, которую предлагает ему художник. С ее помощью он надеется объяснить и тем самым победить силы внешнего и внутреннего мира. Поэтому победа художника доставляет побежденному читателю эмоциональную радость.

Эффект обманутого ожидания -

прием (способ) особого построения текста, когда автор сознательно разрушает читательскую установку.

Как «работает» прием в художественном тексте?

А.П.Чехов С ЖЕНОЙ ПОССОРИЛСЯ (СЛУЧАЙ) Чёрт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они чёрт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился! Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился. Муж пришел к себе в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку. «Чёрт тебя дернул жениться! подумал он. Хороша семейная жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется!» Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги... «Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, чёрта с два! Скорей повешусь, чем помирюсь!» Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану. «Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш с маслом получишь! чёрта пухлого! Ни одного слова не добьешься, хоть умри... Сплю вот и говорить не желаю!» Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой. «Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизываемся... Скоро начнем в плечико целовать, на колени становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки... нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу...» Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий... Муж почувствовал на плече прикосновение маленькой ручки. «Ну, бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить, бедняжку! Тем более, что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял...» Ну, будет, моя крошка! Муж протянул назад руку и обнял теплое тело. ………………………………………………………………………………………………………………………..

А.П.Чехов С ЖЕНОЙ ПОССОРИЛСЯ (СЛУЧАЙ) Чёрт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они чёрт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился! Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился. Муж пришел к себе в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку. «Чёрт тебя дернул жениться! подумал он. Хороша семейная жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется!» Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги... «Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, чёрта с два! Скорей повешусь, чем помирюсь!» Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану. «Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш с маслом получишь! чёрта пухлого! Ни одного слова не добьешься, хоть умри... Сплю вот и говорить не желаю!» Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой. «Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизываемся... Скоро начнем в плечико целовать, на колени становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки... нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу...» Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий... Муж почувствовал на плече прикосновение маленькой ручки. «Ну, бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить, бедняжку! Тем более, что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял...» Ну, будет, моя крошка! Муж протянул назад руку и обнял теплое тело. - Тьфу!!. Около него лежала его большая собака Дианка.

Этапы (шаги) создания приема обманутого ожидания в юморе и острословии Первый этап, подготовительный. На этом этапе, отвечая на реплику собеседника, или делая какой-то комментарий к чему-либо, острослов сначала должен создать у собеседника четкое и осознанное ожидание. Второй этап финальный. На этом этапе острослов должен постараться сделать обратное. А именно – обмануть созданное миг назад ожидание у слушателя.

Евгений Буряков Статьи о юморе и острословии Теория и практика Обман ожиданий 3. Создание ожиданий с помощью контекста и обобщающих слов Наличие в репликах обобщающих, итоговых слов активирует ожидание слушателей. Таких слов полным-полно: всё, все, другой, результат, итог, дорого, долго, хуже и т.д. В зависимости от контекста обобщающим словом может стать любое слово. Примеры. *** Продолжается забастовка врачей. Есть уже первые результаты: смертность снизилась на 20%. Обобщающее слово «результаты» и контекст создают ожидание, что смертность по причине забастовки врачей должна вырасти. Но, как это не удивительно, снизилась. *** Ночью воры проникли в квартиру Николая Валуева и вынесли всё: побои, страх, боль и унижение. В этой реплике обобщающее слово «всё» заставило нас построить ожидание, противоречащее реальному. А это не только смешно, но в случае с Николаем Валуевым опасно для челюсти, печени и сотрясения мозга.

Способы создания приема обманутого ожидания 1. Создание ожиданий с помощью идиом, фразеологизмов, цитат. 2. Создание ожиданий с помощью норм общественной морали, примет, слоганов и речевых шаблонов. 3. Создание ожиданий с помощью контекста и обобщающих слов. 4. Создание ожиданий с помощью аналогий и позитивного настроя. 5. Создание ожиданий с помощью различных коммуникативных реакций. 6. Создание ожиданий с помощью местоимений. 7. Создание ожиданий с помощью слов, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску (позитивную или негативную).

РЕФЛЕКСИЯ ПОВТОРЯЮ УЗНАЮ ПРОБУЮ ПРОВЕРЯЮ ОЦЕНИВАЮ СЕБЯ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б. Паскаль