ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ФЗ 426 от г. «О СПЕЦИАЛЬНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 2012 г г г. 29% 30,5% 31,8% ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ.
Advertisements

Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА УСЛОВИЯ И ОХРАНЫ ТРУДА МИНТРУДА РОССИИ В.А. КОРЖ.
Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты.
Специальная оценка условий труда (Общероссийский Профсоюз образования) 1.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 апреля 2011г. 342н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ.
Новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
ФЗ 426 от г.. 1. Плановая СОУТ проводится 1 раз в 5 лет 2. Внеплановая СОУТ проводится: - организация новых рабочих мест; -по предписанию государственного.
Оценка качества аттестации рабочих мест в образовательной организации (новый порядок проведения аттестации рабочих мест)
Специальная оценка условий труда 1. ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 2 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ДО
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Нормативная база для СОУТ………………………… Организации, проводящие СОУТ…………………… Формирование комиссии по СОУТ………………… Процедура.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Первый заместитель Министра.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Первый заместитель Министра.
Транксрипт:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ФЗ 426 от г. «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» Приказ Минтруда России от N 33 н (ред. от ) "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте России N 31689)

ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 2 ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПРОЕКТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 1. аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса РФ, с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда 2. специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться на основании отдельного федерального закона во исполнение статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ФАКТИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ДВЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ Важная проблема, связанная с разработкой федерального закона о специальной оценке условий труда, заключается в том, что данная процедура, которая придет на смену аттестации рабочих мест, не может являться самодостаточной, так как должна представлять собой инструмент перехода от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника. Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации). ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК В ЦЕЛЯХ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР, ТАК И В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТНИКОМ ЕГО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса Исследование (испытание) и измерение идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса Оформление результатов специальной оценки условий труда

4 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА. (АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ) Идентификация опасностей Классификатор опасностей, утвержденный Минтрудом России ВЫЯВЛЕНЫ ОПАСНОСТИ НЕ ВЫЯВЛЕНЫ ОПАСНОСТИ Проведение замеров вредных производственных факторов Классификация условий труда Декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям Работодатели, на рабочих местах которых, заняты работники, имеющие право в соответствии с действующими нормативно- правовыми актами, на досрочные пенсии, гарантии и компенсации

5 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА Оформляется в порядке, установленном Минтрудом России Декларация соответствия условий труда Ведет Роструд Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет Срок действия считается продленным на следующие 5 лет в случае отсутствия за период действия декларации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация Прекращение действия декларации: с работником (работниками), занятом на рабочем месте (рабочих местах), в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у него (них) выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на пострадавшего вредных и (или) опасных факторов Внеплановая специальная оценка условий труда

6 ОЦЕНКА ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ОПАСНОСТЕЙ – ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (ВПФ) Проводит аккредитованная организация, осуществляющая специальную оценку условий труда Оценке подлежат следующие факторы: 1. Физические факторы - шум; - вибрация; - ультразвук контактный; - неионизирующие излучения; - освещение; - микроклимат. 2. Химические факторы – химические вещества в воздухе рабочей зоны. 3. Аэрозоли, преимущественного фиброгенного действия. 4. Биологический фактор 6. Факторы напряженности трудового процесса (сенсорика) Сопоставление с нормативными значениями факторов Фактический уровень ВПФ > нормативных значений Да Нет Условия труда по данному ВПФ относятся к «вредным" Условия труда по данному ВПФ относятся к «допустимым» В зависимости от степени превышения фактического уровня ВПФ нормативного значения «вредные» условия труда разделяются на подклассы: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА Ранжирование всех оценивавшихся ВПФ по степени вредности

7 УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Наименование ВПФКласс (подкласс) условий труда Физические факторы - шум - вибрация - ультразвук - … ИТОГО: … 3.1 УСЛОВИЯ ТРУДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ Вредные Допустимые Профессии работников, занятых на оцененных рабочих местах, включенных в Список 1 или 2 Да Нет Установление дополнительного тарифа в зависимости от класса условий труда Установление гарантий и компенсаций: -повышенный размер оплаты труда; - дополнительный отпуск; - сокращенная продолжительность рабочего времени. (в зависимости от класса условий труда) -Освобождение от уплаты дополнительных тарифов в Пенсионный фонд Российской Федерации - Гарантии и компенсации не устанавливаются

8 КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Оптимальные условия труда (1 класс) условия труда, при которых воздействие на организм работника вредных и опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности Допустимые условия труда (2 класс) условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены Вредные условия труда (3 класс) условия труда, характеризующиеся наличием вредных и опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности

9 ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Требуется принятие подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих размеры (уровни) указанных гарантий и компенсаций в зависимости от класса условий труда, начиная с класса 3.1. ПРИ ЭТОМ: Представляется целесообразным установление гибкого уровня предоставления гарантий и компенсаций по каждому классу с возможностью его корректировки как в сторону понижения (на основании коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, либо ранее проведенной аттестации рабочих мест) с указанием предельного «шага» снижения, так и в сторону увеличения по таким же правилам. Разработка указанных документов может осуществляться параллельно с принятием законодательных решений, поскольку полномочия на их издание уже даны Министерству постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г В Трудовой кодекс Российской Федерации требуется внесение изменений, направленных на замену процедуры аттестации рабочих мест процедурой специальной оценки условий труда в качестве основания для предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях.

10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Действенный стимул для работодателя вкладывать средства в улучшение условий труда и модернизацию основных фондов: экономический эффект от таких вложений мультиплицируется не только на охрану и производительность труда, но и на сферу здравоохранения, налоговую систему и т.Д. Условия труда по большинству профессий, предусмотренных Списком 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от , могут быть существенно улучшены, но не до такой степени, чтобы быть признанными безопасными или допустимыми (классы 1 и 2). ОСОБЕННОСТИ и ПРИЧИНЫ необходимости корректировки подхода, согласно которому плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, представляется несколько упрощенным и требующим корректировки (ст. статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ): +- В существующем правовом регулировании это означает, что работодатель, имеющий такие рабочие места, не заинтересован вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку быть освобожденным от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов он не сможет.

ТЕМА: Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Государственная система стандартизации предусматривает для ССБТ код под номером 12. ССБТ включает в себя подсистемы: 0 – организационно-методические стандарты основ построения системы (ГОСТ ; ГОСТ ; ГОСТ ); 1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ ); 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию (ГОСТ ); 3 – стандарты требований к производственным процессам (ГОСТ ); 4 – стандарты требований к средствам защиты работающих (ГОСТ ); 5 – стандарты требований к зданиям и сооружением; 6-9 – резерв. 11