Музейная педагогика МИНИ – МУЗЕЙ в детском саду Подготовила: Старший воспитатель МАДОУ – детский сад 17 Манакова Е.А.
Что такое мини – музей ? Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики
Цели и задачи мини – музеев: 1. Реализация направления «Музейная педагогика». 2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ. 3. Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами. 4. Формирование у дошкольников представления о музее. 5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. 7. Формирование проектно – исследовательских умений. 8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 9. Развитие творческого и логического мышления, воображения. 10. Формирование активной жизненной позиции.
Где расположить мини - музей Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Даже в стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма- раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея
Тематика мини – музеев может быть различной. Мини – музей государственной символики. «Куклы наших бабушек» (народные куклы) «Хочу все знать и измерять» (макеты «Времена года», «Термометр» и др.) «В гостях у сказки» Мини – музей книги «Волшебница - вода» «Воздух - невидимка» «Волшебный мир камня»
«Такой разный песок» Мини - музей опавших листьев «Коричневый цвет в природе» Мини – музей «Курочка - рябушечка» Мини - музей «Буренушка» «Чудо - дерево» «Город мастеров» «Книжкин дом» «Наша родина - Россия» «Морские жители» «Такие разные собаки» «Белый медведь и его соседи»
Мини – музей книги В центре музея – книга. Разделы и экспонаты: «Первые книги». Рассматривается история возникновения не только книги, но и самой письменности. «На чем писали в древности» - иллюстрации (по возможности и реальные предметы): глиняные и восковые таблички, камни, береста, пергамент, папирус. Восковую табличку можно изготовить самостоятельно и предложить детям попробовать себя в роли древних писцов.
«Чем раньше писали»: заостренные палочки, птичьи перья, уголь. «Как создавались первые книги» - изображение монаха, склонившегося за написанием книги, иллюстрации с изображением книг ручной работы с красивым переплетом и кожаными застежками, образцы рукописных заглавных букв. «Как делают книги сегодня». Иллюстрации, отображающие современный процесс производства книги. (Труд лесников – сажают леса, лесорубов, рабочих деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного комбинатов, работа в типографии, а также портреты авторов и иллюстраторов книг).
«Книги бывают разные»: Разнообразные книги с картинками, без картинок, взрослые, детские; по возможности- старинные, специализированные (словарь, учебник), с необычными шрифтами (арабская вязь, грузинские или армянские шрифты и др.), книги для слепых, книги необычных форм и размеров: малышки, гиганты, книги для купания, книги- игрушки, звучащие книги, аудиокниги на разных носителях (кассета, диск).
«Сделай сам». В этом разделе располагается материал для самостоятельной детской деятельности (листы бумаги, ножницы, клеевой карандаш, фломастеры и т.д., схема этапов самостоятельного изготовления книги.) «Книжная больница». В этом разделе собран материал для починки старых, потрепанных книг и представлены поэтапные схемы действий для ремонта. Уголок можно обозначить специальным знаком с медицинским символом или символом помощи.
«Библиотека». Рядом с мини – музеем можно расположить уголок для сюжетно- ролевой игры «Библиотека». Можно для книг изготовлять паспорта. На паспорте дети символически изображают название книги., фотографии любимых детских писателей, выставка книг, самостоятельно изготовленных детьми и родителями.
Мини – музей «В гостях у сказки» В центре может быть большой сказочный дуб либо будет стоять большой сундук, в котором хранятся все сказочные предметы. На должность хранителей может претендовать кот – ученый, фея. Экспонатами могут быть: скатерть – самобранка (любой расшитый квадратный кусок ткани), сапоги-скороходы (любые резиновые сапожки декорированные), тарелочка с яблоком, шапка – невидимка (любая красивая шапочка), волшебный клубок, игла, в которой таилась смерть Кощея (свернутый конусом лист фольги и положить в шкатулку), волшебная палочка, зонтик Оле-Лукойе, горшочек каши, муляж или настоящая тыква, лампа Аладдина (сосуд необычной формы с оригинальным узором).
В музее можно использовать карточки с загадками. Тексты записать на карточках- желудях и развешать на ветках дуба, либо положить в корзину к бабушке – сказочнице. В музее сказок может находиться и портретная галерея великих сказочников прошлого и современности.
Мини- музей «Посуда вчера - сегодня» Мини-музей новогодней игрушки
Мини-музей «Светофорик» Мини – музей «Волшебные, сказочные предметы»
Мини-музей «Курочка Ряба»
Мини-музей «Там, где сказка живет»