Выполнила студентка группы ИГс – 301 Кулиш Евгения
В глобальном смысле для эффективного повышения экологической безопасности необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса. По этой причине особая роль отводится экологическому образованию.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры. Поэтому основная цель экологического образования – формирование ответственного отношения к природе.
В структуре процесса экологического образования выделяют: экологическое образование; экологическое воспитание; экологическое просвещение.
Конфуций Лао - Цзы Демокрит Сократ
Чарлз Ро́берт Да́рвин - английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Ему также принадлежит одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека.
Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель – немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов «питекантроп», «филогенез», «онтогенез» и «экология».
Андре́й Никола́евич Беке́тов Андре́й Никола́евич Беке́тов – русский ботаник, педагог, организатор и популяризатор науки, общественный деятель. Основоположник географии растительности в России. Климент Арка́дьевич Тимиря́зев Климент Арка́дьевич Тимиря́зев – русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, один из первых в России пропагандистов идей Дарвина об эволюции, популяризатор и историк науки.
В 20–30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, направленных на формирование познавательных и практических умений экологического характера у школьников по охране окружающей среды. В 30-е годы природоохранные знания включены в учебные программы по биологии и географии. В 40-х принят ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования в целях улучшения методов работы по изучению природы, разумного и бережного отношения к ней. В 50–60-е годы природоохранное просвещение и воспитание среди молодежи возрастает во всем мире, в т.ч. и в нашей стране; во всех республиках СССР принимается ряд законов об охране природы. В 70–80-е годы особое внимание выделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы. Разработка программ факультативных курсов по охране природы позволила вывести экологическое образование на качественно новый этап.
Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1997 г.) в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования»
Принципы построения системы экологического образования принцип непрерывности; принцип единства познания – переживания – действия; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др.
Основные компоненты экологического образования познавательный – основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный – ценностные ориентировки о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный – основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный – виды и способы деятельности, позволяющие сформировать познавательные и практические навыки по охране окружающей среды.
На этапе начального общего образования необходимо: сформировать основные представления о взаимосвязях человека и окружающей среды освоить элементарные нормы поведения в окружающей среде и необходимость ее охраны закрепить основы экологической культуры и целостного представления о природе.
На уровне средней школы следует добиваться привития экологической культуры, как элемента разумного потребления и реальной деятельности на основе знания опасности потери природной средой пригодных для жизни качеств. Поэтому главная роль отводится задачам по экологии, играм, а также практическому общению с природой. Цель воспитания на этом этапе – формирование позитивного отношения к окружающей среде.
В старших классах закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношении к природе. Здесь формируется современное мировоззрение, проявляющееся в ответственном поведении, основанном на убеждении в необходимости охраны природной среды. Необходимо донести идею единства природы и общества, а охрану природы рассматривать как часть общей культуры человека.
Эмоциональный, художественный, образный подход к душе человека - обязательный элемент всей системы экологического образования, просвещения и воспитания. Таким образом, сегодня экологическое образование становится важным фактором реформирования и модернизации российского образования в целом.
Список использованной литературы: Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», с. ISBN евич_(ботаник) евич_(ботаник) адьевич адьевич _и_экологическое_образование _и_экологическое_образование