Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра иммунологии и аллергологии Тема: Иммунологические особенности новорожденности и детского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система клеточного иммунитета у взрослых и детей.
Advertisements

Критические возрастные периоды иммунитета человека. (второе занятие) Учитель биологии и химии Алямова С. А. МОУ сш. 27.
Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ (антигенов – АГ), не­ сущих на себе признаки чужеродной.
Иммунитет ИММУНИТЕТ - это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов, а также воздействию чужеродных веществ,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: ИММУНИТЕТ ВЫПОЛНЯЛ КНЯЗЕВ АНТОН.
ВИЧ - инфекция.. Что такое ВИЧ ? ВИЧ это Вирус Иммунодефицита Человека. Он разрушает иммунную систему, которая является защитой нашего организма от болезней.
Иммунная система человека Выполнила: студентка 1 курса группы БИм-17-2 Хайбуллова Рамиля.
Селективный дефицит иммуноглобулина А Выполнил: Чепелев Владимир Владиславович Группа: 307.
ВРОЖДЕННЫЙ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНОДЕФИЦИТ
Иммунная система - Специальная система органов, тканей и клеток, выполняющая защитную функцию (иммунитет ).
Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"
СРС На тему: Иммунная система организма человека. Иммунокомпетентные клетки, их основные функции. Понятие о межклеточной кооперации в иммуногенезе. Выполнил:
Роль иммунитета в защите от инфекционных заболеваний и меры его повышения.
Понятие «Часто болеющий ребенок». Введение в соматологию. А.Е. Горева май 2013.
Гарднереллез, ранее называемый бактериальным вагинозом, является инфекционным, но не воспалительным патологическим процессом, связанным с дисбиозом (изменение.
АУТОИММУННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Выполнила: Студентка 21 группы, 3 курса, л/ф Мандровская Ирина Преподаватель: Брилль И.Е. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
ГРИПОЛИКТИН. Простуда опасна для детей и взрослых. Особое внимание нужно уделять новорожденным и пожилым людям, а также тем, у кого имеется ряд хронических.
Профилактика инфекционных заболеваний ( грипп А н 1 N1)
Gemalon 500 для поддержания и укрепления иммунной системы организма.
Дисгаммаглобуленемии: иммунодефицит с увеличением синтеза IgM
Транксрипт:

Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра иммунологии и аллергологии Тема: Иммунологические особенности новорожденности и детского возраста (критические периоды иммунной системы )

Введение критические периоды развития Причины и факторы риска снижения иммунитета Иммуно-корректирующие действия грудное вскармливание СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение. Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства.

В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы. Выделяют врожденный и приобретенный иммунитет. Некоторые механизмы борьбы с инфекцией являются врожденными, то есть присутствуют в организме до встречи с любым инфекционным аген­том и их активность не зависит от предыдущей встречи с микроорганизмами. Основным внешним защитным барьером, предотвращающим проникновение микроорганизмов в организм человека, являются кожа и слизистые оболочки. Защитные свойства кожи – это прежде всего ее непроницаемость (физический барьер) и наличие на поверхности ингибиторов микроорганизмов (молочная кислота и жирные кислоты в поте и секрете сальных желез, низкий pH на поверхности). Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития

Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Иммунитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная иммунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно– патогенной, гноеродной, грамотрицательной флоре. Характерна склонность к генерализации микробнойй–воспалительных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ребенка к вирусным инфекциям. Примерно на 5–е сутки жизни осуществляется первый перекрест в формуле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первичный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Недостаточность системы местного иммунитета проявляется повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам. Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебютируют многие наследственные болезни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Третий критический период. Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные.Дети склонны к повторным вирусным и микробнойй– воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–органов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Четвертый критический период отличается тем, что средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует уровню взрослых, однако уровень IgA в крови еще не достигает окончательных значений. Содержание IgE в плазме крови отличается максимальным уровнем в сравнении с другими возрастными периодами, что отчасти обусловлено довольно частыми в это период паразитарными инфекциями – лямблиозом, гельминтозами. При этом уровень сывороточного IgА остается ниже нормы. Это нередко рассматривается как фактор риска формирования многих хронических заболеваний полигенной природы. Может нарастать аллергическая патология.

Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалительных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.

Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание,недостаток витаминов А, С, Е, Д, β– каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хронических болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, нарушение состава кишечной микрофлоры.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям. Описанные проявления иммунодефицита у детей первых лет жизни обычно оцениваются как «физиологические», т.е. не выходящие за пределы возрастных норм. Однако обусловленная этими возрастными иммунологическими дефектами повышенная чувствительность к инфекциям заставляет искать пути иммунокоррекции.

Многократно доказано иммунокорректирующее действие сбалансированного питания ребенка, мер по закаливанию организма, дозированной физической нагрузки.

Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела секреторные иммуноглобулины A и G. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно- кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту.

Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. Один из компонентов грудного молока лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя транскрипцию генов цитокинов.

Непоредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка.

В современных условиях дети подвергаются воздействию множества факторов риска нарушений работы иммунной системы. Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляющими программ сохранения и восстановления здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1) Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология детского возраста. М.: Медицина, с. 2) Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы. М., с. 3) Шварцман Я.С., Хазенсон Л.Б. Местный иммунитет. – М.: Медицина, – 222 с. 4) Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина,1999. – 602 с. 5 )Стефани Д.В., Виноградова Т.В., Ружицкая Е.А. и др. Иммунология..