Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Advertisements

Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Программа комплексного социально- экономического развития Катайского района Курганской области на годы докладчик: Малышев Юрий Геннадьевич,
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
Михаил Юрьевич Дитятковский, Министр труда и социального развития Омской области.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
О ходе реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности.
О работе Правительства Хабаровского края по выполнению Указов Президента РФ от 07 мая 2012 г. за 9 месяцев 2015 года.
Докладчик: главный специалист отдела тарифов в локальных монополиях Котрини Т.Р. 20 марта 2009 Содержание заключения на инвестиционные программы коммунального.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
Основные задачи Совета 1. Отбор инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов и организаций - инвесторов, намеченных к осуществлению на территории Костромской.
Программа комплексного социально- экономического развития города Ярославля на годы 1.
Стратегические цели социально- экономического развития Тамбовской области Социальная цель: Повышение благосостояния и качества жизни населения Экологическая.
Транксрипт:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» Институт экономики и финансов «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА» Докладчик: доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита О.В. Шумакова

Современная социально-экономическая ситуация в России на селе характеризуется накопившимися проблемами, препятствующими его переходу к устойчивому развитию. Обострившиеся в сельской местности с началом текущих реформ кризисные явления не преодолены до сих пор. Ухудшаются демографическая ситуация и экологическая обстановка, разрушается социальная инфраструктура, снижается продолжительность жизни населения и уровень его доходов. Отмечаются процессы оттока и деградации рабочей силы и как следствие – нарастание социально- экономических диспропорций, что приводит к общей неустойчивости и дезинтеграции экономики. В связи с этим выход села на качественно новый уровень развития становится одной из важных государственных задач.

В настоящее время в регионах РФ реализуются различные федеральные и региональные целевые программы, направленные на развитие сельского хозяйства и социальное развитие села, в основе которых нет детальной и комплексной оценки состояния и развития сельских территорий, что противоречит Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. В целях разработки и реализации эффективных мер государственной поддержки развития инфраструктуры жизнеобеспечения села необходимо проведение постоянного мониторинга и статистического наблюдения развития сельских территорий.

Разработано Положение о системе мониторинга устойчивого развития сельских территорий Включает общие положения, основные задачи, организацию и порядок проведения мониторинга, направления мониторинга, финансирование, которое позволяет своевременно и оперативно выявлять изменения в социально-экономической деятельности сельских поселений, оценивать изменения, прогнозировать и разрабатывать рекомендации о предупреждении негативных процессов.

Разработана система показателей мониторинга устойчивого развития сельских территорий Демографи- ческая политика, занятость, доходы населения 14 показателей Развитие и диверсификация сельской экономики 20 показателей Улучшение жилищных условий, социальная, инженерная, транспортная инфраструктуры, экологическая политика 19 показателей

Обработка экспертных оценок и выбор показателей, характеризующих устойчивое развитие сельских территорий (Фрагмент)

Проведен комплексный анализ имеющейся ситуации по основным показателям социально- экономического развития сельских поселений региона, позволяющий диагностировать основные проблемы их устойчивого развития и разработать перспективные мероприятия по их решению.

Показатель Годы 2011 г. к 2010 г., % Экономическое развитие Выручка от реализации продукции и оказания услуг, млн. руб ,723137,8117 Доля прибыльных организации, % 66,169,8105,6 Доля убыточных организаций, % 33,930,289,1 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, руб. 7965,18639,3108,5 Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, метр ,9 Социальное развитие Естественный прирост, убыль (-) населения, человек Миграционный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек Официальная безработица в сельской местности, % 9,28,895,7 Уровень занятости в сельской местности, % 59,360,2101,5 Протяженность автомобильных дорог, не отвечающая нормативным требованиям, % 37,544117,3 Число учреждений культурно-досугового типа, ед ,3 Число общедоступных библиотек, ед ,1 Таблица – Оценка социально-экономического развития сельских территорий Омской области Источник: 1) Доклады глав Муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и их планируемых значениях на 3-х летний период. 2) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области.

Таблица - Демографические показатели населения Омской области за гг. Село Город 2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г. Численность населения (на конец года), тыс. чел. 620,4617,7617,6563,6560,41397,61396,41394,51413,01414,4 Число родившихся на 1000 человек населения, чел. 13,614,515,615,816,010,911,511,812,212,6 Число умерших на 1000 человек населения, чел. 15,715,415,8 15,314,213,813,013,112,8 Миграционный прирост (убыль), человек Общая демографическая нагрузка, на 1000 человек в трудоспособном возрасте н.д н.д

Группа лидеров с наибольшим значениями показателя рождаемости на 1000 человек населения Группа с наименьшими значениями показателя рождаемости на 1000 человек населения Тевризский 20,8Колосовский 14,0 Шербакульский 20,5Тарский 14,3 Москаленский 20,1Большереченский 14,3 Русско-Полянский 20,0Омский 14,5 Черлакский 19,2Называевский 14,8 Горьковский 18,6Крутинский 15,1 Полтавский 18,5Саргатский 15,3 Одесский 18,4Муромцевский 15,6 Любинский 18,2Оконешниковский 16,3 Таблица – Показатели рождаемости по районам Омской области за 2012 год Источник: Министерство труда и социального развития Омской области

Рис. Показатели естественного прироста населения в муниципальных районах Омской области и г. Омске по итогам 2012 года Источник: Министерство труда и социального развития Омской области

Рис. Количество прибывших в Омскую область и выбывших из нее в 2012 г. Источник: Министерство труда и социального развития Омской области

Село Город 2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2007 г.2008 г.2009 г 2010 г 2011 г Среднедушевые располагаемые ресурсы, рублей Потребительские расходы домашних хозяйств, рублей, из них в %: 4270,24147,94678,05866,17013,46810,07518,58162,28959,110557,5 продукты питания 31,939,842,641,234,331,837,034,233,931,9 расходы на непродовольственные товары 33,021,220,920,125,527,220,421,818,825,6 здравоохранение 2,13,03,92,72,42,13,23,44,33,5 образование 1,42,0 1,1 2,11,93,01,11,8 жилищные услуги 8,58,410,310,912,210,39,510,713,312,8 расходы на прочие товары и услуги 15,617,714,318,1 18,622,320,119,518,2 расходы на алкогольные напитки 3,33,63,02,72,5 2,32,5 2,7 Таблица - Сравнение характеристик уровня жизни сельского и городского населения Омской области за гг.

Диагностированы проблемы сдерживающие устойчивое развитие сельских территорий

Рис. Сравнение характеристик качества жизни городского и сельского населения Омской области на 2011 год А)Численность экономически активного населения с высшим профессиональным образованием Б)Численность экономически активного населения со средним профессиональным образованием В)Численность экономически активного населения с начальным общим или не имеет начального образования Г)Официальная безработица, в % Д)Уровень занятости, в % Е)Погибшие от убийств и самоубийств, на 100 тыс. человек населения Ж)Погибшие от случайных отравлений алкоголем, утоплений

Диагностированы проблемы сдерживающие устойчивое развитие сельских территорий

Рис. Динамика наличия образовательных учреждений Омской области за гг. Источник: Доклады глав Муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и их планируемых значениях на 3-х летний период

Диагностированы проблемы сдерживающие устойчивое развитие сельских территорий

На следующем этапе мониторинга разработана система баллов для оценки устойчивости развития сельских территорий региона, учитывающая динамику за два года (что является новым): «-1» - показатель не соответствует нормативу и в динамике снижается; «0» - показатель не соответствует нормативу; «1» - показатель соответствует нормативу; «2» - показатель соответствует нормативу и в динамике увеличивается.

Таблица – Показатели устойчивого развития сельских территорий (фрагмент) Подраздел Показатель Нормативное значение Условия оценки Кол-во баллов 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ЗАНЯТОСТЬ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ Демографическая политика Плотность сельского населения, чел./км 2 Среднее значение по региону увеличение норматив < норматив 2020 уменьшение норматив < норматив 1 Средняя людность сельских поселений, чел./снп Среднее значение по региону увеличение норматив < норматив 2020 уменьшение норматив < норматив 1 Густота сельских поселений, снп/100 км 2 Среднее значение по региону увеличение норматив < норматив 2020 уменьшение норматив < норматив 1 Индекс территориальной концентрации Среднее значение по региону 1-й год 2-й год норматив 2 < норматив 0 норматив 1 < норматив Коэффициент эффективности миграции –увеличение 0 < уменьшение 0 <0 1 Мероприятия стимулирования миграции –осуществляются не осуществляются 2020

Подраздел Показатель Нормативное значение Условия оценки Количество баллов 2. РАЗВИТИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ Диверсификация сельской экономики Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета на 1000 чел., тыс. руб. –Объем инвестиций численность населения увеличение 2 уменьшение 1 увеличение 0 уменьшение Доля расходов местного бюджета на национальную экономику от общей суммы расходов, % – расходы на национальную экономику общая сумма бюджета увеличение 2 уменьшение 1 увеличение 0 уменьшение Диверсификация отраслей сельского хозяйства – нет отраслей одна отрасль две отрасли три и более отрасли Залоговый фонд – наличие отсутствие 2020 Консультирование сельских предпринимателей – осуществляется не осуществляется 2020 Таблица – Показатели устойчивого развития сельских территорий (фрагмент)

Подраздел Показатель Нормативное значение Условия оценки Кол-во баллов 3. УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Улучшение жилищных условий Обеспеченность жилой площадью, м 2/ чел. Нормативное значение показателя увеличение норматив < норматив 2020 уменьшение норматив < норматив 1 Ввод в действие жилых домов к числу семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, м 2/ ед. –введено жильячисло семей на учете увеличение 0 уменьшение 2 увеличение уменьшение 1 Доля населения, переселившегося из аварийного и ветхого жилья, к числу проживающих в аварийном и ветхом жилье, % –численность переселившегося населения Число проживающих в аварийном жилье увеличение 0 уменьшение уменьшение увеличение 2 уменьшение 1 Фонд жилья, для предоставления по договору социального найма – имеется не имеется 2020 Категории лиц, которым предоставлено жилье по договору социального найма – менее двух категорий 2-3 категории более 3 категорий Таблица – Показатели устойчивого развития сельских территорий (фрагмент)

Предложена классификация сельских территорий по критериям уровня их устойчивого развития. Сумма баллов Классификационная группа Характеристика группы от 76 до 100 Очень высокий уровень развития Сельские территории с высоким уровнем развития экономики, с развитой инфраструктурой, с оптимальным расселением, обеспечивающие высокий уровень жизни населения. от 51 до 75Высокий Территории, на которых развивается экономика, растут доходы населения, органы местного управления должное внимание уделяют вопросам развития инфраструктуры. от 26 до 50Средний Сельские территории, в которых развитие всех сфер жизнедеятельности находится на среднем уровне или развито в большей или меньшей степени. от 1 до 25Низкий Сельские территории, в которых не развита экономика, наблюдается низкий уровень жизни населения, уровень развития инфраструктуры не отвечает предъявляемым требованиям от -30 до 0Кризисное состояние Территории, в которых не развита экономика, не уделяется внимание развитию инфраструктуры, и соответственно население за чертой бедности.

Информационная база данных, характеризующая устойчивое развитие сельских территорий (фрагмент)

Рисунок – Диалоговое окно базы мониторинга устойчивого развития сельских территорий региона

Район Уровень развития сельских территорий, % очень высокий высокийсреднийнизкийкризис- ное состояние Полтавский ---87,512,5 Шербакульский --33,366,7- Омский -16,6783,33-- Москаленский --66,6733,33- Горьковский---90,98,1 Тарский---80,9519,9 Таблица – Оценка устойчивого развития сельских территорий Омской области

Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий Система мероприятий Эффект от мероприятий Экономические создание мини-предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (пекарни, мельницы, мини- молзаводы, комбикормовые заводы, лесоперерабатывающие пункты и др.); привлечение инвестиций в виде льгот и иных видов государственной поддержки; продвижение на потребительский рынок продукции производства местных товаропроизводителей; стимулирование различных форм интеграции (микрокластеры); развитие и совершенствование ярмарочной торговли; внедрение передовых технологий (новых сортов, техники и др.); обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности; финансирование приоритетных направлений развития сельских территорий; сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения; создание условий для повышения территориальной мобильности населения; формирование технологического и научно-технического потенциала; совершенствование системы оплаты труда; - сокращение уровня миграции сельского населения; - увеличение числа занятого населения; - улучшение качества жизни населения; - увеличение экономических показателей организаций, при реализации сельскохозяйственной продукции; - повышение уровня доходов населения; - снижение трансакционных издержек и др.

Социальные улучшения социальной инфраструктуры и охраны здоровья; улучшение качества образования сельского населения и поддержка молодых специалистов; предоставление государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; улучшение материально-технического состояние объектов здравоохранения; увеличение числа дошкольных и дневных общеобразовательных учреждений - повышение уровня жизни населения; - приток населения; - сокращение уровня миграции сельского населения; - сокращение негативных демографических процессов -создание дополнительных рабочих мест Экологические усилить контроль за планово регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов; увеличение природоохранных мероприятий (утилизация и захоронение отходов); значительное увеличение количества свалок, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям - улучшение качества жизни населения - сокращение негативных демографических процессов Институциональные преодоление информационной изолированности; усиление контроля и ответственности за нарушение правовых норм; стимулирование инновационной деятельности предприятий; увеличение доступа предприятий к финансово-кредитным ресурсам; создание и развитие информационно-консультационных центров; преодоление рыночных барьеров (оформление прав на землю и др.) - снижение издержек оппортунистического поведения; - увеличение доходности отраслей; - создание новых рабочих мест; -снижение уровня миграции сельского населения; -повышение инвестиционной привлекательности; -развитие снабженческо-сбытовой деятельности

НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ: Система теоретических положений и практических рекомендаций по повышению устойчивого развития сельских территорий ЦЕЛЬ Административно-управленческое воздействие на развитие сельских территорий, с учетом их комплексной оценки ЗАДАЧИ 1. Создать благоприятные социально-экономические условия для выполнения селом его функций и задач 2. Обеспечить устойчивый рост сельской экономики 3. Повысить занятость, уровень и качество жизни, а также снизить темп миграции сельского населения 4. Сократить межрегиональную и внутрирегиональную дифференциацию в уровне и качестве жизни сельского населения 5. Провести мониторинг устойчивого развития сельских территорий Демографическая политика, занятость, доходы населения; Развитие и диверсификация сельской экономики; Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, экологическая политика МОНИТОРИНГ I. Занесение исходных данных для проведения анализа устойчивого развития сельских территорий II. Приведение полученных значений каждого оценочного показателя, установленных на основании экспертного отбора, к балльной системе оценок III. Определение номинального значения каждой группы показателей с учетом норматива и стабильности IV. Получение показателя, характеризующего устойчивость развития сельской территории РЕЗУЛЬТАТ МОНИТОРИНГА Стабильное развитие территорий и улучшение жизни сельского населения и др. 1. Классификация сельских территорий региона по типам и уровню устойчивого развития Оптимальное использование ресурсов сельских территорий АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения Меры государственной поддержки и др. Диверсификация сельской экономики, способствующая росту занятости и повышению доходов сельских жителей 2. Диагностированы проблемы: экономические, социальные, экологические, институциональные РЕЗУЛЬТАТ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Модель административно-управленческого воздействия на процесс диверсификации в сельской местности

Рис. Структура взаимодействия предприятий в агротуристическом кластере северной зоны Омской области

Год функцио- нирования Показатели деятельности без создания кластера Показатели деятельности кластера Оценка бюджетной эффективности создания агротуристичекого кластера Размер инвестиций, тыс. руб.Планируемые налоговые поступления, тыс. руб Прибыль от туристической деятельности, тыс. руб. НДСНалог на прибыль НДФЛЕСХНУСНПрочие Итого , , , , , Показатели экономической эффективности инвестиций в создание агротуристического кластера в северной зоне Омской области Объем инвестиций, тыс. руб. Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR), % Индекс прибыльности (PI) Срок окупаемости инвестиций (РР), лет ,251,5 Оценка экономической эффективности и целесообразности создания агротуристического кластера Социальный эффект Дополнительный экономический эффект - создание новых рабочих мест; - улучшение качества жизни сельского населения; -повышение уровня доходов населения; - сокращение уровня безработицы и миграции сельского населения и др. -увеличение объемов экспорта продукции; - доступность кредитно-финансовых ресурсов; - повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона и др.;

Спасибо за внимание!!!