Теория менеджмента Раздел I: Основы менеджмента Лекция 2 : Эволюция управленческой мысли Марика Ивановна Ковальская, доцент кафедры «Логистика и управление транспортными системами".

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Advertisements

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
МЕНЕДЖМЕНТ И.В.Поповкин Канд.физ-мат.наук, доцент, руководитель Центра консультирования Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Менеджмент и менеджер
Основные положения концепции А. Файоля Подготовила Бирюкова Карина Гр. 2.3 ФТД.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
Вклад в развитие УП Тейлора. Краткая биография Тейлора Фредерик Уинслоу Тейлор ( ) В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж В 1878.
Линейно-функциональная структура управления
Транксрипт:

Теория менеджмента Раздел I: Основы менеджмента Лекция 2 : Эволюция управленческой мысли Марика Ивановна Ковальская, доцент кафедры «Логистика и управление транспортными системами» ИУИТ, ауд Адрес учебного блога: Адрес электронной почты:

2.1. Классическая школа в управлении 2

Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке. Вместе с изменением практики менеджмента изменялись и учения об управлении. 3

Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ века и связывается с именем Фредерика Тэйлора. Его основные теоретические положения изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г.). Вторая его работа считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований. 4

Ф. Тэйлор является представителем классической школы управления, которая в свою очередь имела два направления: школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф.Тэйлор, и школу административного управления, которую возглавил Анри Файоль. 5

Научный менеджмент занимался проблемой повышения производительности труда отдельными рабочими. 6

Основные положения концепции Ф.Тейлора: 1. Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы. 2. Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций. 3. Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм. 4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда. 5. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. 7

Основной вклад Ф.Тэйлора в науку управления: 1) он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ; 2) подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций; 3) доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу. 8

Слабые стороны теории Ф.Тейлора: видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели; 2) не принимал во внимание социальный контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных; 3) не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми; 4) склонен был относиться к рабочим как несведующим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения. 9

Большой вклад в развитие вопросов организации труда и производства применительно к России внесли Александр Богданов, Алексей Гастев, Осип Ермансий, Платон Керженцев и др. 10

Родоначальником второго направления - школы административного управления считается Анри Файоль. Его основной труд – «Общее и промышленное управление» (1916 г.). Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся ресурсов. 11

Управление, по А. Файелю, включает следующие функции: производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетную и административную. 12

В административной функции А.Файель выделяет 5 ее элементов: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль 13

А.Файель разработал принципы управления: 1) разделение труда; 2) власть (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться); 3) дисциплина (следование определенным правилам, принципам в организации); 4) единство распорядительства (единоначалие); 5) единство руководства (один начальник одна программа); 6) подчинение частных интересов общему; 7) вознаграждение персонала (оно должно стимулировать работу с наивысшей отдачей); 8) централизация; 9) иерархия (построение цепи команд от руководителя к подчиненному); 10) порядок (все должны знать свое место в организации); 11) справедливость (равенство); 12) постоянство состава персонала; 13) инициатива (возможность создания и осуществления плана. Инициатива всех, присоединенная к инициативе начальства – большая сила для предприятия); 14) единение персонала (гармония и корпоративный дух). 14

Дальнейшее развитие классической школы происходило в двух направлениях: рационализация производства и исследование общих проблем управления. В этой связи можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона, Линделла Урвика, Макса Вебера. 15

Логическим завершением и претворением в жизнь концепций классической школы стала империя Генри Форда. Г. Форд применил в массовом производстве свою систему управления, названную им «террор машины». Сосредоточил внимание на всем производственном процессе и применил систему Ф.Тейлора для научной организации труда рабочих. 16

Механическая трактовка места человека в производстве, лежащая в основе классической теории управления, не могла привести к единству интересов предпринимателей и рабочих. 17

2.2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук 18

Указанный недостаток классической школы управления стремились преодолеть представители другой школы – человеческих отношений. «Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должны быть использованы для достижения максимальной производительности». 19

Принципиальные различия концепции человеческих отношений и классической школы управления: Концепция человеческих отношений: Привлекает внимание к людям, дает знания о том, как люди взаимодействуют и реагируют на различные ситуации в стремлении удовлетворить свои потребности. Пытается построить модели поведения. Классическая школа: Рассматривала человека механистически, т.е. как инструмент, механизм, придаток машины. Строила модели организации. 20

Родоначальниками нового направления в теории управления являются Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет. Если Ф. Тэйлор обещал управляющим повышение производительности труда, то Э.Мэйо – повышение престижа и преданность подчиненных. 21

Теория человеческих отношений возникла как результат обобщения 13-летних экспериментов (1927–1939) с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн Электрик» в г. Хоторне. 22

Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда, материального поощрения и действий администрации, но и от социального и психологического климата в среде рабочих. 23

Для повышения удовлетворенности персонала работой, приверженцы концепции человеческих отношений рекомендуют: Анализировать отношения людей и их роли в малых неформальных группах. Использовать психологические и социальные особенности группы. Налаживать межличностные отношения в коллективе. 24

Далее концепция человеческих отношений развивалась школой поведенческих наук. Ее представителями были Абрахам Маслоу, Крис Арджирис, Дуглас Мак Грегор, Фредерик Герцберг. Целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, которые являются главными ресурсами организации. 25

Теория Х и теория Y Д.Мак Грегора: два взгляда на человека, применяемые в концепции человеческих отношений, с целью повышения эффективности деятельности коллектива. 26

Взгляд на человека по теории Х: 1. Средний человек от природы ленив, он старается избегать работы. 2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили. 3. Он безразличен к потребностям организации. 4. Он от природы противится переменам. 5. Нацелен на извлечение материальной выгоды. 6. Он доверчив, не слишком сообразителен – легкая добыча для шарлатана и демагога. 27

Политика «кнута и пряника» Тактика контроля Методы поощрения и наказания Стиль управления: 28

Взгляд на человека по теории Y: 1. Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они становятся такими в результате работы в организации. 2. Люди стремятся к результатам, они способны генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации – все это есть в людях. 29

Создание благоприятной среды Поощрение инициативы, изобретательности, самостоятельности Самоконтроль Стиль управления: 30

В 1981 г. У.Оучи предложил теорию Z, которая как бы дополняла идею Мак Грегора относительно моделей Х и У. В теории Z Оучи пытался предложить лучшую модель управления любой организацией. Исходным пунктом концепции является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит ее эффективность. 31

В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами развивали Алексей Гастев, Осип Ерманский, Николай Витке. 32

Достижения школ человеческих отношений и поведенческих наук: 1) расширили понимание и практическое применение таких организационных процессов, как мотивация, коммуникации, лидерство, групповая динамика; 2) рассматривали членов организации как богатых способностями людей, а не как инструменты для достижения целей; 3) создавали модели поведения, в которых каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом. 33

Недостатки ранних школ менеджмента – классической и человеческих отношений: отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единственного пути решения управленческих проблем. 34

Устранить указанные недостатки призвано было новое направление в эволюции управленческой мысли школа социальных систем, или системного подхода. Школа возникла в конце 1950-х гг. Ее представителями были А.Чандлер, Г.Саймон, Д.Марч, П. Друкер, а в России – В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин. 35

Приверженцы школы системного подхода считают: Организацию сложным комплексом взаимозависимых и взаимодействующих элементов, а человека – одним из её элементов. Организация – открытая система, встроенная в более сложную систему – внешнюю среду, с которой организация находится в постоянном взаимодействии. Внутренняя система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает готовые продукты во внешний мир. Организация характеризуется энтропией и синергизмом. 36

Одной из наиболее популярных в 1980-х гг. системных концепций менеджмента является теория 7-S, разработанная Т.Пи- терсом, Р.Уотерменом, Р.Паскалем и Э.Атосом. Они считали, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных и соответствующих друг другу элементов. Изменение одного из них требует изменения остальных. 37

Семь элементов теории 7S: 1) стратегиякомплексный план достижения миссии и целей организации посредством обеспечения соответствия между организацией и ее средой; 2) структура – внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника, подразделения в организации; определение соподчиненности между ними; 3) системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы); 4) штат – ключевые группы персонала, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию; 5) стиль руководства – манера управления организацией и организационная культура; 6) квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации; 7) разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. 38

2.3. Количественный подход к управлению 39

Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций. 40

Количественный подход продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. 41

В соответствии с количественной теорией разрабатывались модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, когда нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант управленческого решения. 42

2.4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S 43

В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход к управлению, который стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает выше приведенные теории, но использует возможности прямого приложения науки управления к конкретным ситуациям и условиям. 44

Ключевым понятием при ситуационном подходе является ситуация - конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. 45

Для достижения целей организации наиболее эффективным способом, именно ситуация определяет: Функции управления, Методы управления, Стили управления, Структуру управления, Принципы управления. 46

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части: 1) менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений; 2) каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, их необходимо учитывать, применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций; 3) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно пренебречь. 47

2.5. Американская и японская модели управления 48

Все рассмотренные концепции в большей или меньшей степени реализуются в конкретных моделях управления. 49

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. 50

Сопоставление методов управления США и Японии 51

2.6. «Новая философия управления» 52

«Новая философия управления», ее еще называют политикой постфордизма, характеризует современный этап развития науки управления. 53

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями. 54

Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. 55

«Новая философия управления» имеет три составляющие. 1. Концепцию группового сотрудничества, 2. Концепцию гуманизации труда, 3. Демократизацию управления 56

Концепция группового сотрудничества, предполагает: улучшение трудового взаимодействия, ориентацию на работу в командах, проектных и целевых группах, создание благоприятного климата в коллективе, сотрудничество с администрацией. 57

Концепция гуманизации труда связана с: приспособлением техники к рабочему, улучшением условий труда, обогащением процесса труда, усилением творческих элементов в его содержании. 58

Демократизация управления заключается: В переходе от жестких иерархических структур к плоским, гибким структурам; В делегировании вниз части управленческих полномочий; В расширении самостоятельности и ответственности исполнителей в решении проблем, возникающих на рабочих местах. В применении более гибких систем оплаты труда и в участии работников в прибыли и собственности организации. 59

Необходимость перечисленных трех составляющих : В современных условиях организация работает в неопределенной среде и должна приспосабливаться к изменениям окружения. В условиях, когда совокупное предложение превышает совокупный спрос, организация должна производить разнообразные товары небольшими партиями с использованием многоцелевого оборудования и квалифицированного труда, тогда как фордизм характеризуется массовым производством стандартизованных товаров на основе использования специального (рассчитанного на одну задачу и привязанного к одному продукту) оборудования и полуквалифицированной рабочей силы. 60