Оцифровка карт в EasyTrace Создать с помощью Easy Trace векторную карту-основу Омской области для построения карты годового количества осадков. 1.Скопируйте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« РАБОТА В EXCEL » укажите ваши: Фамилию Имя, Отчество Класс.
Advertisements

Создадим в Surfer оверлей-карту распределения годового количества осадков по территории Омской области, выполненную способом изолиний. Оверлей - операция.
ACCESS 2003 Создание таблиц На примере БД Отдел кадров.
Работа с папками и файлами Выбери нужный пункт Создание Сохранение документа Переименование объекта Копирование и Перемещение Копирование и Перемещение.
Создание презентации в OpenOffice.org Impress. Нажимаем кнопку Далее. Появляется окно шага 2 мастера презентаций На втором шаге задаем стиль слайда и.
Урок 3. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
Вставка рисунков и таблиц. Microsoft Word позволяет вставлять в документ графические объекты, созданные как в других программах, так и с помощью собственных.
Таблицы Word План 1.Таблица в Word – это … 2.Способы создания таблиц 3.Форматирование текста в таблицах.
Выполнение запросов, создание и редактирование отчета MS Access.
Paint Paint представляет собой средство для рисования, с помощью которого можно создавать простые или сложные рисунки. Эти рисунки можно делать черно-
Обработка векторных слоев в MapInfo Для создания карты – основы Surfer необходимо обработать созданные и экспортированные из Easy Trace MIF-файлы. Необходимо.
ГОУ СОШ 840 Работа с таблицами Изучая материал вы научитесь следующим операциям: создание таблицы перемещение по таблице обработка таблиц форматирование.
Графический редактор Программа для создания, хранения и редактирования рисунков и фотографий. Редакторы бывают растровые и векторные. В растровых редакторах.
Текстовый редактор Термины и понятия Термины и понятия Документом, т.е. объектом обработки редактора Word 97 является файл с произвольным именем и расширением.
ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT Операционная система Windows имеет графический редактор Paint, с помощью которого можно изучить основные приемы.
Редактор формул. Общие сведения Программа Редактор формул позволяет создавать изображения сложных математических формул. При этом редактор формул автоматически.
Microsoft Excel содержание электронной таблицы Автор: Борисов В.А. Красноармейский филиал ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» Красноармейск,
Работа с картами Google автор Щербаков Ю.П.. Карты Google можно просматривать в нескольких режимах. Выбор режима осуществляется в правом верхнем углу.
Презентация по информатике на тему: «Интерактивные тесты в Microsoft Office Excel» Панафидина Л.М. МБОУ «СОШ 17» г. Новомосковск.
Транксрипт:

Оцифровка карт в EasyTrace Создать с помощью Easy Trace векторную карту-основу Омской области для построения карты годового количества осадков. 1. Скопируйте в отдельную папку из папки «Электронный Учебный набор» все файлы. Присвойте папке уникальное имя (например, карты Ивана Иванова) – это ваш рабочий набор. Все новые данные сохраняются в этой вашей папке.

2. Откройте Easy Trace. В меню Файл выполните Открыть растр… В открывшемся окне в каталоге найдите созданную личную папку и в ней файл Омская область. В рабочем поле программы откроется растр Омской области, который можно перемещать и масштабировать с помощью инструментов «рука» и «лупа» (отмечены на рисунке).

Одна из функций пакета Easy Тrace цвето разделение (Бинаризация), то есть разделение исходного изображения на отдельные монохромные растры. Вы используете в работе цветной растр. Для оцифровки линейных объектов лучше всего многоцветный растр преобразовать в монохромный, разбив его на несколько «условных» слоев: граница, гидрография. Эта операция ускорит векторизацию в несколько раз и сведет Вашу роль в данном процессе к минимуму.

3. Выберите в меню Редактирование команду Бинаризация.

Под окном проекта откроется панель инструментов Бинаризация Двойной щелчок мыши в первом окошечке позволяет задать Имя слоя. Установите – Граница. Нажатие следующей кнопки «+» создаст еще один слой в текущем проекте (задайте ему имя Гидрография). Из выпадающего меню для каждого слоя (изменяйте активный слой в первом окошечке) выберите цвет маски. Он должен быть контрастным по отношению к цвету изображения. Например, для Гидрографии лучше выбрать оттенок красного. Включенный инструмент «пипетка +», превратит курсор в инструмент выбора линий активного слоя.

4. Создадим слой Граница. В первом окне панели Бинаризация высветите «Граница»; включите инструмент «Добавлять маски» (пипетка+). Увеличьте масштаб рисунка так, чтобы береговая линия распалась на пикселы (цветные квадраты). Аккуратно, не спеша, указывайте мышкой на точки растра, принадлежащие береговой линии. При этом прямо на растре Вы увидите какие точки уже выделены, какие нет (выделенные точки окрашиваются в выбранный Вами контрастный цвет). Постарайтесь максимально окрасить линию границы в новый цвет. Для проверки уменьшайте масштаб рисунка и отключайте растр (кнопка «В» на панели инструментов). Разрывы в береговой линии покажут, где еще необходимо выбрать маску. В случае ошибочного действия его можно отменить, выполнив команду Удалить маску (кнопка «-», выделенная на рисунке).

5. Для создания Бинарного слоя в дополнительном меню (щелчок правой кнопкой мыши в поле проекта) выберите Создание бинарного растра. Новый бинарный растр, содержащий слой Граница, готов. Возможно, вам не нравится наличие лишних точек (шума). От этого можно избавиться, выполнив команду Чистка растра из меню Редактирование (или кнопка на панели инструментов).

Разрывы линии и оставшийся шум можно отредактировать вручную с помощью инструмента Кисть. Размер, форму и цвет можно выбрать на панели инструментов. (Крупная кисть черного цвета – закрашивает шум; тонкая белая кисть (2-4 пиксела) – заполняет линию).

Включите черный цвет кисти и сотрите названия административных центров и прочего шума.

6. Готовый растровый слой сохраните в формате.bmp в личной папке под именем Растр Граница (Файл – Сохранить как… - Имя файла). После этого закройте созданный слой. 7. По алгоритму выполните бинаризацию слоя Гидрография. Сохраните его в личной папке под именем Растр Гидрография.

8. Перед началом работы закройте все активные окна в Easy Trace. В меню Файл выберите Новый проект… Открывается рабочее окно нового проекта (здесь необходимо указать свойства нашего проекта). Установите флажки в окна Создать по растровому фрагменту (окошечко рядом становится активным) и Открыть диалог свойства проекта. В активном теперь окне Создать по растровому фрагменту через кнопку Обзор («…») выбираем Омская область (сканированный и сохраненный на компьютере рисунок). Подтверждаем выбор «Ok».

Открывается окно «Свойства проекта «Проект 1» с закладками Координаты, Сетка, Топология, Полилинии, Z, Текст, Информация. Работаем только с закладкой Координаты. Установите следующие свойства проекта: Масштаб 1/1 Разрешение 300 Единицы проекта усл. единицы Точность представления 0,001 Направление осей Y/X Координаты векторного поля: Левый нижний угол 0 у.е. по X и Y Правый верхний угол – оставляем установленные по умолчанию

9. Открывается рабочее окно проекта «Проект 1», которое необходимо через меню Файл – Сохранить как… сохранить в своей папке под уникальным именем. Например, Векторизация Города. В этом проекте оцифруем для карты-основы 10 населенных пунктов Омской области и все метеостанции, для каталога координат. Чтобы не путать данные, «Easy Trace» позволяет создавать и редактировать в одном проекте несколько слоев. Создадим в текущем проекте два слоя для разнородной векторной информации.

10. Меню Проект – Слои проекта… открывает окно «Настройка слоев проекта». По умолчанию в нем всегда задан один слой с именем «0». Отредактируем его: Работаем с окном «Векторные слои». «0» - Имя текущего слоя. Изменим его (двойной щелчок мыши – ввод имени с клавиатуры) на «Города». Следующее окошко Цвет задает окраску объектов данного слоя; лучше выбирать контрастные цвета для растра и разных слоев. Задайте цвет объектам этого слоя. Все остальные данные о слое можно оставить по умолчанию. Подтвердите «Применить».

11. Для создания второго векторного слоя в текущем окне «Настройка слоев проекта» в окне Векторные слой щелкните правой кнопкой мыши. Открылось контекстное меню, в котором самый первый пункт Добавить векторный слой. Выполните эту операцию. Появляется информация о втором векторном слое. По аналогии с первым задайте ему имя (например, Метеостанции) и цвет объектов. Кнопка «Применить» утвердит все ваши изменения. Для окончания редактирования слоев закройте окно «Настройка слоев проекта».

Информация о текущем и возможных растровых и векторных слоях проекта всегда отображается в окне на нижней панели инструментов. Имя текущего слоя (слой, на который в данный момент вы будете наносить цифровую информацию) – всегда в окне (на рисунке выделен в рамке). Внимательно следите, чтобы тип наносимых данных совпадал с рабочим слоем! Для смены слоя выберите необходимый в данное время из выпадающего меню.

12. Сначала векторизуем слой «Города». Для карты-основы остановимся на 10 крупных населенных пунктах: 1. Тевриз 2. Седельниково 3. Тюкалинск 4. Колосовка 5. Нижняя Омка 6. Омск 7. Исилькуль 8. Оконешниково 9. Одесское 10. Русская Поляна Чтобы векторизуемая информация не оставалась безыменной, в Easy Trace есть возможность создавать базы данных (формат.dbf). База данных прикрепляется к каждому создаваемому слою и сохраняется в отдельном файле, доступном для редактирования и чтения в любом картографическом редакторе. В базу данных можно помещать атрибутивную информацию (например, название объекта, его координаты, индивидуальный номер и др.).

Создадим базу данных для слоя «Города». Выполните Проект – Базы данных… Открывается окно «Каталог базы данных», в котором необходимо задать папку для хранения создаваемой базы. Воспользуйтесь кнопкой обзора («…») и в открывшемся окне найдите личную папку, скопируйте ее адрес (нижняя строка; для копирования – контекстное меню правой кнопки мыши). Кнопка «Отмена» возвратит вас в к предыдущему окну, где вы вставите скопированный в буфер адрес (для вставки - контекстное меню правой кнопки мыши). Подтвердите Ok.

Открылось окно «Базы данных проекта». В окне выберите имя слоя, для которого создается база данных (Города) и нажмите кнопку БДточек>>, поскольку это тип векторизуемых данных. Открывается окно «Атрибуты точек». В верхнем окошечке введите имя каталога «Города». В рабочем окне каждая строка содержит информацию о полях базы данных (имя, тип хранимой информации, и число знаков в хранимой информации). Первое поле (строка 1) задается по умолчанию и не редактируется. Для создания собственных полей поместите курсор во вторую строку и нажмите кнопку Изменить>>.

Открылось окно «Параметры поля». В этом поле базы данных разместим информацию о порядковом номере каждого города на карте. Назовем его «номер», тип поля для хранения числовых данных - «Numeric», длина поля – 10 знаков. Ok возвращает вас в окно «Атрибуты точек». Установите курсор в 3 строку, нажмите кнопку Изменить и по аналогии создайте 3 поле базы данных. В нем будет хранится Названия городов (Character; не менее 20 знаков). Троекратное подтверждение Ok завершает создание базы данных слоя Города.

13. Заполнение базы данных будем осуществлять параллельно с оцифровкой точечных данных. Меню Инструменты – Точка (или соответствующий значок на панели) открывает под проектом панель оцифровки данных. На панели под активным окном слева направо - Цвет точечных объектов, Z- координата, Тип точки, Размер точки. Цвет точки задан в свойствах слоев проекта, Z-координата – индивидуальное значение точки (оставьте по умолчанию), тип точки (на ваше усмотрение) выбирается из выпадающего меню – установите в виде закрашенного круга. Размер точки подбирается, исходя из размера точечных объектов растра (установите 5).

Оцифровка точек проводится простым совмещение курсора с необходимой точкой на карте и щелчком левой кнопки мыши. Найдите на растре точку и щелкните на ней курсором. Точка окрасилась в цвет текущего слоя – из растровой перешла в цифровую. Точке были присвоены координаты X и Y на осях текущего проекта. Теперь в базе данных необходимо «запомнить» ее как 1 Тевриз.

Щелкните правой кнопкой мыши по вновь созданной точке. Откроется Дополнительное меню трассировщика, из которого выберите Атрибуты (кнопка на рисунке выделена). Установите флажок в нижнем окошечке – теперь всегда при векторизации точки это окно будет автоматически открываться. Заполните поля базы данных как это показано на рисунке и подтвердите Ok. Первая запись создана. Оцифруйте по алгоритму оставшиеся 9 населенных пунктов, согласно списку. При заполнении атрибутов последнего объекта уберите флажок автоматического заполнения базы данных (из нижнего окошечка). списку

14. На нижней панели проекта в окне Текущий слой выберите слой Метеостанции, отключите слой Города (уберите красный флажок возле него). С помощью инструмента Точка (ничего не меняя в его настройках) начните оцифровку метеостанций от 1 до 32. Во время оцифровки по проекту удобно перемещаться используя клавиши «Стрелки» на клавиатуре. Проводите оцифровку аккуратно, стараясь четко совместить курсор и точку на растре. Будьте внимательны! Любой пропущенный номер заставит вас начать процесс оцифровки сначала.

15. После окончания оцифровки точек на слое «Метеостанции» мы имеем данные о координатах метеостанций в графическом представлении (точки одного цвета с различными значениями X и Y). Для того, чтобы все координаты объектов (X, Y, Z) были занесены в электронный реестр необходимо экспортировать их во внешнее приложение. Сохраните внесенные изменения в проект (Файл – Сохранить) и выполните Файл – Экспорт... Откроется стандартное пошаговое окно экспорта данных во внешние приложения. Для экспорта каталога координат необходимо использовать формат.csv

В окне «Общие» необходимо указать Формат данных (тип файла, в который будут переданы оцифрованные данные) и Папку, куда будут помещены файлы экспорта (на рисунке свойства выделены). Для экспорта данных выбираем Формат CSV (файл Excel с разделителем). В поле Папка через кнопку «Обзор» («…») указываем личную папку, где уже хранятся Растр и Проект (копируем строку Имя каталога и вставляем в поле Папка). Флажком отмечаем «Использовать представление «Мастер» Для подтверждения внесенных изменений – кнопка «Далее».

Следующее окно экспорта «Объекты». Самая важная для нас информации в разделе – Отсечение. Размеры растра автоматически заданы в разделе Отсечение – Отсекать по рамке текущего проекта. Устанавливаем флажок напротив этого свойства и переходим к следующему окну.

Окно «Слои» предлагает выбрать слой, информация с которого будет экспортирована в файл. Двойной щелчок левой кнопкой мыши открывает папку «Векторные слои». Красный флажок напротив слоя «Метеостанции» (устанавливается щелчком левой кнопки мыши) означает, что для экспорта выбраны именно эти данные. Кнопка «Далее».

Окно «Опции слоев» по умолчанию присваивает имя текущего слоя файлу, в котором будет сохранена экспортированная информация. Двойной щелчок левой кнопкой мыши по имени файла позволяет изменить его. Присвойте файлу имя Координаты метеостанций. Для продолжения – «Далее». Окно «Трансформация» оставляем без изменений.

Последнее окно – «CSV» устанавливает свойства таблицы Excel, в которой будет храниться оцифрованная информация. В полях Позиции атрибутов необходимо указать в каком порядке будут записаны значения в файл. Для Surfer всегда используем порядок « Х – Y – Z – пусто». При указании значения «пусто» в данном столбце не будут записаны данные. Раздел Параметры оставляем по умолчанию. Если все данные в порядке – кнопка «Ok». При благополучном завершении экспорта появляется окно с соответствующим сообщением.

16. Векторизация линейных объектов (береговой линии и гидрографии). Для линейных объектов вы создали отдельные растры, на основании которых необходимо создать новые проекты. Выполните Файл – Новый проект – Создать по растровому фрагменту. В личной папке найдите и выделите файл Растр Граница. Подтвердите Открыть. Окно Свойства проекта примите «по умолчанию». Сохраните новый проект под именем Векторизация Граница (Файл - Сохранить как... – в личной папке). Повторите всю цепочку для Растра Гидрография. Новый проект сохраните под именем Векторизация Гидрография. Теперь в программе открыты 3 проекта: Векторизация Города, Берег и Гидрография. Переход от одного проекта к другому осуществляется через меню Окна.

Для оцифровки данных в каждом проекте создайте слой Берег и слой Гидрография с контрастными растру цветами (для проекта векторизация Берег и векторизация Гидрография, соответственно). Проект – Слои проекта – Векторные слои (изменить имя и цвет слоя). Оцифровка данных поводится через меню Инструменты. Для векторизации линий используем Инструменты – Трассировка – Криволинейная. При выборе инструмента оцифровки линии под проектом появляется панель трассировки. На панели показаны: вид линии, ее толщина, стратегия трассировки, текущий растр, индивидуально значение вектора (Z- координата) и режимы трассировки. Кроме двух последних переменных все оговаривалось нами в свойствах проекта.

17. Установите на панели трассировки режим Авто (пиктограмма «автомобиль»). Начинаем трассировку растра Граница. Подведите курсор (имеет вид креста с извилистой линией) к начальной точке линии границы, щелкните левой кнопкой мыши. «Easy Trace» при это в автоматическом режиме определяет Х и Y координаты начала вектора. Далее следите как красный круг- векторизатор прокладывает по линии бирюзовый ход трассировки. Спорная ситуация (курсор со знаком вопроса) – перейдите в ручной режим и проложите спорный участок трассы самостоятельно. Окончание трассировки – двойной щелчок правой кнопкой мыши. Для отмены неверного хода трассы – щелчок правой кнопкой мыши по полю проекта; левой кнопкой выбираем инструмент Откат контекстного меню (на рисунке выделен). Курсор принимает вид перечеркнутого круга; каждый щелчок по полю проекта отменяет один шаг. Для продолжение трассировки нужно отменить инструмент «Откат» контекстного меню.

18. После окончания трассировки векторизованные данные берега и островов принимают вид плавной кривой цвета данного слоя. Сохраните внесенные изменения в проекте (Файл – Сохранить). Выполните по аналогии в автоматическом режиме трассировку растра Гидрография. Не забудьте сохранить внесенные в проект изменения.

19. Для того, чтобы придать картам общепринятый вид необходимо изменить цвета слоев проектов – Города, Граница и Гидрография. Перейдите к проекту Города. Выполните Проект – Слои проекта и измените цвет слоя Города на красный. Это же действий совершите в проектах Векторизация Граница (новый цвет – черный) и Векторизация Гидрография (новый цвет – синий). Сохраните информацию во всех проектах.

20. Для создания карты-основы экспортируем данные слоев Города, Берег и Гидрография из трех активных проектов в формат.mif. Сделайте активным проект Векторизация Города. Выполните Файл – Экспорт. Откроется уже знакомое окно мастера экспорта. Первый шаг – окно «Общие». Необходимо изменить только формат. Установите MIF (MapInfo). Переходим «Далее».

Окно «Объекты» оставляем без изменений. В окне «Слои» в папке векторные слои выбираем Города (устанавливаем красный флажок). Идем «Далее». В окне «Опции слоев» задайте имя нового файла Города вектор. Следующий шаг – «Трансформация» - оставьте без изменений. Примите все «по умолчанию» и в последнем окне «MIF». Кнопка «Готово». Проверьте заданные параметры. В результате должно появиться сообщение «Экспорт успешно завершен». В личной папке создан файл Города вектор с расширением.mif. Аналогично экспортируйте данные из проектов Векторизация Граница и Векторизация Гидрография. Создайте MIF- файлы Граница вектор и Гидрография вектор.