Виды сложных предложений. Бессоюзное сложное предложение. Разделительные знаки препинания в БСП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Advertisements

Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
Бессоюзные сложные предложения Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс 900igr.net.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Учитель физики высшей категории Корчина Наталья Николаевна Краснодар 2010.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Сочинение на лингвистическую тему по цитате Л.Т.Григорян о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе.
Тема 2 урока: «Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.» Технология: развитие критического развития через чтение и письмо. Тип урока: работа.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Цели урока: 1.Закреплять умения: а)видеть структуру сложного предложения; б)различать виды придаточных; в)правильно расставлять знаки препинания, составлять.
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
1.Какую часть речи в главном предложении обычно поясняют придаточные определительные? 2. Назовите 3 способа, с помощью которых придаточные изъяснительные.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Транксрипт:

Виды сложных предложений. Бессоюзное сложное предложение. Разделительные знаки препинания в БСП.

Цель урока: диагностика освоения способов действия – постановки знаков препинания в БСП.

Задачи урока: Обучающие: а ) выявление уровня освоения постановки знаков препинания в БСП, б) выявление правильного интонирования и определения стилистической функции БСП, в) формирование навыков анализа предложения и текста, г) проверка овладения действиями самоконтроля и самопроверки.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать умения пользоваться теоретическим материалом на практике, развитие знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять, развитие пунктуационной зоркости, развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности.

Воспитательные: а) воспитание любви к чтению на примере художественных текстов великого классика А. С. Пушкина, б) воспитание бережного отношения к родному языку, в) создание условий для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать.

План проведения урока – практикума 1. Организация начала занятия. 2. Подготовка к основному этапу занятия: сообщение темы, цели и задач урока, эпиграфа. 3. Вход в тему урока. Синтаксическая разминка. а) устный опрос и анализ предложений, б) фронтальный опрос-вывод, в) рассказ о знаках препинания в БСП. 4. Тренинг по пунктуации в БСП: а) проверка домашнего задания (задание 1), б) письмо по памяти (задание 2), в) коллективная исследовательская работа (задание 3), г) групповое исследование (задания 4, 5), д) комплексная работа с текстом, е) самостоятельная работа учащихся, ж) выполнение практических заданий с диска (знаки препинания в БСП). 5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 6. Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.

В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему, природному. Вольтер Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой.

Диагностический лист (контроль и самооценка знаний, умений и навыков по теме «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»). Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить Оценка Знание теоретического материала Умение определять смысловые отношения в БСП Умение конструировать БСП Умение находить БСП в тексте Умение решать нестандартные лингвистические задачи

Вход в тему. Синтаксическая пятиминутка. 1.Устный опрос и анализ предложений. Цель: а) вспомнить классификацию сложных предложений, их отличительные признаки (по таблице учебника «Русский язык. 9 класс» (стр.21); б) показать умение определять типы предложений по строению, умение аргументировать свой ответ; в) формирование правильного чтения сложных предложений.

Анализ предложений. Мы должны понять что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. Самое обычное и частое проявление вежливости – это приветствие и оно не должно быть ни преувеличенно учтивым, ни безразличным. Воспитанный человек всегда вежлив, доброжелателен по отношению к окружающим людям ему присуща тактичность.

Ф ронтальный опрос 1. Вспомните классификацию сложных предложений. По таблице (стр.21 учебника) составьте устное грамматическое сочинение. 2. Чем сложноподчинённое предложение по строению отличается от сложносочинённого? 3. Какое предложение мы называем бессоюзным сложным? 4. Чем соединяются и как отделяются простые предложения в составе БСП? 5. Расскажите о знаках препинания в БСП.

Тренинг по пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Задание 1. Прочитайте выписанные вами из произведений А.С. Пушкина бессоюзные сложные предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, поставьте знаки препинания, аргументируйте свой ответ.

1.Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. А. С. Пушкин «Евгений Онегин») 2. Полки ряды свои сомкнули, В кустах рассыпались стрелки, Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки. (А. С. Пушкин «Полтавский бой») 3.В сени вышел царь-отец, Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4. И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. (Пушкин «Сказка о царе Салтане») 5. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. (Пушкин «Сказка о царе Салтане») 6. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. (Пушкин «Я помню чудное мгновенье»)

7. В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. (А. С. Пушкин «Птичка») 8. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (Пушкин «Зимняя дорога»)

10. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся он главою непокорной Александрийского столпа. (Пушкин «Памятник») 11. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. (Пушкин «Стансы») 12.Мой милый друг, не мучь меня, молю: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как тяжко я страдаю. («Простишь ли мне ревнивые мечты…» )

Задание 2 Письмо по памяти. Цель: - формирование умения правильно ставить знаки препинания в БСП, - выход на проблемную ситуацию: какой знак поставить в БСП, как поступить в подобных ситуациях? Продолжите стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Унылая пора! Очей очарованье!

Задание 3 Коллективная исследовательская работа. Перед вами лингвистическая задача: попробуйте представить себя в роли учёного лингвиста. Перед вами проблемная ситуация – решите её. В полном собрании сочинения А. С. Пушкина(1964 г) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так: Он знак подаст – и все хохочут; Он пьёт – все пьют и все кричат; Он засмеётся – все хохочут; Нахмурит брови – все молчат. В трёхтомнике 1989 года вместо тире стоят двоеточия. Какой ответ верен? Докажите, можно ли оспорить знаки препинания одного из вариантов, зная особенности БСП.

Вывод: хотя один из знаков препинания спорен, мы имеем право, поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении должны быть поставлены с учётом смысловых отношений между частями БСП в соответствии с современными правилами пунктуации. Это будет правильный выбор.

Задание 4. Индивидуальное исследование предложений (1 группа) Какой знак препинания вы поставили бы в каждом предложении в соответствии с современными правилами пунктуации? Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП.

1. Вот утро встали все давно, Моей Татьяне всё равно. 2. Но день протёк, и нет ответа. Другой настал всё нет, как нет. 3. Делать было нечего Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец. 4. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

Задание 5 Групповое исследование (2 группа) Вопрос исследования: Какими знаками препинания чаще всего пользовался А. С. Пушкин, основоположник русского языка?

Задание 6 Комплексная работа с текстом. Цель: формирование умения находить (видеть) бессоюзные сложные предложения в тексте.

Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею. Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка. Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.

Задания: 1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила? 2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение. 3.Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста. 4. Определите тему текста. 5. В первом предложения текста найдите страдательное причастие. 6. Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение? 7. Легко ли читать без знаков препинания?

Самостоятельная работа учащихся. Цель: формирование умения указывать правильное объяснение постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении и умения видеть среди указанных предложений БСП (итоговая государственная аттестация, задание А25 – 11 класс и В13 – 9 класс).

Самостоятельная работа (1 вариант). А25. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении. 1.Правду говорить - никому не угодить. 1). Вторая часть бессоюзного предложения противопоставляется первой. 2). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3). Тире ставится между подлежащим и сказуемым. 4). Первая часть бессоюзного предложения содержит указание на условие, при котором совершается действие второй части. 2. Будешь книги читать – будешь всё знать. 3. Труд человека кормит – лень портит. 4. Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку – та бежать. 5. Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась. 6.Журналист пишет интересные статьи – фельетоны у него не получаются. 7. Скажешь слово – добавят десять. 8. Часы – нужная вещь. 9. Болтать – только время терять.

Самостоятельная работа (2 вариант). А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы. 1). Вторая часть бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 3). Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 5). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2.Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют. 3. Скажи поколениям иного века: пусть никогда человек в человека ни разу не выстрелит на земле! 4.Поступок важен в жизни каждого человека: по поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности, ответственности. 5. Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения? Эту особенность БСП вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя БСП, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис: Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок? Что вы вынесли из него? Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? А) знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Б)Ах, как я устал от этой суеты. В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Г) Готовиться к экзамену не так-то просто.