МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Advertisements

Педсовет: «Формирование и развитие универсальных учебных действий, как основы успешности обучающихся»
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
ФГОС «Начальное образование» второго поколения – основа педагогического сопровождения развития младших школьников к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Развитие мышления младших школьников на уроках русского языка в системе Л. В. Занкова Выполнила: студентка 41 КП группы Мартынова И.Ю Научный руководитель:
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Развитие фонематического восприятия у учащихся первых классов в условиях логопункта общеобразовательной школы.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Технологическая карта как инструмент планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Подготовила: учитель начальных классов Дукач Е.М.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО» (КГУ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО) Выпускная квалификационная работа выполнила студентка группы … Института педагогики …. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Антохина В.А. Формирование универсального учебного действия постановки учебной проблемы при обучении русскому языку

Учебная проблема - это словесная формулировка познавательного противоречия, которое выявлено школьниками на основе осознания границ своего знания и незнания при анализе предъявленного практического задания, вызывающего у них реальные затруднения.

3 Актуальность исследования Согласно ФГОС начального общего образования: «…важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…». В системе универсальных учебных действий (УУД) в качестве центрального определено универсальное учебное действие постановки учебной проблемы. Но в современной практике развивающего обучения вопрос развития действий постановки учебной проблемы не был исследован и разработан достаточно полно.

4 Цель исследования - выявление, научное обоснование и проверка на практике педагогических условий формирования универсальных учебных действий постановки учебной проблемы при обучении русскому языку. Объект исследования - учебная проблема. Предмет исследования – постановка учебной проблемы в начальной школе при обучении русскому языку. Методологический аппарат

5 Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическими условиями формирования универсальных учебных действий постановки и решения учебной проблемы при обучении русскому языку являются: последовательная реализация всех технологических этапов обучения постановке и решению учебной проблемы способствуют интенсивному формированию этого умения у учащихся начальных классов; использование информационных технологий в качестве мотивирующего компонента.

6 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Универсальные учебные действия – в широком значении – это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в узком значении - это совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

7 Технологические этапы развернутого комплексного выполняемого действия постановки учебной проблемы: 1)актуализация ранее изученных сведений, находящихся в тема-рематических связях с новым материалом или вступающих в противоречие с новым материалом; 2)обнажение противоречия, разрыва в знаниях школьников на основе предъявления практического задания, для выполнения которого у детей недостает знаний; 3)инициирование рефлексивного осознания школьниками границ своего незнания путём выявления новых условий, в которых находятся изучаемые факты, явления; 4)инициация формулировки учебной проблемы; 5)моделирование учебной проблемы.

8 Информационные технологии в развитии УУД постановки и решения учебной проблемы на уроках русского языка Достигается наибольший эффект при развитии УУД постановки и решения учебной проблемы на уроках русского языка Происходит повышение психоэмоционального фона учащихся при восприятии учебного материала Демонстрационный материал с использованием ИКТ нагляден, красочен и прост

9 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цель экспериментального исследования – оценка эффективности процесса развития универсальных учебных действий постановки и решения учебной проблемы при обучении русскому языку младших школьников, и апробация разработанной методики их формирования. База экспериментального исследования – МКОУ «Воротынская средняя общеобразовательная школа». Выборка экспериментального исследования – 30 учащихся 2«А» и 2«Б» классов.

10 Констатирующий этап – диагностика с целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий постановки и решения учебной проблемы у младших школьников. Диагностическая методика, состоящая из заданий четырех типов: 1)задание, инициирующее рефлексивное осознание границы знания; 2)задание, инициирующее рефлексивное осознание границы незнания; 3)задание, направленное на формулирование проблемы (вопроса); 4)задание, диагностирующее умение осуществлять различные виды моделирования.

11 Задания диагностической методики : 1)«Определи, на какую орфограмму предложены слова: Сн_жак, дер_во, л_сток»; 2)«Выдели в предложении те орфограммы, которые мы уже знаем. Объясни их написание. Выдели другим цветом те орфограммы, которые мы ещё не можем объяснить? Утренняя роса, что добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается. Напиши, каких знаний тебе не хватает, чтобы объяснить все орфограммы?»; 3)«Аня загадала слово, начинающееся на букву «л». Какой первый звук в этом слове? Можете ответить на этот вопрос? Какой вопрос вы хотите задать, чтобы определить первый звук в слове?»; 4)«Представь в виде схемы правило о правописании безударной гласной в корне слова».

12 Формирующий этап. Коррекционная методика работа по постановке учебной проблемы: использование учебной программы В.П. Канакиной и В.Г.Горецкого; следование технологическим этапам развернутой постановки учебной проблемы. 1 блок работа по решению учебной проблемы: использование метода подводящего диалога, приема создания инструкции, алгоритма решения проблемы, метода побуждающего к гипотезам диалога и получению теоретического материала. 2 блок применение ИКТ: применение информационных технологий посредством использования компьютерных программ Microsoft Word, PowerPoint, обучающих компьютерных программ и интерактивной доски. 3 блок

13 Формирующий этап. Упражнения на постановку учебной проблемы Задание на осознание границы знания-незнания для постановки учебной проблемы на уроке русского языка, 2 класс посредством компьютерной программы Power Point

14 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Констатирующий этап: младшие школьники обладают в основном низким уровнем сформированности универсального учебного действия постановки и решения учебной проблемы. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе Результаты контрольной группы на констатирующем этапе

15 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Контрольный этап : динамика изменений уровня развития умения постановки и решения учебной проблемы у младших школьников, после специальных мероприятий, имеет явно положительный характер. Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе Результаты контрольной группы на контрольном этапе

16 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сравнительный анализ уровня сформированности универсальных учебных действий постановки и решения учебной проблемы у учащихся экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах

17 ВЫВОДЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1)младшие школьники отличаются преимущественно низким уровнем сформированности универсального учебного действия постановки и решения учебной проблемы; 2)при обучении русскому языку по рабочей программе В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого данное универсальное учебное действие успешно развивается, однако, этот процесс происходит достаточно медленно; 3)применение информационных технологий и последовательная реализация всех технологических этапов обучения постановке и решению учебной проблемы способствуют интенсивному формированию этого умения у учащихся начальных классов.

18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!