Психопрофилактика как средство сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Воспитательный потенциал семьи» общешкольное родительское собрание МБОУ «Начальная общеобразовательная школа п. Центральный» Март 2012 года.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Учет возрастных психологических особенностей детей и подростков при проведении просветительской работы.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
Адаптивность и социализация. Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Выполнила: Кужель В., Д-4. «ДПК»Азов, 2015 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Транксрипт:

Психопрофилактика как средство сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений

Виды кризисов возрастной утраты и разлуки травматические

Возрастной кризис переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребенком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершению определенных стадий развития естественный, нормативный

варианты протекания кризиса кризис независимости кризис зависимости

Агрессивность Гетероагрессия Аутоагрессия Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя (механизм ретрофлексия в терминах гештальтпсихологии).

Кризис независимости Симптомы: Строптивость Упрямство Негативизм Своеволие Обесценивание взрослых Отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям Протест-бунт Ревность к собственности

Кризис зависимости Симптомы: Чрезмерное послушание Зависимость от старших и сильных Регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения Возврат к той позиции, системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности

Травматические ситуации экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни и здоровью и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия важнейшая отличительная особенность – яркая негативная окраска и возможность нарушить адаптацию любого человека

Кризис разлуки случаи развода родителей и создания родителями новых семей Острая фаза, длится около 2 лет. Время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Субъективный дистресс и эмоциональные нарушения Переходная фаза Создание нового жизненного стиля

Угрозы для психологического здоровья участников образовательных отношений внешние угрозы внутренние угрозы

Источники внутренних угроз Вакуум в самоосознании и само принятии Завышенная или заниженная самооценка Тревога Чувство вины Неудовлетворенность Аутоагрессия один из видов снижения напряжения от конфликта в социальной и личностной сферах, затрудняющего нормативное социальное функционирование личности и проявляющегося в действиях, направленных на саморазрушение и самоповреждение Склонность к зависимости от психоактивных веществ - избирательная направленность деятельности индивида на употребление алкоголя или наркотических веществ, побуждающую его к злоупотреблению психоактивными веществами, основой которой является глубокая устойчивая потребность индивида в изменении своего психического состояния с помощью психоактивных веществ Проблемы в зоне самоконтроля и саморегуляции Неопределенность ценностей и целей

Источники внешних угроз СМИ, интернет массовая культура, образование, воспитание, личное общение.

Факторы объективные субъективные - наследственность, - социальный статус семьи, - ее финансовые возможности, - образ жизни, - состав, структур а, - социальное окружение, - информационно- культурное пространство психологически е (эмоциональный, волевой, интеллектуальные показатели, уровень самоконтроля, саморегуляции, критичность мышления, рефлексия) личностны е (адаптивность, коммуникабельность, осознание своей индивидуальности, личностное самоопределение) социальны е (характер взаимоотношений, стиль общения, отношение к обществ. мнению, нравственные убеждения и социальную взрослость).

Для одаренных детей свойственно в целом обостренное восприятие действительности, которое в напряженной ситуации лишь усиливается Андреева Н.Ю., Ильясов Д.Ф. Особенности развития одаренности учащихся // Современные проблемы науки и образования

Причины появления форм отклоняющегося поведения: Если реальная жизнь - не соответствует ожиданиям человека, не удовлетворяет его актуальных потребностей создает угрозу безопасности и значимым интересам, То возникают: Стресс, Тревога, Страх, Дезадаптация и поиск стратегии адаптации

Роль семейных отношений в формировании агрессивного и асоциального поведения у подростков Деструктивные СО: - провоцируют отклоняющееся; - фиксирует отклоняющееся поведение - снижают эффективность психологической помощи ребенку; - провоцируют рецидивы Я не верю в отдельных людей, я верю только в семьи Карл Витакер Конструктивные семейные отношения – фундамент благополучной, успешной жизни детей

Предупреждение агрессивного поведения детей Осведомленность родителей о причинах и формах агрессивного поведения у подростков Наличие гармоничных, уважительных взаимоотношений в семье Достойный родительский пример Создание безопасной, позитивной атмосферы в семье Признание и соблюдение семейных правил и традиций Поддержание стабильности и гибкости в совместной деятельности и совместном отдыхе Уважение и признание ценности как каждого члена семьи, его жизненной перспективы, так и всей семейной системы.

Психологический портрет подростка группы риска Группа А: демонстративные поведение, завышенная самооценка, амбициозность, эгоцентризм, ригидность, высокий уровень притязаний Группа В: Рассоглосованность в поведении и внутреннем состоянии, на фоне стремления следовать одобряемым нормам поведения. Склонность к самокритике. Внешний локус-контроль. Низкий уровень притязаний. пессимистическая личностная оценка, малодушие, склонность к депрессии, импульсивность в принятии решений. Группа С: аутсайдеры, замкнутость, тревожность, страхи, застревание в ситуации, пессимистическая личностная оценка, малодушие, склонность к депрессии, импульсивность в принятии решений.

Эмоциональная сфера: тревожность, конфликтность, эмпатийная – блокада, инфантилизм. Когнитивная сфера: и синхрония в притязаниях и возможностях, проблемы в само принятии, самоопределении, целеполагании, мотивационный вакуум. Поведенческая сфера: прерывистость в последовательности действий, девиации, импульсивность. «мишени» агрессии

Воспитание Социализация Развитие Родители и другие взрослые

Воспитание -специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения Главное – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда Вас нет дома А.С. Макаренко

Социализация -процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. -Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества.

Сравнение процессов Воспитания Социализации Воспитание – это целенаправленный процесс Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Сравнение процессов Воспитания Социализации Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Сравнение процессов Воспитания Социализации Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Развитие -универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении. Основанием содержания развития является структура психических процессов (их еще называют высшими психическими функциями).

Инструменты психологической профилактики Программы Проекты Формы работы Технологии

Конструктивная песня Деструктивная песня Встану рано по утру, по утру… Все я в доме приберу, приберу. Я полы подмету, вымою посуду, И воды принести я не позабуду, В тесто сахара добавлю, Пироги я в печь поставлю. Все сумею, все сумею, все успею сделать… Что сказать не знаю… Клевый вечер… Делать неба… Снег идет… По щекам бьет, бьет… Снежинки ртом ловила.. как дура…Болею очень… Температура…

Конструктивные песни Деструктивные песни Комсомольцы, добровольцы, Надо верить, любить беззаветно Сквозь огонь мы пройдем если нужно Только так можно счастье найти… Я шоколадный заяц, Я ласковый мерзавец, Я сладкий на все сто… …Кочегары, плотники, Монтажники, высотники… Зайка моя, я твой тазик… глазик…веник Пока я ходить умею, Пока я глядеть умею, Во имя великой цели Я буду идти вперед В поступках не было логики…, Но не умею жить по другому. Сто шагов назад тихо на пальцах… Лети, моя душа, не оставайся. Притяженья больше нет…

Профилактическая работа должна быть направлена на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми.

Нормативная и деформированная биопсихосоциальная модель человека тело

Благодарю за внимание!