Тема 4. Социальные группы. Личность в системе социальных взаимодействий. Вопросы: 1.Личность в социологии: Человек как объект социологического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа подготовлена учениками 10 «А» класса: Медковой М. Устинцовым Д. Вершининой С. Учитель: Багирова Г.В.
Advertisements

Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
Социальные статусы и роли Урок Домашнее задание § 4 читать, ответить на вопросы; Устно ответить на вопросы ; Ответить на вопросы к тексту.
Социальный статус и престиж Урок 3. План 1. Социальный статус. 2. Виды социальных статусов. Статусный набор. 3. Компоненты социального статуса. 4. Значение.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Социальная структура – строение, расположение, порядок) общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих.
Презентация на тему: Индивид.Индивидуальность. Личность. Выполнила: Бирюкова Алёна 10 класс.
1. Социальное действие и социальное взаимодействие. 2. Социальные статусы. Статус и социальные отношения. 3. Социальная роль. 4. Типология социального.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры, ее виды и уровни. 2. Характеристика видов и элементов социальной структуры.
Теории социализации. С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Транксрипт:

Тема 4. Социальные группы. Личность в системе социальных взаимодействий. Вопросы: 1. Личность в социологии: Человек как объект социологического исследования. Понятия «Человек», «индивид», «индивидуальность», личность и их соотношение. Социальные типы личности. Структура личности. Социальные статусы и социальные роли личности. Социализация личности. 2. Социальные группы: Виды объединений людей: временные (спонтанные) и устойчивые (стабильные). Временные объединения людей – квазигруппы или агрегаты: толпа, аудитория - характерные черты Устойчивые объединения: социальные группы и общности. Понятие «социальная группа», признаки социальных общностей и групп. Классификация социальных групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, большие и малые группы. Референтная группа. Групповые процессы: лидерство в группе, конформизм (подчинение группе).

Литература: 1.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма, – Глава 7 СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ; Глава 5. ЛИЧНОСТЬ. 2. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с; Глава 3. Социализация; Глава 4. Социальные группы и организации. 3. Батурин В.К. Социология:Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, Глава 10. Социология личности С. 248 – Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. – М.: с. Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ с.45-51; ГЛАВА 5 СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ с Гидденс Э. Социология /Пер. с англ. – М.: Глава 3. Социализация и жизненный цикл. – С Глава 9 Группы и организации.- С

Понятие личности Изучение личности – одно из важнейших исследовательских направлений в социологической науке. Понятие "личность" широко используется в различных социально-гуманитарных дисциплинах, и в каждой из них этот термин имеет свои смысловые особенности. Кроме того, важно понять различия между близкими, но не тождественными понятиями "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". В обыденном сознании эти слова сливаются, представляются синонимами, однако в науке они различаются, каждому из них придается свое значение. Понятие "человек" является наиболее общим. Его используют для того, чтобы выделить в существующем мире особый вид живых существ – Homo Sapiens, с присущими ему свойствами, качествами, универсальными для всех его представителей и отличающими их от других существ. В этом смысле быть человеком означает принадлежать к виду Homo Sapiens. Человек – существо биосоциальное.

Понятие личности Индивид (индивидуум) – это отдельно взятый, конкретный человек. Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, со всеми присущими ему чертами, качествами. Индивидуальность – понятие, характеризующее единичное в человеке, его уникальную, неповторимую сущность; фиксирует отличия людей на разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. Термин "индивидуальность" в социологической литературе большей частью используется для подчеркивания уникальности, неповторимости какого-либо человека как социального субъекта. Социологическое понятие «личность» характеризует человека как – социальное существо. Личность есть системное социальное качество человека, персонифицированное индивидом в процессе его деятельностного включения в окружающий социальный мир.

Понятие личности Личность (от лат. Persona – особа) – человеческий индивид, являющийся субъектом социальных действий и взаимодействий, сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественных отношениях. Личность - социализированный человек. Социологическое понятие "личность" не равнозначно терминам "выдающаяся личность", "историческая личность", "уникальная личность ". Такие оценочные, нормативные аспекты применяются для характеристики людей с точки зрения их роли в истории, а не в социологическом определении личности. Всякий человеческий индивидуум, кем и каким бы он ни был, включенный в систему социальных связей, социум есть личность.

Концепция личности: З. Фрейд Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению. Известна концепция З. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). - Оно это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. Сверх-Я нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер.

Концепции личности: З. Фрейд Человеческое сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно. Бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведения человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца непознаваемого.

Психологическая структура личности

Социальная структура личности Под социальной структурой личности понимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества. Выделяется различные подходы к пониманию содержания структуры личности. Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают: а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни; б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность; в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.

Социальная структура личности В рамках третьего подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях: 1) в объективном плане – как система статусов и ролей; 2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий. При интегративном подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека: - целенаправленной деятельности; - сознания/мышления; - потребностей и способностей; - статусов и ролей; - ценностных ориентаций (диспозиций); - культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей. Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.

Социологические теории личности В науке существует множество теорий личности. Одной из наиболее значимых является теория "зеркального Я« американских ученых Чарльза Кули (1864–1929) и Джорджа Мида (1863–1931). Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий (интеракций) между людьми. По сути, окружающие нас люди – зеркало, в котором мы видим себя. Получается, что наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Таким образом, Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, устанавливаемой человеком с другими людьми, как главного источника данных о собственном "Я", обратной связи между "Я-каким-меня-видят- другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу". В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я".

Социологические теории личности «Зеркальное Я" состоит из трех элементов: 1) как меня воспринимают другие; 2) как они реагируют на то, что видят; 3) как я отвечаю на реакцию других людей. Дальнейшее развитие концепция "зеркального Я" связано с идеями Джорджа Мида. Он считал, что "Я" продукт социальный, формирующийся на основе взаимодействий между людьми. По Дж. Миду, человеческое «Я» состоит из двух частей: 1) "Я-сам" – "Я как субъект" (от англ. I – личное местоимение в именительном падеже). 2) "Я-меня" – "Я как объект" (от англ. Me – местоимение "я" в косвенном падеже). Совокупность "Я-сам" (I) и "Я-меня" (Me) образует "интегральное Я" (Self).

Социологические теории личности Дж. Мид выделил три этапа формирования "зеркального Я" в детском периоде жизни человека: 1. Имитация, когда дети, имея очень ограниченный опыт, копируют поведение взрослых, не понимая его. 2. Игра, когда дети научаются языку и другим символам, осознают поведение как освоение определенных игровых ролей: врача, пожарного, учителя, разбойника. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и поступкам такой смысл, какой придают им другие. 3. Коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не одного человека, а группы, многих людей. Следование правилам коллективных игр (футбол, бейсбол, баскетбол) подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в социальных нормах, законе. На данном этапе приобретается чувство социальной идентичности.

Диспозиционная структура личности Термин "диспозиция" введен в научную лексику в 1920-е гг. О. Штерном как эквивалент термина "предрасположенность" (предрасположенность субъекта к чему-либо). Диспозиция означает субъективную установку или предрасположенность личности к определенному типу поведения. Наиболее известная психологическая теория диспозиций личности принадлежит американскому психологу Гордону Оллпорту (1897–1967). В социологии основателями диспозиционной теории личности являются американские исследователи Уильям Томас и Флориан Знанецкий. Они ввели в научное употребление понятие "аттитюд" (установка), выражающее направленность (вектор) поведения личности.

Диспозиционная структура личности В отечественной социологии автором диспозиционной теории личности является Владимир Александрович Ядов (р. 1929). Под диспозицией личности он понимает систему ее предрасположенностей (установок) к определенному поведению применительно к тем или иным ситуациям, условиям. В. А. Ядов выделил четыре уровня диспозиций: 1) элементарные фиксированные установки, выражающие готовность к действию по удовлетворению витальных потребностей в пище, тепле и др.; 2) ситуационные установки, формируемые на основе потребности в общении в обычных повседневных обстоятельствах; 3) базовые социальные установки, определяющие общую направленность интересов, деятельности личности; 4) ценностные ориентации личности, определяющие формирование целей жизни и основных средств их реализации (достижения), образуют высший диспозиционный уровень.

Диспозиционная структура личности Структуру диспозиций личности составляют установки различного уровня от "низших", связанных с витальными потребностями личности, до "высших" – ценностных ориентаций личности. Согласно концепции диспозиционной регуляции поведения, личность осуществляет выбор поведения в зависимости от ситуации и реализуется в рамках той или диспозиционной установки.

Социологические теории личности Ролевая теория личности (Я. Морено, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Фундаментом и составной частью ролевой теории личности являются понятия социального статуса и социальной роли. 1. Социальные статусы и роли – важные элементы структуры личности. В научный оборот в 1930-е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893–1953). Слово "статус" заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица.

Социальные статусы личности Под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Социальные статусы подразделяют на формальные и неформальные. Формальный статус – это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе (гендиректор, мастер и т.д.). Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений ("бездельник", "выскочка", "душа компании" ).

Социальные статусы личности Выделяют предписанные (аскриптивные), достигаемые и смешанные социальные статусы. Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социально- демографические статусы. Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса (полученные по протекции, благодаря родству, семейной традиции, различным социальным связям).

Социальные статусы личности В совокупности статусов принято выделять главный статус, т.е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка). Различают личный и социальный статусы. Социальный статус – это положение (позиция) человека в обществе, в значительной мере обусловленное тем, представителем какой социальной группы он является. Личный статус – это положение (позиция) человека в первичной группе, в зависимости от того, как он (его качества) оценивается другими членами группы.

Социальные статусы личности В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин "статусный набор" (в качестве синонима данного понятия используется термин "статусный портрет" человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. К примеру: мужчина средних лет, преподаватель, доктор наук, ученый секретарь диссертационного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член «Единой России», православный верующий, избиратель, муж, отец, дядя и т.д. С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого, среднего, низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топ-менеджера, управляющего среднего или низшего звена.

Социальные статусы личности Статусная несовместимость. Данное понятие характеризует такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги – высокие, средние, низкие. Выделяют две формы статусной несовместимости: 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

Социальные роли личности Социальные роли раскрывают поведение людей в мире социальных статусов. Мы занимаем статус, но играем (исполняем) роль, поэтому роль выступает динамическим аспектом социального статуса. Социальная роль – это своего рода модель, шаблон, формат поведения индивида, занимающего тот или иной статус. По своему происхождению слово "роль" связано с латинским словом persona (персона, особа), которое в древности означало актерскую маску, изображавшую характер персонажа (или роль): злодея, шута, героя, титана и т.п. В определенном смысле роль – это маска, которую надевает на себя человек, выходя в люди, общество. Роль – это ожидаемое поведение индивида, занимающего определенный статус (Р. Линтон).

Социальные роли личности Толкотт Парсонс отмечал, что каждая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик – с точки зрения: 1) ее эмоциональности; 2) способа получения; 3) масштаба; 4) формализации; 5) мотивации. Помимо понятия "статусный набор" Роберт Мертон ввел в научную лексику термин "ролевой набор". Под ролевым набором понимается совокупность ролей (ролевой комплекс), связанных с одним статусом. Как правило, каждый статус включает несколько ролей. Например, статус университетского профессора связан с ролями преподавателя, исследователя, руководителя аспирантов, наставника молодежи, научного консультанта, эксперта, автора научных работ и др. В какой мере "Я" идентифицирует (отождествляет) себя с ролью? Роль может быть и частью "Я", и лишь внешней маской.

Статусный и ролевой набор личности

Ролевые конфликты личности Ролевое поведение не исключает возможности возникновения ролевых конфликтов - ситуаций, при которой индивид сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Типы ролевых конфликтов: Межролевые конфликты - возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа. Внутриролевые конфликты - возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги». «Ситуационно-ролевой конфликт», описанный К. Томасом, возникает когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой.

Статусно-ролевая теория личности Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей. Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин. Разделение ролей выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс. Регулирование ролей с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

Типология личности Социология, типологизируя личность, пытается раскрыть ее как обобщенный «портрет» желаемого идеала человека для того или иного общества (модель всесторонне развитой и гармонической личности, «советский человек», и т.д.), так и характерный облик представителей различных социальных слоев, групп, общностей. Например, Аристотель группировал черты и тем самым разделял людей на «добродетельных» и «порочных». К. Г.Юнг описал личности, обращенные в себя («Инь»), и ориентированные на внешний мир («Янь»). В психологии они стали называться интровертами и экстравертами. Также им были выделены типы людей - сенсорики, логики, эмотивы и интуиты. Основа первого типа – ощущения, второго – мышление, третьего – эмоции, четвертого – интуиция.

Типологии личности, разработанные в социальной психологии Автор Выделяемые типы личности Э. Шпрангер 1. Теоретический 2. Экономический 3. Эстетический 4. Социальный 5. Политический 6. Религиозный К. Хорни 1. Уступчивый 2. Обособленный 3. Враждебный Р. Парк Маргинальная личность Р. Линтон Базисный тип личности Ф. Боас, К. Дюбуа Модальная личность Р. Мертон Конформист, новатор, ритуалист, ретреатист, мятежник

Типология личности Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер ( ) является автором книги «Типы людей» (1922), в которой описаны шесть типов личности, каждому из которых соответствует определенный вид активности: 1) теоретический (стремление к раскрытию истины, рационализм и критический подход); 2) экономический (стремление к выгоде и практичность); 3) эстетический (стремление к гармонии и образному построению мира); 4) социальный (любовь к людям, склонность к самопожертвованию и служению людям); 5) политический (любовь к власти и лидерству); 6) религиозный (поиск смысла жизни и единства мироздания, вера в сверхъестественное).

Типология личности Американский психолог Карен Хорни ( ) рассматривал три типа личности: 1) уступчивый (ориентация на людей); 2) обособленный (от людей); 3) враждебный (против людей).

Типология личности Роберт Парк ( ) – ввел понятие «маргинальная личность». «Маргинальный человек - это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Это культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам».

Типология личности Ральф Линтон ( ) является одним из создателей ролевой теории личности, а также автором концепций статусной личности и базисной личности. Статусная личность. По его мнению, совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом, порождает статусную личность или конфигурацию личности, свойственную большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус. Базисный тип личности характеризуется им как тип, соответствующий культуре (историко- культурной традиции) конкретного общества. Рыночные отношения в России формируют тот базисный тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. В такой личности преобладает прагматизм, деловая хватка, расчетливость и стремление к личной выгоде.

Типология личности Американские антропологи Франц Боас ( ) и Киру Дюбуа (р. 1903) ввели в науку понятие "модальная личность", т.е. наиболее распространенный тип личности в обществе. Он является совокупностью личностных свойств, которые присущи преобладающему большинству членов общества. Так, неотъемлемыми чертами характера такой личности в России выступают послушание, исполнительность и стремление «лечь на дно». Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг, которые у них реально имеются.

Типология личности Роберт Мертон ( ) разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам деятельности. Все разновидности поведения укладываются, по его мнению, в несколько классов: 1) конформист лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства; 2) новатор член общности, достигающий своих целей неинституциональными, в том числе незаконными, средствами; 3) ритуалист человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность, 4) изолированный тип личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств; 5) мятежник личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Типы личности в России Применительно к современной России можно выделить пять типов личности ( Пузиков В.Г. Основы социологии: Учеб. пособие.- Омск, – 180 с. Первый – традиционный тип личности, ориентированный на традиции русского народа, на его социокультурный опыт и включает ценности долга, законопослушания, дисциплины, а также проявления лояльности к власти и соответствующим порядкам. Выраженность таких качеств, как творчество, стремление к самореализации, самостоятельность, предприимчивость, у данного типа весьма низкая. Второй – идеалистический тип личности. Здесь, наоборот, резко выражено критическое отношение к традиционным нормам, опыту: сказывается независимость и пренебрежение авторитетами, преобладают установки на саморазвитие, самосовершенствование. Третий – фрустрированный тип личности, которого характеризует низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение аутсайдера, преобладание комплекса «маленького человека» и представление себя как бы «выброшенным» из общего потока жизни. Четвертый – реалистический тип личности. Характерно стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм, самодисциплина и самоконтроль, развитой дух предпринимательства и активности. Пятый – гедонистический тип личности - ориентирован на получение удовольствий «здесь и сейчас»

Типология личности В современной отечественной литературе следует выделить типологическую модель личности К. А. Абульхановой. Она использует типологию как метод системного исследования активности личности. В качестве типологических признаков выделила общий уровень активности, характер притязаний, а также характеристики саморегуляции способность каждого опираться либо на внешние, либо на внутренние опоры; степень самостоятельности и уверенности; удовлетворенность собственными или внешними критериями личностная организация времени и некоторые др. В зависимости от повышения или понижения активности были установлены типы: -1) инициативной личности, опирающейся на ответственность; -2) инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности; - 3) безынициативной, пассивной личности.

Типология личности По характеру притязаний выявились две группы людей: 1)с установкой на успех; 2)с установкой на неуспех, -в том числе лица, избегающие неуспеха посредством повышения ответственности, -и лица, которым свойственна мотивация поражения. По уровню саморегуляции (сохранения уверенности, степени открытости-закрытости) и обращения к внешне-внутренним критериям были выделены четыре типа: 1)открытый тип, зависящий от одобрения окружающих; 2)нейтральный тип, уверенный в своих внутренних критериях и не зависящий от признания или непризнания окружающих; 3) чрезмерно закрытый тип, у которого негативное отношение к внешним оценкам блокировало его собственную саморегуляцию; 4) неуверенный тип, сохраняющий заниженную самооценку независимо от одобрения или критики.

Типология личности В зависимости от способа регуляции времени выделяются следующие типы личности: I) стихийно-обыденный тип (зависимость от событий жизни, ситуативность поведения, отсутствие личной инициативы), 2) функционально-действенный тип (эффективная организация времени, событийность жизни), 3) созерцательный тип (пассивность, отсутствие четкой организации времени), 4) творчески-преобразующий тип (оптимальное сочетание активности и успешной регуляции времени).

Как определить тип личности. Тест Существует множество методик для исследования своей личности. Наиболее распространены: Тест Леонгарда. Опросник представляет собой 88 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». Результатом будут являться акцентуация характера, то есть выявится наиболее характерная черта для данного индивида. акцентуация характера, Тест Голланда. Здесь представлены 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать более предпочтительные. Итог – определение своего типа. Типологический опросник Кейрси. Состоит из 70 вопросов с предложенными ответами. Выбрать необходимо одно утверждение. Как результат – определение профиля личности.

Социализация личности Человек как личность формируется в процесс социализации. Под социализацией понимается включение личности в систему социальных связей, социум на основе усвоения ею общественных, групповых ценностей, норм, образцов поведения в процессе деятельности и общения. С точки зрения статусно-ролевой концепции, социализация есть процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Н. Смелзер). В содержательном плане социализация – это процесс становления, развития личности, что позволяет ей включиться в социальные отношения, общество. В операциональном плане социализация понимается как усвоение человеком общественных ценностей, норм и освоение им социальных ролей. Временные рамки социализации – вся жизнь человека, от рождения до его кончины.

Агенты и стадии социализации личности Процесс социализации включает не только тех, кто социализируется, но также тех, кто влияет на реализацию задач социализации – отдельных людей, организации, учреждения, институты, социальные группы; Всех, кто способствует и обеспечивает социализацию, называют агентами социализации. К ним, в частности, относятся родители, семья, воспитатели, школа, учителя, вузы, преподаватели, бизнес- компании, средства коммуникации, пенитенциарная система. Социализация как процесс предстает во взаимосвязи двух сторон- стадий: интериоризации и экстериоризации. Под интериоризацией (от лат. interior – внутренний) понимается переход внешних социальных норм, требований, социального содержания во внутренний мир человека, в виде (в первую очередь) структуры его правил, установок, ролей. Экстериоризация (от лат. exterior – наружный, внешний) есть объективация вовне внутреннего мира человека; переход действия из внутреннего во внешний план.

Первичная и вторичная социализация личности Выделяют следующие виды социализации: первичную, вторичную, а также повторную социализацию (ресоциализацию). Первичная социализация рассматривается либо как социализация в рамках первичных групп (близких, знакомых, родных), либо как временной период социализации, охватывающий детство и юность человека. Первичная социализация в значительной мере осуществляется неформальными агентами социализации. Вторичная социализация понимается либо как социализация, проходящая во вторичных группах, либо как социализация, связанная со зрелым возрастом человека. Вторичная социализация осуществляется формальными агентами социализации. Ресоциализация (повторная социализация) – это усвоение человеком новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших (Н. Смелзер).

Первичная и вторичная социализация личности Развитие личности в течение жизни не всегда идет по восходящей линии на основе накопленного опыта, освоенных ролей. Человек порой сталкивается с необходимостью в повторной, новой социализации. К ресоциализации, например, относят профессиональную переподготовку специалистов; социальную адаптацию человека к условиям жизни в обществе после долгих лет тюремного заключения; социальную адаптацию человека в связи со смертью супруга; выделяется ресоциализация в ситуации переоценки ценностей, жизненных кризисов человека; необходимость в ресоциализации может быть связана с тяжелым заболеванием, инвалидностью. Этапы социализации личности связывают с различными основаниями. -Различают, например, первичную и вторичную социализацию. - Или же выделяются возрастные этапы социализации: детство, подростковый возраст, юношество, зрелость, преклонный возраст. - В качестве этапов социализации рассматриваются дотрудовая, трудовая, послетрудовая стадии социализации личности (Г. М. Андреева).

Социализация личности

Общество и общности – продукт социальных взаимодействий Общество - совокупность взаимодействий между людьми. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и Разнообразные социальные общности и группы.

Социальные общности и группы Общество совокупность самых разных общностей и групп. Многие особенности человека способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами

Значение социальных общностей и групп Социальные общности и группы это необходимый способ существования людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и разнообразных интересов. Социальные общности и группы являются значимыми коллективными субъектами общественной жизни. От характера и качества социальных групп зависит то, как функционируют семья, школа, наука, пресса, здравоохранение, государство в целом. Групповые взаимодействия охватывают всю систему жизнедеятельности личности. В одни группы мы входим по социальному долгу, обязанности, возможностям обеспечить свои материальные потребности, в другие - по духовным, интеллектуальным соображениям, чтобы удовлетворить свои эмоциональные и духовные интересы. Именно эта всеобъемлющая роль социальных групп в жизнедеятельности человека и общества стимулирует потребность их научного исследования

Индивид как участник социальных общностей Каждый человек участвует в различных формах социальных общностей и объединений. При этом он одновременно может быть членом семьи, определенного производственного коллектива (предприятия, учреждения и т.п.), спортивной секции, религиозной организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он становится частью публики (аудитория), а читая определенный журнал частью читательского круга данного журнала. Каждый человек живет в каком-то городе или деревне, а значит, принадлежит к определенной территориальной общности, имеющей свои границы. Человек является гражданином определенного государства и является представителем определенной нации. И это далеко не полное перечисление всех форм социальных общностей и объединений, в которой приходится участвовать каждому человеку в течение его жизни. Задача социологии как раз и состоит в том, чтобы классифицировать эти формы совместной жизни, описать их составные элементы, их строение и происходящие в них процессы.

Спонтанные объединения и группы Социальные общности и группы – это нечто большее, чем случайное собрание людей. Последние социологи называют агрегатом –набором анонимных лиц, находящихся в одном месте в одно и то же время. Покупатели в торговом центре, болельщики, стоящие в очереди за билетами на футбол, публика на концерте и толпа, следящая за хоккейным матчем,– все это примеры агрегатов. Агрегаты, по определению Ирвинга Гоффмана, скопления людей, находящихся в нефокусированном взаимодействии друг с другом. Индивиды выходят из агрегата и входят в него довольно легко и часто. Поскольку люди вступают друг с другом в скоротечные и временные отношения, агрегатные модели социального объединения существуют недолго. Однако это не должно давать основания игнорировать агрегаты. Они обеспечивают основу для многих форм коллективного поведения.

Группы-агрегаты или квазигруппы Особое место занимают такие группы- агрегаты, или квазигруппы, как аудитория и толпа. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1) спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий Аудитория это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор студенты, телеканал зрители. Толпа - временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

Толпа Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа - это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище.

Характеристики толпы Толпы имеют определенные общие характеристики: Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе традиционно более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно "добраться". В том числе, при осуществлении актов вандализма.

Понятие «социальной категории» Понятие социальной общности и группы следует отличать также и от социальной категории Социальная категория является статистической группировкой в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик, таких, как уровень дохода, образования, профессиональное положение, и т.п.. Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте // Гидденс Э. Социология. С. 267 Тем не менее, социальные категории достаточно часто используются в социологических исследованиях. Например, если нас интересуют социальные различия в доходах учителей в регионах, нам потребуется анализировать разницу в среднем уровне дохода между учителями Р1 и учителями Р2 двумя статистическими категориями.

Виды устойчивых объединений людей Социальная общность Социальная группа Социальная организация Социальные общности разных видов и типов это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития Объединение людей на основе совместной деятельности и общих целей Объединение людей с внутренней функциональной иерархией, разделением труда, системой управления, нормативной регуляцией поведения и системой контроля

Общности как социальный феномен Социальные общности как формы общежития людей складываются на различной основе (территориальной, кровнородственной, этнической, др.) и крайне многообразны. Исторически первой формой социальной общности была семья, и такие социальные общности, основанные на кровнородственных отношениях, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Условия образования устойчивых социальных общностей и групп Для социальных общностей и групп характерно: наличие общих объективных социальных характеристик, обусловленных типом связи людей; наличие субъективных предпосылок: общих чувств, верований, осознанного единства своих интересов, развитого чувство "мы" в форме коллективного сознания. Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей в реальную социальную общность.

Социальная группа Социологи называют группой двух или более индивидов, которые связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия // Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– С. 120 Энтони Гидденс: «Социальная группа это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками » // Гидденс Э. Социология. – С. 267.

Классификация групп Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям. Социальные группы делят на:

Первичные и вторичные группы Не все группы, к которым мы принадлежим, одинаково важны для нас. Некоторые группы воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят к личным и близким связям с другими. В этой связи американский социолог Чарлз Хортон Кули ( ) предложил различать первичные и вторичные социальные группы. Термином первичная группа он обозначал небольшие ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы (например, семья группы друзей). Первичная группа – это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. В первичных группах превалируют экспрессивные связи - социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей // Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с. 127.

Первичные группы В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы.ценности и нормы Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Кули был склонен идеализировать первичные группы, но подобную идеализацию следует поставить под сомнение. Жизнь в семье, например, отнюдь не всегда удовлетворительна и радостна; семьи часто являются источником огромного напряжения и вражды. В первичных группах существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда.

Вторичные группы Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. «Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер» // Гидденс Э. Социология. – с.204. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей. Инструментальные связи – это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели. // Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с. 127.

Большие и малые группы В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы. Большой группой называется значительная по масштабам (численности) совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность, др. Малой группой называется немногочисленная ) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада, студенческий коллектив, др.

Малые группы Малые группы представляют собой социальные системы особого типа - микросистемы. В определенной мере в них в миниатюре представлены все социетальные черты: лидерство, разделение труда, система символов, способы взаимодействий, иерархия престижа, идеология, мифы, традиции и т. д. Поэтому изучение малых групп дает возможность строить теоретические модели общества. Основоположником учения о малых группах считают американского социолога Ч. Х. Кули

Размеры малой группы Вопрос о размерах малых групп традиционно обсуждается в социологии. Как правило, говорят о континууме: верхнем и нижнем пределах группы. Значительное число отечественных ученых (Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, К. Платонов, ) сходятся на том, что нижним пределом группы является диада // Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Мысль, 1991 Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Группы, состоящие из двух человек – диады, создают условия для наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений (отношения между родителем и ребенком, мужем и женой, летной парой (ведущим и ведомым), напарниками в полиции, и т.п). Действительно, большинство наших социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений один-к-одному. Социолог Джон Джеймс установил, что 71% всех неформальных и рабочих взаимодействий составляли взаимодействия двух человек; 21% – взаимодействия трех человек; 6% – взаимодействия четырех человек и только 2% – взаимодействия пяти или большего числа человек // Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с. 131.

Размеры малой группы В научной литературе высказывается мнение, что группа начинается только с триады (три человека). /Г. М. Андреева. Социальная психология. М.: С.19. Образование триады – коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена. - При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении самозванца или постороннего. - Однако, в некоторых обстоятельствах этот третий человек может взять на себя роль посредника или миротворца.

Размеры малой группы Верхний предел малой группы колеблется (по различным источникам) до человек. При этом ученые справедливо обращают внимание на факт достаточно ограниченного характера внутригрупповых отношений в больших по численности группах.

Оптимальные размеры малой группы В малой группе между ее членами существует особого рода социальная связь, основанная на непосредственных, личных контактах между всеми членами группы. Такой контакт возможен только в сравнительно небольших по объему группах. Исследования, проведенные отечественными социологами, показали, что неформальные молодежные группы подростков насчитывают от 2-3 до 8 человек (примерно 70 % групп) и от 8 до 12 человек (около 30 % групп).

Оптимальный размер малой группы «Наиболее предпочтительной представляется группа из пяти человек. В этом случае абсолютно тупиковая ситуация из-за внутригрупповых противоречий невозможна из-за нечетного числа членов группы. Группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции,, но достаточно мала для того, чтобы ее члены могли неуважительно относиться к чувствам и потребностям друг друга. По мере увеличения размеров групп они становятся менее «сговорчивыми». Кроме того, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции как это имеет место в триаде (группы, состоящие из 5 человек имеют тенденцию раскалываться на большинство в три члена и меньшинство в два члена)». // Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с. 131.

Формальные и неформальные группы По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций формальные группы. Всякое организованное общество построено в виде формальных (вторичных) социальных групп, т. е. производственных, служебных, военных, спортивных, прочих, имеющих зафиксированную (осязаемую) внешнюю структуру (цех, звено, предприятие, мастерская, военное подразделение, спортивная команда, школьный класс и т. д.). Здесь основой объединения людей в группы служат - экономические, производственные, деловые, политические и т. д. условия и потребности; - организационные и иные управленческие критерии; - либо другие требования и правила.

Неформальные группы В неформальной группе (первичной) единственным (во всяком случае ведущим) принципом объединения служат прежде всего взаимные склонности, положительные отношения друг к другу (знакомые, друзья, приятели, близкие люди и т. д.). Формальные и неформальные группы могут полностью совпадать одна с другой (ученики одного класса, они же друзья вне школы). Вместе с тем формальные и неформальные группы с позиций социальной психологии во многом различаются между собой. Главное заключается в различиях процесса приобщения людей к формальным и неформальным группам: - Если цель формальной группы удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении; - важно подчеркнуть самопроизвольность неформальных групп; - в рамках одной и той же формальной, вторичной социальной группы возможно существование нескольких различных первичных неформальных групп.

Референтные группы Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий..

Референтные группы Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, например: революционер – выходец из аристократических кругов;католик – вероотступник; профсоюзный деятель – реакционер; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Все эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе. Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Если мы стремимся к членству в какой-то группе, то мы принимаем ее групповые стандарты и принципы. Мы культивируем в себе соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и др. стандарты поведения.

Референтные группы: депривация Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных процессов. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Не все референтные группы являются положительными. Мы используем также негативные референтные группы – социальные единицы, сравнением с которыми мы стремимся подчеркнуть противоположность между нами и другими.

Групповая динамика Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы. Основателем направления считается Курт Левин. Он ввел термин «групповая динамика», описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. В 1945 г. Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов:Курт Левинсоциальной группе Массачусетском технологическом институте - образование подгрупп по интересам; - возникновение лидеров и их уход в тень; - принятие групповых решений; - сплочение и конфликты в группе; - изменение ролей членов группы; - воздействие на поведение; - потребность в присоединённости; - распад группы // Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой М.: Смысл, 2001.

Лидерство Принципиальную важность приобретает роль лидера социальной группы. Центральный признак лидерства способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов группы. Лидер социальной группы тот, кто инициирует действия, отдает приказы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязывающие решения, одобряет или не одобряет действия членов группы, подбадривает или пресекает их. Лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным.

Лидерство Американский социолог Р.Белз выделяет два типа лидера: инструментальный (деловой) лидер - это человек, организующий, направляющий действия членов групп путем обмена мнениями, внесения предложений; экспрессивный лидер - человек, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов групп по решению актуальной задачи. Р.Белз отмечает, что один и тот же человек не может быть одновременно инструментальным и экспрессивным лидером. Один из них руководит действиями группы, а другой имеет дело с эмоциональными потребностями. Лидерство в группе может быть формальным и неформальным, авторитарным и демократическим, экспрессивным и инструментальным, универсальным и ситуационным.

Конформизм (подчинение группе) Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица; отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы (шесть человек обоего пола) давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте. Он ставился перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами но группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нее, противопоставить себя в такой ситуации всей группе либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Конформизм В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются давлению группы); в) конформизм фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; д) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; е) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 1516 лет постоянной

Социометрия Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено ( ). Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии. В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора). Так, ответ на вопрос «Кого из членов группы Вы пригласили бы домой на День Рождения?» - это и есть положительный выбор. А ответ на вопрос «Кого из группы Вы не хотели бы иметь соседом по квартире?» - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор. Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

Социометрия После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический. Первый этап обработки данных - составление социоматрицы – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. На основе социоматрицы строится социограмма.

Социометрия На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи. Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:

Социограмма Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем – взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выб­равших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.