«Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание 1. Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I, II, III склонениям). Нес медведь, шагая к рынку, На продажу.
Advertisements

Проект по русскому языку 6 класс.
"Своя игра" по теме "Лексика"
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Тема урока: Повторение пройденного по разделу «Лексика».
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 3 г. Грязи Липецкой области.
Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку - вот напасть Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Кластер сфера употребления архаизмы, историзмы, диалектизмы жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы. слова,, ограниченные в употреблении Лексика однозначные.
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Урок русского языка Выполнила учитель русского языка и литературы Суворова Е.Г.
Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. Состав слова. 2 класс Учитель: Аймуканова Елена Тельмановна. МОУ Акбашевская СОШ.
П ОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Л ЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 7 классе.
Экспресс-тест Тема: «Основные понятия лексики».. Экспресс - тест 1. Лексика – это 1. Лексика – это а) раздел науки о языке, изучающий звуки речи а) раздел.
Путешествие в Страну Русского языка Вот и подходит к концу 2007 год – Год русского языка…
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Русский язык Выполнила учитель русского языка и литературы Суворова Елена Геннадьевна МОУ СОШ 8 г. Кирова.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ»
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Счастье Счастье Родина Родина Мама МамаСолнцеУра!!! ДружбаДружбаДружбаДружба Небо Небо.
Транксрипт:

«Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи такой мысли, для которой другому языку потребовались бы целые фразы». П.Мериме

Овладеть исследовательским навыком: «систематизация научного материала по заданной теме».

Задачи урока: овладеть навыком свободно ориентироваться в сложном мире научной лингвистической терминологии; закрепить умение пользоваться словарями разных типов; научиться отбирать нужный иллюстративный материал для подтверждения теоретических сведений.

задание 1 Рассмотрите таблицу; Расскажите о словарном богатстве русского языка, используя табличные данные.

Лексические группы Особенности лексического значения однозначные многозначные Прямое значение Переносное значение Смысловая связь разных слов в языке синонимы антонимы омонимы Особенности употребления слов в речи общеупотре- бительные диалектизмы профессионализмы Устаревшая лексика неологизмы Происхождение слов в речи исконно русские заимствованные

Задание 2.Найдите в тексте однозначные и многозначные слова. Заполните таблицу примерами. Сколько надо отваги, чтоб играть на века, Как играют овраги, как играет река, Как играют алмазы, как играет вино, Как играть без отказа иногда суждено. (Б. Пастернак)

Задание 3.Найдите слова с прямым и переносным значением Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни. Н.Рубцов.

особенности лексического значения однозначные пример многозначные пример прямое значение пример переносное значение пример

Задание 4.Найдите в тексте синонимы, впишите примеры в таблицу. «Почему всегда пишут о человеке худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой и мало ли какие еще». К.Чуковский.

Задание 5. Выпишите омонимы. Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть – осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили, куда попало, им за это и попало. Я.Козловский.

Задание6. Выпишите антонимы. И Смерть и Жизнь родные бездны: Они подобны и равны, Друг другу чужды и любезны, Одна в другой отражены. Одна другую углубляет, Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет Своею волею навек. Д.Мережковский.

Смысловая связь слов в языке синонимы пример антонимы пример омонимы пример

Задание 7. Найдите диалектизмы. Все бахорили, что я детина окичной, важной. Где я, там всегда бывало суготно. А теперь? Уж я не вертечой, как потка.

Задание 8. Заполните таблицу собственными примерами неологизмов, профессионализмов, устаревших и общеупотребительных слов. В случае затруднения обратитесь к словарям.

особенности употребления слов в речи диалектизмы профес- сионализмы устаревшие слова неологизмы общеупотре- бительные

Задание 9 Известную вам лексику, связанную с компьютерными технологиями распределите по ячейкам таблицы

Происхождение слов Исконно русскиеЗаимствованные

Домашнее задание Дополнить таблицы собственными примерами из художественной и научной литературы.