Лойко Ольга Тимофеевна, д.ф.н., профессор Loyko2011@yandex.ru Философские и методологические проблемы науки и техники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Advertisements

Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
Методы, применяемые в естествознании
Методология научного исследования. Сущность научного познания Научное познание представляет собой научное исследование, имеющее определенную природу,
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
Тема 9. Методологические аспекты военных наук Занятие 1. Методологический аппарат военной науки.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Транксрипт:

Лойко Ольга Тимофеевна, д.ф.н., профессор Философские и методологические проблемы науки и техники

ЛЕКЦИЯ 2 Методология науки 1. Научное познание и его структура 2. Метод, методология, технология 3. Уровни научного познания 4. Природа и сущность научного открытия

Научное познание уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно возвышается над обыденным, стихийным познанием, воспринимающим действительность на уровне явления.

Особенности научного познания 1. Обнаружение и объяснение объективных законов действительности природных, социальных и мышления. 2. Цель и высшая ценность научного познания это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 3. Ориентировано на практику.

Особенности научного познания 4. Специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем. 5. Строгая доказательность 6. Особые средства познания: научная аппаратура, инструменты, приборы. 7. Процессуальность, включающая два основных этапа: эмпирический и теоретический. 8. Проверяемость и систематизация сведений о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания Эмпирический уровень познания это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания Научный факт это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. Научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Доказательство это подтверждение гипотезы: практика, выступающая прямым подтверждением косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п. Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций

Доказанная гипотеза основа построения научной теории Научная теория это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

Научная теория форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области

Функции теории синтезирующая, объяснительная, методологическая, Предсказательная Практическая.

Парадигма способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι «сравниваю») в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и др.-греч. признанных на данном этапе развития науки.

Томас Кун (1922 – 1996) «Структура научных революций» впервые изданная Чикагским университетом.Структура научных революций Чикагским университетом В «Структуре научных революций» Кун взглянул на развитие науки как на смену в первую очередь «психологических парадигм», взглядов на научную проблему, порождающих новые гипотезы и теории.психологических

Томас Кун Нормальная наука: Каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. Нормальная наука Экстраординарная наука: Кризис в науке. Появление аномалий необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ. Экстраординарная наука Научная революция: Формирование новой парадигмы. Научная революция

Методы научного познания Научный метод это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

Второе основание. По функциональному назначению выделяют: а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.); б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение); в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание это степень общности. Здесь методы подразделяются на: а) философские методы (диалектический, формально логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический); б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу; в) специальные методы

Некоторые методы научного познания Наблюдение это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов

Эксперимент это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Индуктивные методы установления причинной связи явлений метод сходства; метод различия; метод сопутствующих изменений; метод остатков

Модели развития науки теория размножения (пролиферации) П. Фейерабенда, утверждающая хаотичность возникновения концепций, парадигма Т. Куна, конвенциализм А. Пуанкаре, психофизика Э. Маха, личностное знание М. Полани, эволюционная эпистемология С. Тулмина, научно- исследовательская программа И. Лакатоса, тематический анализ науки Дж. Холтона.

Природа научных открытий Майкл Полани( ). Автор концепции личностного или неявного знания «Мы знаем больше, чем можем сказать»

Он разработал концепцию неявного знания, выделяя в структуре познавательной активности явные и неявные компоненты. Явное знание это понятия и теории, свойственные многим, неявное знание – личностное знание, вплетенное в практику экспериментирования, теоретические навыки ученых, их пристрастия и убеждения. Неявное знание, согласно Полани, не допускает полной экспликации и транслируется через непосредст­венное обучение мастерству научного поиска, личные контакты. В связи с этим он вводит понятие «научное сообщество». Для свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций он считал необходимой совокупность соответствующих социокультурных условий.

Научное творчество Процесс производства познавательных инноваций в науке в форме законов, теорий, методов, моделей, принципов, технологий и т.д. Личностными формами творческой деятельности являются: вдохновение интуиция мечта и фантазия воображение догадка.

Творческий процесс в науке Выбор предмета исследования Формулировки целей и задач Сбор и классификация информации Определения метода и способов исследования Поиск путей решения научной проблемы Оформление полученных данных в логически стройную систему Принятие рисковых решений в сочетании с готовностью их отстаивать перед лицом членов научного сообщества.

Стимулирование научного творчества Жюль Анри́ Пуанкаре́ ( французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава Парижской академии наук, член Французской академии, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. Цитата: Наука это кладбище гипотез.Наука

Научное открытие установление явлений, свойств или законов материального мира, ранее не установленных и доступных проверке.

Химия Химия наука о строении и реакциях веществ. Первоначальные сведения о химических процессах накапливались в результате практической деятельности людей в ходе выплавки металлов, изготовления стекла и керамики, изготовления и крашения тканей, получения различных продуктов питания и т. д. В этом плане историки науки часто используют термин «ремесленная химия». Конечно, она еще не была наукой, а лишь своеобразным сводом определенных химических приемов и рецептов. Некоторые важные основы современной химии сформировались и в период господства алхимии. Далее внесла свой вклад в фундамент будущей химической науки и ятрохимия область знаний, которая, в частности, ставила целью изготовление различных лекарств для лечения людей.

Учение о прибавочной стоимости. Маркс указывает: «Природа не производит на одной стороне владельцев денег и товаров, на другой стороне владельцев одной только рабочей силы. Это отношение не является ни созданным самой природой, ни таким общественным отношением, которое было бы свойственно всем историческим периодам. Оно, очевидно, само есть результат предшествующего исторического развития, продукт многих экономических переворотов, продукт гибели целого ряда более древних формаций общественного производства».

Научные открытия 2015 г. Bvg

1. Установлены основные способы и приемы научного познания 2. Выявлены закономерности научных открытий. 3. Отмечено влияние философии на темпы и перспективы научных открытий.