ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Государственная академия промышленного менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Advertisements

О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических кадров г. Таганрог 2014 г.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
Минтруд России О новых подходах к организации оценки и развитию персонала на государственной гражданской службе Министерство труда и социальной защиты.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Нормативные документы, регламентирующие применение профессионального стандарта «Педагог» Зайцева Кристина Сергеевна, преподаватель кафедры управления и.
Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. ПАСТУХОВА

Цель реализации программы формирование у слушателей компетенций преподавателя-методолога для обучения технологии проектирования и актуализации основных образовательных программ на основе профессиональных стандартов

Преподаватели: Акимова Юлия Николаевна, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук Академии Пастухова, кандидат психологических наук, доцент по научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством» Телефон: доб. 272;

Преподаватели: Колесов Роман Владимирович, доцент кафедры «Экономика и финансы» Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент

Составные части программы ПК Изучение материалов Проект актуализированной ООП с использованием ПС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО, НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности

Основные понятия в соответствии с ТК РФ Статья Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника УКАЗ 597 Профессиональные стандарты от 3 декабря 2012 года 236-ФЗ

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПС ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (2012 г.) Постановление Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (2013 г.) Приказы Минтруда России (2013 г.), утвердившие: -Уровни квалификации в целях разработки проектов ПС -Макет профессионального стандарта ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2015 г.) Постановление Правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения … государственными или муниципальными учреждениями…» -и другие нормативные правовые акты

Полномочия по разработке профессиональных стандартов Минобрнауки России Координация деятельности по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки (приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2013 г. 319 «О рабочей группе по разработке профессиональных стандартов» (утратил силу), приказ Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. 536 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на годы»): - определение профессиональных стандартов, необходимых сфере образования и науки - определение структурных подразделений Минобрнауки России, ответственных за разработку, апробацию и применение соответствующих профессиональных стандартов в сфере образования и науки -направление в Минтруд России рекомендуемого к разработке перечня профессиональных стандартов в сфере образования и науки - рассмотрение представленных Минтрудом России проектам профессиональных стандарта в сфере образования и науки - направление в Минтруд России замечаний и предложений по проектам профессиональных стандарта в сфере образования и науки -учет утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования - определение апробационных площадок и координация мероприятий по апробации утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов в сфере образования и науки - подготовка предложений по внесению изменений в профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России Минтруд России Координирует разработку профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»): -утверждение перечня профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) - разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов - размещение проектов профессиональных стандартов на официальном сайте и направление в ФОИВ - направление в ФОИВ информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта - направление проект профессионального стандарта, информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения ФОИВом в Национальный совет для проведения экспертизы - утверждение профессионального стандарта на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении - внесение сведений о профессиональном стандарте в реестр профессиональных стандартов - направление информации в Минобрнауки России об утвержденных профессиональных стандартах и внесенных в них изменений в течении 10 дней со дня их вступления их в силу для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нормативно закрепленные за ФОИВом полномочия

Что стандартизирует профессиональный стандарт или чем он отличается от квалификационного справочника должностей? НАЗНАЧЕНИЕ ПС УСТРОЙСТВО ПС ПРИМЕНЕНИЕ ПС

План разработки ПС, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от ) Комплексный план мероприятий по разработке ПС, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на гг., п.16, срок исполнения IV кв г.(Распоряжение Правительства РФ от ) Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на профессиональные стандарты Показатели ЕКСД, ЕТКСПС Предмет Должность / профессия Вид профессиональной деятельности Единица описания Должность / профессия Трудовая функция Содержание и характер описания Общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Разработчики Минздравсоцразвития России совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели

Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170 н

Квалификационный уровень - группа квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные Российской (отраслевой) рамкой квалификаций

Уровни Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 1 уровень Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных (простых) заданий, обычно физический труд Применение обыденных (житейских) знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний 2 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность Выполнение ограниченного круга заданий Выбор способа действия по инструкции Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение значительного объема специальных знаний 3 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Выполнение разнообразных заданий Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач Применение значительного объема специальных знаний.

4 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение значительного объема специальных знаний Самостоятельная работа с информацией 5 уровень Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. 6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур. Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий и т.п. Понимание методологических основ деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации 8 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур. Ответственность за результаты деятельности крупных институциональных структур. Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. 9 уровень Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности Ответственность за результаты деятельности в масштабе отрасли, страны, на международном уровне Решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов. Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Управление содержанием информационных потоков.

ПС 21 Работодатели: оценка квалификации, подбор и расстановка педагогов и руководителей образовательных организаций, стимулирование качества труда работников (в т.ч. через «эффективный контракт»), организация подготовки и ПК Органы власти:: формирование и реализация кадровой политики в сфере образования Службы по надзору в образовании : Оценка соответствия педагогов и руководителей требованиям ПС Работники: определение своего профессионального уровня, планирование повышения квалификации и карьерного роста Система непрерывного профессионального образования: формирование и обновление образовательных программ, оценка соответствия подготовки выпускников требованиям ПС Информационно- методическое обеспечение разработки и внедрения ПС Нормативно- методическое обеспечение внедрения ПС Модернизация системы непрерывного образования Применение профессиональных стандартов

Кадровая политика Образовательная деятельность Подбор, отбор и прием на работу специалистов Проведение аттестации работников Организация работ по профессиональной подготовке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию кадров Разработка основных профессиональных образовательных программ Разработка дополнительных профессиональных программ Разработка федеральных государственных образовательных стандартов (образовательных стандартов) профессионального образования Применение профессиональных стандартов в сфере образования

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Состав работников образовательной организации ВО

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования 2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (ч.21, ст. 2, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Педагогические работники относятся к профессорско- преподавательскому составу, замещение должностей которых предшествует избрание по конкурсу. В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, один раз в пять лет проводится их аттестация (ст.49, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Аттестация представляет собой оценку квалификации работника, проводимую работодателем на основании профессиональных стандартов, квалификационных требований, трудовых договоров, должностных инструкций, локальных нормативных актов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. 608 н. Применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

ВО и ДПО: обобщенные трудовые функции Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки и ДПП… Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП … * Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации * Возможные должности Ассистент Преподаватель Ст. преподаватель Доцент Профессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) *К данной ОТФ также относится преподавание по иным программам ВО и ДПП, если соответствующие курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 (7) уровня квалификации (например, ин.язык в аспирантуре, не связанный с его освоением как профессии)

Требования к образованию и обучению Высшее образование – специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Требования к опыту практической работы При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) – опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Стаж научно-педагогической работы не менее трех лет При наличии ученого звания – без предъявления требований к стажу работы Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и(или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности. Ученая степень (звание) (кроме преподавания по образовательным программам в области искусства, физической культуры и спорта)

Трудовые функции Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП. Уровень (подуровень) квалификации Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно- профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДПП. Уровень (подуровень) квалификации Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП. Уровень (подуровень) квалификации Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП. Уровень (подуровень) квалификации 8.1.

Статья 52. Иные работники образовательных организаций 1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно- вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. 2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Акимова Юлия Николаевна Телефон: доб. 272 ; Заведующий кафедрой Социальных и гуманитарных наук Академии Пастухова кандидат психологических наук; доцент по научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством» Спасибо за внимание! Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. ПАСТУХОВА