Мифы древнего Китая Культурные герои
Я бы хотела рассказать о культурных мифологических героях древнего Китая. Касаясь этой темы, в первую очередь, мне бы хотелось начать с мифологического героя под именем Фу-Си (, )(или также Пао-си, Бао-си).
По китайской мифологии, является первым из трех легендарных правителей Китая. В древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Имя Фу-си расшифровывают как «устроивший осаду на жертвенных животных». В историзованной конфуцианской традиции Фу-Си правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 года до н.э..Первые упоминания о Фу-си в памятниках примерно IV в. до н.э. сообщают о ряде его культурных деяний: он научил людей рыболовству и охоте, а также варить мясо, изобрел некоторые снасти для рыболовства, также установил правила женитьбы. Но самым главным его изобретением считается создание Ба-гуа (Восьми Триграмм), которые стали началом иероглифической письменности китайцев. Миф о создании триграмм изложен в трактате «Чжоу и», который переводится как «Книга перемен».
После Фу-Си был Шэнь-нун ( ) (в переводе с китайского: «Святой крестьянин» или «божественный землевладелец»). Считается, что Шэнь-нун был одним из легендарных правителей древности. Мифы приписывают ему некоторые заслуги: во-первых, Шэнь-нун научил людей возделывать землю и выращивать культурные растения, во-вторых, изобрел плуг – важный инструмент для возделывания земли, и сельскохозяйственный календарь,. В-третьих, написал важный фармакологический трактат:«Шэнь-нун бень цао цзин» («Канон корней и трав Шэнь-нана», «Кн. Шэнь-нана о корнях и травах», «Травник Шэнь-нана»), также считается родоначальником торговли.
По одной из версий считается, что великий властитель Шэн- нун разослал своих помощников по всей стране собирать растения, металлы и камни. Чтобы узнать их лечебные свойства, он пробовал их все на себе. По другой версии, у Шень-нана была огненная плетка, которой он стегал растения, и они сами признавались ему в своих лечебных свойствах. По легенде, он умер, когда съел тысяченожку, которая убила его изнутри.
Третьим Великим властителем считается Хуан-Ди ( ) («Желтый император»). Считался олицетворением магических сил земли, отсюда и имя (оно выражает связь с желтой почвой). Хуан-ди важен как культурный герой прежде всего тем, что он продолжил деятельность Шэнь- нана по определению лекарственных свойств растений и, самое главное, начал врачевание и медицину как науку (первый медицинский трактат древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» «Книга/Канон Хуан-ди о внутреннем», III-I вв. до н.э.).
Многие считают, что именно от него происходит традиционная китайская медицина. Также изобрел топор, лук и стрелы, платья и туфли. Также считается основателем даосизма (учения с элементами религии и философии. В центре доктрины учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао подчиняется абсолютно все).
Очень интересный элемент китайской мифологии это наличие женских божеств. Самой значимой принято считать богиню Нюй-ва ( ). Элемент нюй означает «женщина», элемент ва плохо поддается дешифровке. Синолог Э. Шефер гипотетически толкует ва как «лягушка», считая, что первоначально Нюй-ва могла почитаться как дух дождевых луж, представляемый в виде мокрых, скользких тварей.
Китайский ученый Вэнь И-до этимологизировал имя Нюй-ва как женскую ипостась тыквы-горлянки, что увязывается с широко распространенными у народов Восточной и Юго-Восточной Азии мифами о чудесном рождении первопредков из тыквы. По приданиям в создании людей из желтой глины ей помогали и другие боги (они делали части тела): Шан- пянь глаза и уши, Сань-линь руки и т.п. Также, по одной из версий, Фу-Си был ее братом и мужем.
И, конечно же, нельзя не упомянуть великого и легендарного мифологического персонажа Пань-гу ( ), который, по другим версиям, создал Землю, небо и людей. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трех властителях и пяти императорах») вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился Пань-гу. Через 18 тыс. лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) землю.
Пань-гу вытянулся до гигантских размеров (расстояние, на которое небо отстоит от земли). По другим средневековым источникам, смерть Пань-гу и части его трупа дали начало элементам рельефа. Дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос громом, левый глаз Солнцем, правый Луной, четыре конечности и пять частей тела четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь реками, жилы и вены дорогами на земле, плоть почвой на полях, волосы на голове и усы созвездиями, растительность на теле травами и деревьями, зубы и кости золотом и каменьями, костный мозг жемчугом и нефритом, пот дождем и росой. Ну и наконец, после смерти Пань-гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей (входит в мифы о сотворении мира).
Есть и другая версия: когда земля и небо ещё не были разделены, Пань-гу, назвавший себя первым небесным царём, путешествовал среди этого хаоса. Потом, когда небо и земля отделились, Пань-гу отправился жить во дворец на Гору яшмовой столицы - Юйцзин-шань, питался небесной росой и пил воду из земных ключей. Через несколько лет в горном ущелье из собравшейся там крови родилась девушка невиданной красоты, имя которой было Тайюань-юный, что значит «Первая яшмовая дева». Спустившись с горы погулять, Пань-гу увидел её, и они поженились, он привёл её во дворец, где они и стали жить. У них родился сын, которого они назвали Тяньхуан - Небесный император, и дочь Цзюгуансюаньнюй - Чистая дева девяти лучей.
Также довольно значимым, по моему личному мнению, можно считать Суй-жэнь. В древнекитайской мифологии изобретатель огня. Он принес огонь людям и научил им пользоваться. Хотя в древних памятниках добывание огня приписывается Хуан-ди и Фуси. В философском трактате «Хань Фэй-цзы» (3 в. до н. э.) говорится о том, что в глубокой древности люди болели от сырой пищи и тогда появился святой мудрец, который добыл огонь трением (суй), народ обрадовался этому и поставил его править Поднебесной, дав ему прозвание Суйжэнь-ши.
Наряду с Шэнь-нуном, Хоу Цзи также считается тем, кто научил людей возделывать землю. Хоу Цзи ( ) буквально означает «Государь-зерно» или «Государь-просо». Также, считается возможным предком династий Чжоу. В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что его мать девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, и через положенный срок родила Хоу-цзи. Согласно преданиям, еще в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать коноплю и бобы. Став взрослым, Хоу-цзи начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил его на должность управителя земледелия. По другим версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе.
Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнь нана. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а образ Хоу-цзи сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию.
Следует упомянуть и еще одного предполагаемого первотворца – духа Чжу- луна ( ), дракона со свечой с горы Чжуншань. Рассказ о котором записан в древней книге «Шань хай цзин» (, «Книге гор и морей» ). Это был дух с лицом человека, телом змеи, с кожей красного цвета. У него были необычные глаза, похожие на два вертикально стоящих оливковых дерева, а когда он закрывал их, они были как две прямые вертикальные щели.
Стоило ему лишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день, а когда он закрывал глаза, на землю спускалась ночь; стоило ему подуть, как появлялась пелена красных облаков, падал хлопьями сильный снег, и наступала зима; дохнёт - тотчас красное солнце начинало палить, текли металлы и плавились камни, и наступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея: не ел, не пил, не спал и не дышал,- как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светом свечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещё называли Чжу- инь (чжу - значит "свеча", инь - "темнота") - Освещающий мрак.
Источники: Юань Кэ Мифы древнего Китая, Сыма Цянь Исторические Записки, сайт