Мифы древнего Китая Культурные герои. Я бы хотела рассказать о культурных мифологических героях древнего Китая. Касаясь этой темы, в первую очередь, мне.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Традиционная китайская медицина представляет собой результат длительного исторического процесса. В исторических записках можно обнаружить различные точки.
Advertisements

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Выполнила студентка группы АТ -21, факультета СиГЯ Гулицкая Снежана.
«Хуан-ди нэй-цзин» («Трактат Желтого Императора о внутреннем»)
Как грустно в холодный дождливый день без солнышка.
Боги древнего Египта Материалы к уроку литературы в 5 классе Подготовлено учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
Чайная церемония. Бодхидха́рма (в Китае также известен под именем Дамо; годы жизни прибл гг. н. э.) легендарный индийский монах, 28-й патриарх.
Боги Древнего Египта Выполнил: Артыкбаев Руслан. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца.
Боги Древнего Египта. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца Ра почитался.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ ГЛАВА 3.. СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ.. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
Теория происхождения жизни.. Вопросы о происхождении жизни на Земле и о возникновении самой Земли всегда волновало человечество. Являясь вечными и глобальными,
Презентацию сделал Владислав Зорин. * Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финно-угорских народа, проживают на севере Западной Сибири.
Сотворение мира в восточнославянской мифологии «Сонм Богов»
Даосизм Презентацию 5 а Банникова.К.А. Формирование даосизма Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во 2 веке, но многочисленные.
Боги Древнего Египта Разработка Нинель Юрьевны Бревновой гимназия 30 Г. Курган.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
СВОЯ ИГРА Древний Египет Междуречье и Финикия Древний Израиль Ассирийская держава 100.
Создал видимый мир. Славяне считали его первым богом, все остальные боги это его дети и внуки.
Созвездие стрелец. История Зодиакальное созвездие Стрельца - одно из самых древних. Считается, что его название предложено древнегреческим астрономом.
Религия Китая. Философия Древнего Китая Выполнила Нигматзянова Лия 10 В.
Транксрипт:

Мифы древнего Китая Культурные герои

Я бы хотела рассказать о культурных мифологических героях древнего Китая. Касаясь этой темы, в первую очередь, мне бы хотелось начать с мифологического героя под именем Фу-Си (, )(или также Пао-си, Бао-си).

По китайской мифологии, является первым из трех легендарных правителей Китая. В древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Имя Фу-си расшифровывают как «устроивший осаду на жертвенных животных». В историзованной конфуцианской традиции Фу-Си правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 года до н.э..Первые упоминания о Фу-си в памятниках примерно IV в. до н.э. сообщают о ряде его культурных деяний: он научил людей рыболовству и охоте, а также варить мясо, изобрел некоторые снасти для рыболовства, также установил правила женитьбы. Но самым главным его изобретением считается создание Ба-гуа (Восьми Триграмм), которые стали началом иероглифической письменности китайцев. Миф о создании триграмм изложен в трактате «Чжоу и», который переводится как «Книга перемен».

После Фу-Си был Шэнь-нун ( ) (в переводе с китайского: «Святой крестьянин» или «божественный землевладелец»). Считается, что Шэнь-нун был одним из легендарных правителей древности. Мифы приписывают ему некоторые заслуги: во-первых, Шэнь-нун научил людей возделывать землю и выращивать культурные растения, во-вторых, изобрел плуг – важный инструмент для возделывания земли, и сельскохозяйственный календарь,. В-третьих, написал важный фармакологический трактат:«Шэнь-нун бень цао цзин» («Канон корней и трав Шэнь-нана», «Кн. Шэнь-нана о корнях и травах», «Травник Шэнь-нана»), также считается родоначальником торговли.

По одной из версий считается, что великий властитель Шэн- нун разослал своих помощников по всей стране собирать растения, металлы и камни. Чтобы узнать их лечебные свойства, он пробовал их все на себе. По другой версии, у Шень-нана была огненная плетка, которой он стегал растения, и они сами признавались ему в своих лечебных свойствах. По легенде, он умер, когда съел тысяченожку, которая убила его изнутри.

Третьим Великим властителем считается Хуан-Ди ( ) («Желтый император»). Считался олицетворением магических сил земли, отсюда и имя (оно выражает связь с желтой почвой). Хуан-ди важен как культурный герой прежде всего тем, что он продолжил деятельность Шэнь- нана по определению лекарственных свойств растений и, самое главное, начал врачевание и медицину как науку (первый медицинский трактат древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» «Книга/Канон Хуан-ди о внутреннем», III-I вв. до н.э.).

Многие считают, что именно от него происходит традиционная китайская медицина. Также изобрел топор, лук и стрелы, платья и туфли. Также считается основателем даосизма (учения с элементами религии и философии. В центре доктрины учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао подчиняется абсолютно все).

Очень интересный элемент китайской мифологии это наличие женских божеств. Самой значимой принято считать богиню Нюй-ва ( ). Элемент нюй означает «женщина», элемент ва плохо поддается дешифровке. Синолог Э. Шефер гипотетически толкует ва как «лягушка», считая, что первоначально Нюй-ва могла почитаться как дух дождевых луж, представляемый в виде мокрых, скользких тварей.

Китайский ученый Вэнь И-до этимологизировал имя Нюй-ва как женскую ипостась тыквы-горлянки, что увязывается с широко распространенными у народов Восточной и Юго-Восточной Азии мифами о чудесном рождении первопредков из тыквы. По приданиям в создании людей из желтой глины ей помогали и другие боги (они делали части тела): Шан- пянь глаза и уши, Сань-линь руки и т.п. Также, по одной из версий, Фу-Си был ее братом и мужем.

И, конечно же, нельзя не упомянуть великого и легендарного мифологического персонажа Пань-гу ( ), который, по другим версиям, создал Землю, небо и людей. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трех властителях и пяти императорах») вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился Пань-гу. Через 18 тыс. лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) землю.

Пань-гу вытянулся до гигантских размеров (расстояние, на которое небо отстоит от земли). По другим средневековым источникам, смерть Пань-гу и части его трупа дали начало элементам рельефа. Дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос громом, левый глаз Солнцем, правый Луной, четыре конечности и пять частей тела четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь реками, жилы и вены дорогами на земле, плоть почвой на полях, волосы на голове и усы созвездиями, растительность на теле травами и деревьями, зубы и кости золотом и каменьями, костный мозг жемчугом и нефритом, пот дождем и росой. Ну и наконец, после смерти Пань-гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей (входит в мифы о сотворении мира).

Есть и другая версия: когда земля и небо ещё не были разделены, Пань-гу, назвавший себя первым небесным царём, путешествовал среди этого хаоса. Потом, когда небо и земля отделились, Пань-гу отправился жить во дворец на Гору яшмовой столицы - Юйцзин-шань, питался небесной росой и пил воду из земных ключей. Через несколько лет в горном ущелье из собравшейся там крови родилась девушка невиданной красоты, имя которой было Тайюань-юный, что значит «Первая яшмовая дева». Спустившись с горы погулять, Пань-гу увидел её, и они поженились, он привёл её во дворец, где они и стали жить. У них родился сын, которого они назвали Тяньхуан - Небесный император, и дочь Цзюгуансюаньнюй - Чистая дева девяти лучей.

Также довольно значимым, по моему личному мнению, можно считать Суй-жэнь. В древнекитайской мифологии изобретатель огня. Он принес огонь людям и научил им пользоваться. Хотя в древних памятниках добывание огня приписывается Хуан-ди и Фуси. В философском трактате «Хань Фэй-цзы» (3 в. до н. э.) говорится о том, что в глубокой древности люди болели от сырой пищи и тогда появился святой мудрец, который добыл огонь трением (суй), народ обрадовался этому и поставил его править Поднебесной, дав ему прозвание Суйжэнь-ши.

Наряду с Шэнь-нуном, Хоу Цзи также считается тем, кто научил людей возделывать землю. Хоу Цзи ( ) буквально означает «Государь-зерно» или «Государь-просо». Также, считается возможным предком династий Чжоу. В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что его мать девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, и через положенный срок родила Хоу-цзи. Согласно преданиям, еще в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать коноплю и бобы. Став взрослым, Хоу-цзи начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил его на должность управителя земледелия. По другим версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе.

Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнь нана. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а образ Хоу-цзи сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию.

Следует упомянуть и еще одного предполагаемого первотворца – духа Чжу- луна ( ), дракона со свечой с горы Чжуншань. Рассказ о котором записан в древней книге «Шань хай цзин» (, «Книге гор и морей» ). Это был дух с лицом человека, телом змеи, с кожей красного цвета. У него были необычные глаза, похожие на два вертикально стоящих оливковых дерева, а когда он закрывал их, они были как две прямые вертикальные щели.

Стоило ему лишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день, а когда он закрывал глаза, на землю спускалась ночь; стоило ему подуть, как появлялась пелена красных облаков, падал хлопьями сильный снег, и наступала зима; дохнёт - тотчас красное солнце начинало палить, текли металлы и плавились камни, и наступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея: не ел, не пил, не спал и не дышал,- как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светом свечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещё называли Чжу- инь (чжу - значит "свеча", инь - "темнота") - Освещающий мрак.

Источники: Юань Кэ Мифы древнего Китая, Сыма Цянь Исторические Записки, сайт