Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Истринский профессиональный колледж Московской области Выпускная квалификационная работа по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством сказки» Подготовила: Колесниченко О.А.
Актуальность проблемы Проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Цель изучения Выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет изучения : русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи изучения - проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме; - экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении; - разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Содержание I главы Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методы и формы работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста.
Выводы Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Практическое изучение развития связной речи Практическая работа проводилась на базе МБДОУ 77, Московской области, Солнечногорского района. В изучении принимали участие 10 человек подготовительной группы.
Для проведения изучения была использована диагностика речевого развития из книги « Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. Речевое развитие оценивается в процессе выполнения ребенком диагностических заданий. Выполнение заданий оценивается в баллах.
Результаты констатирующего этапа
1. задание – «Подбери героев к сказкам». Цель: изучение узнавание и называние детьми сказки, определяя ее героев и отношений между ними. Материал: персонажи к 4-5 сказкам «Три поросенка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Мороз Иванович». Обложки к этим книгам. Методика проведения: перед детьми раскладываем по одной иллюстрации из 4 сказок и предлагаем ребенку подобрать героев к каждой сказке. Рассказать, что происходит между героями. Оценка: определил героев ко всем сказкам и их взаимоотношения – 3 балла; определил героев к 3 сказкам, были ошибки в определении их взаимоотношений – 2 балла; определил героев к 2 и менее сказкам, затруднялся определить взаимоотношения героев в сказках – 1 балл.
Инсценировка «Кошкин дом »
Результаты контрольного этапа
Выводы. На основании полученных в ходе диагностики результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно- методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению речевого развития дошкольников экспериментальной группы и формированию у них умения понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы, совершенствовать средства общения, речетворчество и т.д. В результате проведенного изучения мы можем отметить, что подготовленная и проведенная нами работа по развитию связной речи является эффективной. Таким образом, доказано, что сказка является эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
целенаправленное и систематическое использование художественной литературы, сказки, в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их связной речи. Цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Спасибо за внимание