Развитие логического мышления на уроках информатики в начальной школе Не мыслям надо учить, учить мыслить. (немецкий философ XVIII века И. Кант)
Мышление Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое
Репродуктивное Продуктивное Виды мышления
Продуктивное мышление Самостоятельность Творчество Эвристическое Креативное
Репродуктивное мышление Словесно-логическое Дискурсивное Рассудочное Рецептивное
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него.
Логическое мышление – основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин. Логическое мышление
целенаправленно искать информацию; оптимально сужать область поиска; работать с прямой и косвенной информацией; использовать несущественные на первый взгляд данные (развитие интуиции); осознавать одинаковую информационную ценность как положительных, так и отрицательных ответов; грамотно ставить и формулировать вопросы; элементам мозгового штурма.
Человек вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. Когда он вернулся, Клементина уже умерла. От чего умерла Клементина? Задачи с неполным условием
первая серия их вопросов связана с попыткой найти ответ "методом тыка", то есть идет попытка перебора, попытка угадать решение (более того, иногда это, естественно, удается, и потому полностью исключать этот способ из своего арсенала человек не должен - это тоже стоит ученикам честно сказать); каждый ребенок слышит обычно только свой вопрос и ответ на него, абсолютно игнорируя информацию, идущую от вопросов и ответов на них его товарищей. По этой причине некоторые вопросы дублируются (на это стоит обратить внимание учеников); очень часто часть условия задачи ребенок воспринимает по-своему или просто не принимает во внимание и задает вопрос, ответ на который непосредственно следует из условия и совсем не спрятан; у некоторых ребят есть постоянная боязнь показаться глупым и задать какой-то "не тот вопрос" (этот психологический барьер легко преодолеть поощрением любых вопросов и нарочитой демонстрацией важности даже самых "глупых и бестолковых" - неожиданных вопросов и подчеркнутым вниманием к любой попытке активности в поиске) Ошибки при решении логических задач
Обитательница водоема поймала деревянный предмет, после чего ее жизнь круто переменилась. Что произошло? Задачи-ин тренеры
Девочка играла с подругами и внезапно исчезла. Что произошло?
Два друга направились в гости к третьему, в результате хозяин остался без дома. Почему?
Он очень трудолюбив. Работает от зари до зари. Он очень силен - мог бы быть рекордсменом по поднятию тяжестей. Но он не участвует в соревнованиях. Он ежедневно выполняет тяжелую физическую работу и не получает за это зарплату. Почему?
Развитие логического мышления в среднем и старшем звене
Словесные (анаграммы и вербальные тесты); Символико-графические; Комбинированные. Тесты
Нимотро, ансерк, чеврнисрете (монитор, сканер, винчестер). Задания: 1. Решить анаграммы. 2. Исключить лишнее слово. Анаграммы
Найдите общее окончание для следующих слов. Ма Кру Вер(…. ) Стар Горо (шина) Вербальные тесты
Символико-графические тесты Внимательно рассмотри таблицу. Определи закономерность, в соответствии с которой расположены фигурки «кошек». Дорисуй недостающую кошку. Ответ: туловище – квадратное; голова – круглая; усы – одинарные; направление усов – подняты вверх; уши – такие же, как и у всех кошек (треугольные); хвост – буквой S (повёрнут вправо).
Вставьте пропущенное слово Информатика 3 х 7 (Форма) М_ _ _ _ _ _ Л (транспортное средство) X 5 (Цикл) Комбинированные тесты
Поверхность пруда постепенно закрывается вырастающими в нем кувшинками. Кувшинки растут столь быстро, что за каждый день закрываемая ими площадь удваивается. Вся поверхность пруда закрылась за 30 дней. За сколько дней была закрыта кувшинками первая половина всей поверхности пруда? Метод погружения
Одна библиотека переезжала в новое здание, однако средств на перевозку книг не было. И все же работники библиотеки нашли выход и перевезли книги практически бесплатно. Какой выход был найден? Метод введения дополнительных данных
Кузнецу принесли 5 обрывков цепи, по 3 звена в каждом, и попросили соединить их в одну цепь. Кузнец задумался, как выполнить этот заказ проще. Сколько же звеньев нужно разъединить, а затем вновь соединить, чтобы все обрывки образовали одну цепь? Подумав, кузнец приступил к делу и сделал заказ. Какое простое решение нашел кузнец? Метод редукции
Как двум пиратам поделить найденный клад поровну. Метод поворота, метод сдвига
Требуется поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещаются лишь два ломтика. На поджаривание ломтика с одной стороны требуется 1 мин. За какое кратчайшее время можно поджарить с двух сторон все 3 ломтика? (3 мин) Дискретный метод Аналитический метод
Крокодил украл ребенка; он обещал отцу вернуть ребенка, если отец угадает – вернет ему крокодил ребенка или нет. Что должен сделать крокодил, если отец скажет, что крокодил не вернет ему ребенка? (Дилемма крокодила). Парадоксы и софизмы
То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь. (Древний софизм «Рогатый»).
Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля,- правда». Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз». Задача из ЕГЭ
Необходимо: развивать умение проведения анализа действительности для построения информационно-логической модели; вырабатывать умение устанавливать логическую (причинно- следственную) связь между отдельными понятиями; совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся; использование в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов. Заключение
- Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет? - Нет, не существует. - Это ваше убеждение? - Да. Из романа И.С. Тургенева «Рудин» диалог Рудина и Пегасова Эпилог