Уравнения и методы их решения Над проектом работали: Маслов Андрей Мулярчук Екатерина Фадеенко Виктор МКОУ СО ш с Красное 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы решения тригонометрических уравнений Разработала: Наркевич Тамара Анатольевна учитель математики, высшей кв.категории Учебно-воспитательный комплекс.
Advertisements

Тригонометрические уравнения и методы их решений.
Y=log 2x-1 (x 2 - 2x-7) L o g l o g 2 2 x x x = c o s 3 0 x Логарифмические и показательные уравнения Методы решения.
Логарифмические уравнения. Это важно знать! Логарифмическим уравнением называют уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма Например: log 2.
Решение логарифмических уравнений учитель : МОУСОШ 17 г. Краснодара Аблёзгова Наталия Александровна.
Урок по теме: «Способы решения смешанных уравнений» 11 класс Учитель Зеленина О.Д.
Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
Методы решения уравнений 10 класс ( Методы решения тригонометрических уравнений 10 класс Учитель математики Пуляева Т.М.
Нет ли ошибки? Разложить на множители Урок обобщения по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
МОУ лицей 1 г. Комсомольск –на - Амуре Учитель математики: О.С. Чупрова 2007 г.
Способы решения тригонометрических уравнений. Содержание I.ВведениеВведение II.Способы решения: 1) Замена переменнойЗамена переменной 2) Решение однородных.
Решение логарифмических уравнений «Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться». Н.Д. Зелинский.
Работу выполнила ученица 11 Е класса Николаева Елена.
Масыгина Ирина Александровна, преподаватель математики бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический.
ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ Боурош Руслана Николаевна МОУ СОШ 26 г.Орехово-Зуево.
Методическая разработка учащихся 10 класса МОУ «Бельская СОШ» г. Белого Тверской области.
Ребята, мы с вами изучили уже арксинуса, арккосинус, арктангенс и арккотангенс. Теперь давайте посмотрим на тригонометрические уравнения в общем. Тригонометрические.
Тригонометрические уравнения и неравенства Обобщающий урок Алгебра-10 Шабанова Галина Николаевна, учитель математики МОУ «Егорьевская СОШ» Егорьевский.
Методы решения тригонометрических уравнений Метод замены переменной Этот метод хорошо известен, он часто применяется при решении различных уравнений. Покажем.
Транксрипт:

Уравнения и методы их решения Над проектом работали: Маслов Андрей Мулярчук Екатерина Фадеенко Виктор МКОУ СО ш с Красное 2014

Показательные уравнения Опред.: Уравнение вида a х =b, называется показательным

Методы решения: Приведение к одному основанию Разложение левой части уравнения на множители (выносим степень с наименьшим показателем) Замена переменной, приведение к квадратному (подстановка) Деление левой и правой частей уравнения на степень

Приведение к одному основанию: 2 3 х · 3 х =576 (2³) х · 3 х =576 8 х ·3 х = х =24²=>х=2

Разложение левой части уравнения на множители: 3 х · 3 х-2 =25 3 х-2 (3³-2)=25 3 х-2 · 25=25 |:25 3 х-2 = 1 3 х-2 = 3 0 =>х-2=0 х=2

Замена переменной, приведение к квадратному: 9 х – 4 · 3 х – 45=0 3 2 х – 4 ·3 х -45=0 3 х =t=>t²-4t-45=0 t 1 +t 2 =4 t 1 =9 t 1 +t 2 =45 t 2 =-5 п.к. 3 х =9 3 х =3²=>х=2

Деление левой и правой частей уравнения на степень: 3 х = 5 2 х 3 х = 25 х |÷3 х 1= 25 х 3 25 º 25 х =>x=0 3 3

Примеры для самопроверки: 1 0,5 х-1 9; 7 · 5 х – 5 х +1 = 2 · 5 -3 ; 27 2 х² + 14 · 2 х +1 – 29=0; 7 х +6 · 3 х +6 =7 3 х ·3 3 х

Типовые задания ЕГЭ: 1. Решить уравнение: 5 х =125; 2. Решить уравнение: 1 0,1 х-1 _ 16; 32 ¯ 3. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 3 х²+х-12 = 1;

4. Решить уравнение: 3 х ·3 х-2 =25; 5. Решить уравнение: 3 2 х – 4 ·3 х – 45=0; 6. Решить уравнение: 3 2 х-1 – 2 2 х-1 = 0; 7. Решить уравнение: 3 2 х+5 – 2 2 х х х+4 = 0;

8. Найти промежуток, которому принадлежат все решения уравнения: 3 · 16 х + 2 · 81 х =5 · 36 х ; 9. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 5 2 х – 4 · 5 х – 5 = 0; 10. Решить уравнение: 3 Sin²x + 3 Cos²x = 4

В4. Найти модуль разности корней: 4 х-х² · 2 х-1-х² = 0; В5. Решить уравнение: 2 3 х-1 · 5 3 х-1 = 100; В6. Решить уравнение: 3 · 2 х 4 х 2 = 12 х ; В7. Решить уравнение: 32 х+3 · 3 3 х+1 · 625 х+2 = 600 х+7 ;

Тригонометрические уравнения

I) Уравнения Cosx=a, a [-1; 1] а) Cosx=a, а(0; 1) X=аrccosa +2 n, n б)Cosx=a, a (-1;0) X=(-arccosa) +2 Cosx=0Cosx=-1, X=+2 n X=+2 Cosx=1 X=2

Например. Cosx=, X=+ 2 X=+2 Cosx=- -,(-1; 0) X=(-arccos)+2k, k X= -) + 2k, k X= +2k, kZ

II) Уравнения sinx=a, a 1; 1] Sinx=a, a (0; 1) X= (-1) n arcsina +n, n Z Sinx=a, a (-1;0) X= (-1) n+1 arcsina+ n, nZ Sinx= 0 X=n, nZ Sinx= 1 X=+2K, kZ Sinx= -1 X= -+ 2 n, n

Например. Sinx=,(0; 1) X= (-1) n arcsin +nZ X= (-1) n +Z Sinx= -, - (-1; 0) X=(-1) n+1 arcsin +Z X=(-1) n+1 +n, nZ

III) Уравнения tgx=a, a tgx=a, a 0 x=arctga +Z tgx= -a, a x= -arctga +n, n Z

Например. tgx=,[0;) x=arctg x=+Z tgx= -, -(-; 0) x= -arctg + n, nZ x= -+Z

Методы решения тригонометрических уравнений. 1)Уравнения, сводящиеся к квадратным а) Sin 2 x + sinx – 2=0 Sinx=t, t [-1;1] t 2 +t-2=0 t 1 =1, t 2 =-2-п.к так -1; 1 ] как -2 sinx=1, x= + 2

2. разложение левой части на множители Cosx=cos3x Cosx-cos3x=0 -2sin2xsin(-x) =0 Sin2x=0 или sinx=0 x= 2x= X=X= n,

3. однородное уравнение 1-ой степени asinx+bcosx=0 Решается делением на cosx0 0 += 0 sinx+cosx=0 |:cosx atgx+b=0 x=-arctg+ tgx+1=0 tgx=-1 + x=-arctg1n, nZ x=-+

4. однородное уравнение 2-ой степени asin2x+bsinxcosx+ccos 2 x=0 asin 2 x+bsinxcosx+ccos 2 x=0|:cos 2 x0 atg 2 x+btgx+c=0 tgx=t, at 2 +bt+c=0 Д=b 2 -4ac t 1,2 = tgx= x 1 =arctg() + n x 2 = arctg() +n 3sin 2 x-7sinxcosx+2cos 2 x=0|:cos 2 x0 3tg 2 x-7tgx+2=0 tgx=t, 3t 2 -7t+2=0 Д= b 2 -4ac=25, Д t 1,2 = tgx=2tgx= x=arctg2+ x=arctg+ k, kZ

5. Уравнение вида asinx+bcosx=c asinx+bcosx=c Sinx +cosx= =cos =sin Cos+ sincosx= Sin (+ x) = X= (-1) n arcsin- + z n, n Sinx-cosx=1 = sinx –cosx= Sin( - x )= X -= (-1) n +, n Z X= (-1) n + +

Уравнения для самостоятельной работы! Базовый уровень Sinx= Cosx=- tgx= 1+sin()=0 Sin 2 x= Sinx+cosx=0 2cos(2x-)= Sin(x-)=0 +1=0 tgx-1=0

Повышенный уровень 2sin 2 x+3sinxcosx-2cos 2 x=0 =0 3sinx+4cosx=10 Sinx-sin2x+sin3x-sin4x=0 Cosx+cos= Sin3x-sin9x=0 tg(3x+60 0 )= ctg( -1)sin(-1)ctgx=0 4sincos= - Sinx-cosx=4sinxcos2x

Трудные задания Cos 2 x+cos 2 2x+cos 2 3x+cos 2 4x=2 (cos6x-1)ctg3x=sin3x Cos(x+)+sin2x=-2 Cos 2 x+|cosx|sinx=0 Cos 2 x+sin 2 2x+cos 2 3x= (cos2x + 3 sinx-4)=0 =0 cosx+2sinx)=1 -1=4sinx + ctgxtg=0

Трудные задания cosx-cos3x+2=0 удовлетворяющие условие: |x+|x+| +2cosx=0 =0, удовлетворяющие условию |x| –= -4 + =8

Уравнение с модулем Определение: a a

Методы решений. По определению модуля: |x+1|=3 = и = = =>x=-4

метод интервалов: |x+1| + |x-1| + |x+10|=12 1.найдём корни под модульных выражений: X=-1 x=1 x=-10 2.нанесём корни на числовую ось

метод интервалов: 3. = = x=x=посторонний корень = = =

метод интервалов: = = = x=x= – посторонний корень Ответ:x 1 =-2 x 2 =0

Базовый уровень 1.|x+3|=12 2. x+5=|x| 3. |x-15|=25x 4.|2x|=100 5.|x-40|=80 6.|x|=5 7. |x|=3x |3x-9|=1

Повышенный уровень 1.| - – 5 = 2.|x 2 -5x+6|=x+1 3.|x-3|+2|x+1|=4 4.|5-2x|+|x+3|=2-3x 5.=|x|+2 6. x|x|+7x+12=0 7. x 2 -5x - 8. x 2 -|3x-5|=5|x| 9. |x+5|=|2x-3-x 2 | 10. 3|2x 2 +4x+1|=|x 2 +5x+1| 11.|2x-y-3|+|x+5y-7|=0

При решение логарифмических уравнений применяют, такие преобразования, которые не приводят к потери корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней путем подстановок и их в исходное уравнение обязательно, если нет уверенности в равносильности уравнений. Проверку найденных корней можно заменить нахождением области определения уравнений. Тогда корнями уравнения, будут те числа, которые принадлежат этой области.

логарифмических Методы решения уравнений.

1)Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма. (2x+1)=2 2x+1 = 2x+1=9 X =4 ( 2×4+1)= Проверка 9=2 Ответ:х=4

2)Метод приведения логарифмических уравнений к квадратному. (+1)=2 ОДЗ: == X По определению логарифма (x+1=2+1 +2x+1=+1 -2x=0 =0=2 Ответ: х=2

3) Метод потенцирования ) ОДЗ = = =0 Применяя метод потенцирования, получили Х=6- +х-6=0 =2, =-3 –п.к Ответ:х=2

4)Метод приведения логарифмов к одному основанию. Используя формулу =2n f(x) f(x) Где а,а 1,nz.z. =2n ||,где a, a. ОДЗ: x-6=0 + =-5 =-6

5)Метод логарифмирования ОДЗ: = =x = = 1+, X=3 ОД З

Решить уравнение показательные по образцу. -6 =4 ОДЗ: = = Ответ: Х =1 )= ОДЗ: р.м.п У= У=0= Д=4+24=28 = х 1- ; ;

=6+2 х- = Ответ:х=-1,х=2 1) =0 2) 3)

Решить логарифмические уравнения, упростив правую часть. 1) 2) 3) 4)

Решить уравнение по образцу 2 Х=0 ОДЗ, х= Ответ: х=

Решите уравнения, приведя к логарифмам с одинаковыми основаниями. 1. lg (x+2) )=0 3 ) +log 3 (-x-1)=0 2 +x-5)+ =log 3 -log 4 =-9

Решить уравнения 1. X log 3 x-3= 1.0,1x1+lgx=1 1.Xlog4x=23(log4x+3)=0 1.log3x-log3(x+8)=-log3(x+3) 1.log2(x+1)+log2(x+2)=1 1.2log4(4-x)=4-log2(-2-x) 1.log2(x+1)=1+2log2x 1.lg(x+)-lg(x-)=lg(x+6)-lgx 1. log 2 -1=log 2 1.5x 2 -8x+5=0 1.Log2 (24-x-2x+7)=3-x 1.2log 2 (1-)=3log 2 (2+)+12 4log 7 (() 0,75 ) = 1. X 2log 2 x +3 -6= log2(5-log0,2125)x2-x=0 1. Log Log2(log5x)=1 2 +7=0 1.Lg2(x+1)=lg(x+1)lg(x-1)+2lg2(x-1) 1.3log2x2-log22(-x)=5 1. log x log 2 5 x=-1 1. log 3 |x+8|+log 3 x 4 =2

Решить уравнение 1.Log3x+7(9+12x+4x2)+log2x+3(6x2+23x+21)=4 1.log(100x 3 )lg=8 1. log 6 (x+5)+log6x 2 =1 = 1. Log 3 (x+2)(5x)-log 3 1.Log4log2x+log2log4x=2 -log 7 7= 1.4-log 2 4=log 7 7x 1.lg+lg 1.log23x+ log2x3+3log3x+3logx3=2 1.2log3xlog2x+2log3x-log2x-1=0

Метод монотонности функций. Теорема 1. Если одна из функций возрастает, а другая убывает на промежутке, то уравнение f(x)=g(x) имеет не более одного корня. Теорема 2. Если одна функция возрастает (убывает), а вторая принимает постоянные значения на некотором промежутке, то уравнение имеет не более одного корня.

Алгоритм решения уравнения методом использования монотонности. 1. Иследовать на монотонность функции f(x) и g(x) в О.О.У 2. Если выполняются условия теоремы f(x) и g(x) и удается подобрать удовлетворяющие уравнению f(x)=g(x), то -единственный корень этого уравнения, ()-функция возрастает т.к возрастает и возрастает и в правой части уравнения постоянная функция, то уравнения имеет один корень. 9+16=25 25=25

,возрастает функция и-возрастающая и ()-возрастающая функция,в правой части постоянная функция. Х=1, 6- 4 Х=2, Х=3, =152

Х=1,+ Х=4, - -функция убывает, а-возрастает, теорему не применять Ф.М.У а=а= У=х-4,а=1 прямая направлена Применяем теорему: уравнений имеет один корень Х=3, -1=-1, Х =3

Уравнение с завуалированным обратным числом. () x +() x =8 (4+)=16-16=1=4+=t t () =1=4-= t+ =8| t t2-8t+1=0 д=b2-4ac=64-4=60 t 1,2 = ==4 ( ) x =(4+) ( ) x =(4-) =1 = -1 X=2 x= -2

Например! 1) () x + () x =6 1)() x + ( ) x =10

Используемая литература С.М.Никольский- алгебра класс Ш.А.Алимов и др- алгебра класс Справочник по математике 5-11 класс Т.С. Кармакова -элективный курс «Методы решения нестандартных уравнений»