Техника речи педагога Направление: Педагогическое образование Уровень образования: бакалавриат Профильная направленность: Дошкольное образование. Начальное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Advertisements

Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Пронина И. А., зам. зав. ВМР МДОУ 18. чёткая артикуляция звуков родного языка правильное произношение правильное речевое дыхание умение использовать достаточную.
На что обратить внимание Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад 62 комбинированного вида» Педагогический совет 2 «Формирование звуковой.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Семинар для родителей Условия нормативного произношения звуков. Речевой слух. Речевое дыхание. Артикуляция.
Консультация для педагогов ДОУ. Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении ( ДОУ ). Профессиональные.
Г.Б. Вершинина1 Голос ритора Вопросы 1.Общая характеристика голоса как основного средства выразительности говорения. Голосообразующий аппарат. 2.Причины.
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
Подготовила: директор МКОУ УМОЦ, учитель-логопед Григорьева Н.В. ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА.
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Источники звука. Звуковые колебания. Мир окружающих нас звуков – голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание.
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Педагогический портфолио Бушуевой Ирины Николаевны.
«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей». Подготовили: учитель-логопед Тихонова Н.В. Воспитатель Щурина Е.Н.
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Разобрать звук как явление. Разобрать звук как явление. Изучить все свойства звука. Изучить все свойства звука.
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «ТУРОЧАКСКАЯ СОШ» БОЧАРОВА Н.Н. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «ТУРОЧАКСКАЯ СОШ» ЛАПШИНА.
ГКОУ СКОШИ I-II вида г. Улан-Удэ Методическая разработка «Работа над речевым дыханием у детей с нарушениями слуха и речи» Учитель-дефектолог Убеева Татьяна.
Презентация выполнена ученицей 5 «В» класса МОУ «Петуховская СОШ 1» Волосниковой Оксаной.
Транксрипт:

Техника речи педагога Направление: Педагогическое образование Уровень образования: бакалавриат Профильная направленность: Дошкольное образование. Начальное образование группы 108 Преподаватель – Чепуренко Анна Анатольевна ПРЕЗЕНТАЦИЯ по предмету « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» ЯНВАРЬ 2017

Терминологический словарь 2

3

Техника речи педагога 4 Речевое дыхание Голос Дикция (артикуляция) Интонация Нижний отдел речевого аппарата: Средний отдел речевого аппарата: Верхний отдел речевого аппарата: Речевой аппарат Дыхат-е органы (легки, бронхи, трахея). Здесь возникает воздушная струя Гортань (хрящи и голосовые связки). Образуется голос у гласных и звонких согласных. Необр-ся у глухих согл. Надставная труба полости рта и носа. Образуютсся резонаторные тоны, в полости рта возн-ют шумы.

Строение речевого аппарата. Анатомо – физиологические механизмы речи Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Строение речевого аппарата: 1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. 2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного (нижний отдел речевого аппарата), голосового (средний отдел речевого аппарата) и артикуляционного (верхний отдел речевого аппарата). 5

Речевой аппарат человека (упрощенный) Как и все, созданное природой, речевые органы человека отличаются совершенством. С их помощью человек может не только говорить и петь, но и подражать звукам, издаваемым различными животными. Схема речевого аппарата «Двигателем» этой системы, необходимым для ее функционирования, являются легкие. При выдохе воздух из легких поступает через трахею в гортань, а затем в ротовую и носовую полость.

Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен полостью pтa, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом. Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. Все случаи, когда голос приобретает носовой оттенок, называются открытой назализацией. Если носовой оттенок голоса отсутствует при произнесении носовых звуков (Н, М), говорят о закрытой назализации. Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть и мышцы шеи. Язык представляет собой массивную мышцу, которая не имеет сухожилий. В нем можно выделить функционально большое количество мышечных групп, которые анатомически не обособлены, но осуществляют в процессе речи разные задачи. Например, кончик языка, боковые мышцы, мышцы спинки языка, мышцы корня и т.д. Можно выделить функционально отдельные волокна, которые выполняют свою особую роль в произнесении звука. При произнесении отдельного речевого звука часть мышечного волокна может быть напряжена, а другая часть расслаблена. Напряжение артикуляторной мышцы в процессе устной речи связано не только с конкретной работой по произнесению отдельного звука. Оно несет на себе влияние остаточного напряжения от произнесения предыдущего звука, а также подготовительное напряжение, связанное с произнесением последующего звука, которые входят в состав слова.

ДЫХАНИЕ 8

9

10

11 Нужно помнить, что для правильной постановки дыхания большое значение имеет организация выдоха, так как именно на нем возникают звуки. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Есть специальные упражнения, которые развивают и укрепляют диафрагму, брюшные и межреберные мышцы, увеличивают объем легких. Все это позволяет сделать выдох намного длиннее обычного и добиться сильного и одновременно экономного прохождения воздуха через голосовые связки. Ритм речевого дыхания учителя должен резко отличаться от привычного, бытового. В профессиональной речи вдох в раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций и каждая из них будет полновесной, а, следовательно, каждое слово – полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха учителю необходимо тренировать специально. При этом нет необходимости увеличивать объем выдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции, делать добор дыхания в процессе речи, помогающий учителю быстро научиться энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Для развития активности речевого дыхания существуют специальные упражнения: Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких (развитие смешанного диафрагмально-реберного дыхания). 2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох. 3. Организованный выдох, фокусировка его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ. Только отработав эти элементы можно переходить к следующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание. Важнейшей особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно, в соответствии со стоящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Отработав и закрепив навыки фонационного дыхания, учитель может переходить к постановке фонационного голоса.

Примеры упражнение по отработке диафрагмально- реберного типа дыхания: 13 Упражнение 1. «Сосчитай Егорок». Используя указанный выше тип дыхания произнесите на одном вы­дохе, считая порядковые номера до тридцати трех и называя имя: Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки – один Егорка, два Егорки, три Егорки,.... тридцать три Егорки. Упражнение 2. а) определение собственного вида дыхания (образец определения дает преподаватель); б) «Проколотый мяч» - плавный выдох, не ослабляющийся до его конца; в) «Звукоподражание» - вспомните и воспроизведите различные звуки природы и в жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т.п.

Голос в нормальных условиях его развития это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. «ГОЛОС проводник мысли, а дыхание - та сила, без которой голос никогда не зазвучит.» (К. Куракина.) 14 ГОЛОС

15 Схема прохождения воздуха при образовании голоса Как видите, на выходе из гортани поток воздуха может раздваиваться, поступая одновременно в носовую и ротовую полость. Органы, расположенные в ротовой полости, наряду с голосовыми связками, играют решающую роль в формировании звуков. Что же касается носовой полости, то она служит резонатором, усиливая колебания определенных частот.

Голосовые связки Колебания голосовых связок, расположенных на входе в гортань, наполняет речь человека голосом (мелодичным или не очень, это у кого как). Голосовые связки не работают, когда человек говорит шепотом. При повреждении голосовых связок в результате болезни или травмы человек способен только шептать. К счастью, специально для этого случая были придуманы электронные устройства с излучателем звука, который прикладывается к горлу и добавляет к шепоту голос. Нельзя сказать, чтобы результаты были потрясающими, так как голос получается тихий и слова бывает трудно разобрать, однако это лучше, чем ничего. В зависимости от того, какие звуки и как произносит человек, может работать либо одна из полостей, либо обе полости. Носовые звуки произносятся при закрытом рте. Что же касается остальных звуков, то в их формировании принимают участие как носовая, так и ротовая полость. В самом деле, при насморке голос человека заметно изменяется он начинает говорить «в нос». Из этого следует, что в формировании речи активно участвует и полость рта, и носовая полость. 16

Фонационный отдел периферического речевого аппарата Анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны. Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок. Окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и даже психическое состояние индивидуума в самом широком смысле слова. В голосовом диапазоне существуют тембровые различия, которые по аналогии с музыкальными инструментами носят название голосовых регистров. В человеческом голосе различают три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).

Акустические свойства звуков (голоса) 18 Звук голоса колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Высота звука субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи. Сила голоса, его энергия, мощность определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и из­ меряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебатель­ных движений, тем сильнее звучит голос. Тембр, или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Резонанс резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фо­нации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, воз­никающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. Выделяют два резонатора основной и грудной. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и на­чинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается приды­хательной атакой; 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдо­ха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осу­ществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Акустические свойства звуков (голоса) 19 Гласные и согласные, их акустические и артикуляционные различия: 1. Звуки речи делятся на гласные и согласные. 2. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках. Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными: 20 Акустическое различие звуков Характеризуются

Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). 21 Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы. Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

22 Несмотря на то, что на сегодняшний день в педагогической работе всё шире используются технические средства обучения, живое слово педагога продолжает оставаться главным в учебном процессе, обеспечивая выполнение задач воспитания и обучения подрастающего поколения. О том, что вся педагогическая деятельность связана с активным использованием голосового аппарата подтверждают и данные хронометрических исследований, утверждающие, что 50% своего рабочего времени педагог активно использует свой голосо-речевой аппарат. Основными функциями голоса учителя являются: координирующая, воздейственная и информационная. Именно своим голосом учитель организует и координирует предметную деятельность, сообщает необходимую информацию, воздействуя на рациональную, эмоциональную и волевую сферы учащихся. Рассмотрим подробней значение голоса в рамках каждой из перечисленных задач. Первая функция голоса - передача знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между особенностями голоса учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Именно голос учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости качества голоса учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогического голоса: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Педагогической задачей учителя при изложении нового материала является не только передача школьникам знаний, а и формирование у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. С презентацией знаний тесно связана и другая функция – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогический голос должен, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операции: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, которую надо учитывать, продумывая не только содержание речи, а и её темп, ритм. Следующая функция – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это – ведущая функция, так как она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель –ученик», «учитель – ученики», в значительной мере определяет педагогический успех. Дети должны «слышать», что сказал педагог: «требует он или просит, смеется или шутит, наказывает или предупреждает, советует или запрещает, восторгается или ободряет, радуется или огорчается, гневается или журит, возмущается или удивляется, страдает или стыдится, призывает или размышляет... Владея этим тончайшим инструментом – искусством звучащего слова, педагогу легче овладеть детским сознанием», – говорил Б. Лихачев [1, с.233]. Профессионально значимые качества голоса учителя

23 Большой интерес представляет выделение качеств голоса необходимых для продуктивной педагогической деятельности, среди которых: - высокий уровень громкости – голосовой «запас прочности», который позволяет учителя в любой ситуации быть услышанным; - большой динамический диапазон – ряд градаций силы и громкости голоса, которые могут быть воспроизведены данным голосом; - широкий высотный диапазон – повышения и понижения голоса, обеспечивающие разнообразную мелодику речи; - широкий тембральный диапазон – это разнообразие тембров, звуковая палитра голоса, определённый набор специфически звучащих вариантов. - благозвучность – чистота звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т.п.); - полётность – способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего; - помехоустойчивость – способность голоса противостоять внешним звуковым помехам; - адаптивность – способность голоса точно подстраиваться к данным акустическим условиям: в зависимости от величины и формы помещения, где приходиться говорить педагогу, его гулкости или заглушенности, количественного состава и пространственного расположения слушателей – с помощью соответствующих вариаций тембра, высоты, громкости и других параметров обеспечивающих комфортное восприятие речи; - суггестивность – способность голоса воздействовать на эмоции и поведение слушателей независимо от смысла произнесённые слов; - гибкость, подвижность (манёвренность) голоса – способность голоса по воле говорящего быстро и непринуждённо переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой; - устойчивость – потенциальна стабильность высоты, громкости и тембра, независимо от длительности произносимых звуков; - выносливость (неутомляемость) – качество профессионального (педагогического) голоса, характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппарата, и позволяющее выдерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологических последствий с сохранением тембральных, динамических и высотных параметров [2].

ГОЛОС УЧИТЕЛЯ 24

Поставленный голос является важнейшим требованием педагогической техники. Голос учителя должен быть сильным, звучным, гибким, с широким диапазоном и приятным тембром. Все эти особенности голоса педагога зависят от механизма дыхания и голосового аппарата человека, который включает в себя три раздела: – энергетический (брюшные мышцы, диафрагма, легкие, межреберные и ключичные мышцы); – генеративный (горло, голосовые связки); – резонаторный отдел (носоглотка, ротовая полость, зубы и губы человека). Для обеспечения качественной техники речи этот аппарат должен быть здоровым, без недостатков и изъянов, достаточно хорошо развит. В частности, имеется ввиду хорошо развитые и разработанные мышцы, которые участвуют в его работе, большой объем легких, эластичные и крепкие голосовые связки, отсутствие хронических заболеваний или врожденных недостатков горла, носа, ротовой полости.

Гигиена голоса учителя Неумелое использование голосового аппарата может констатироваться буквально с первых слов, произносимых учителем, которые произносятся на «остаточном дыхании». Если выдох укорочен, не хватает воздуха для произнесения даже словосочетаний, не говоря уже о фразах, учителю приходится дышать очень часто и голосовые связки работают в неправильном режиме, что приводит к их износу, деформации, иногда даже порывам и несмыканию и, как следствие, к непрофессиональному звучанию голоса либо вообще его отсутствию (в таких случаях учитель профессионально недееспособен). Правила гигиены голоса следующие: не напрягать без надобности голос, после окончания рабочего дня избегать 2-3 часа длительных разговоров, если все же возникает такая необходимость, говорить как можно тише. Не следует допускать речевых перегрузок, переохлажденияорганизма в целом и горла, в частности, не нервничать, не злоупотреблять острой, раздражающей пищей, алкоголем, курением и т.д. Необходимо помнить, что чем выразительнее речь, чем богаче ее интонации, тем здоровее речевой аппарат, так как при монотонности речевой деятельности работают одни и те же его мышцы, что приводит к их переутомлению и голосовым срывам. Важным гигиеническим требованием к речевой деятельности учителя является забота о чистоте и влажности воздуха в помещении, где он работает, так как вдыхание сухого и пыльного воздуха (особенно вредна меловая пыль, приводящая к известкованию голосовых связок и их ломкости) очень быстро выводит из строя речевой аппарат и лишает учителя главного инструмента его работы – голоса. 26

Примеры упражнений по тренировке гибкости голоса с использованием его диапазона: Упражнение 1. «Сосчитай этажи» Представьте, что вы поднимаетесь с первого до верхнего этажа двенадцатиэтажного дома, а затем спускаетесь вниз. Называйте вслух поряд­ ковые номера этажей во время подъема с возрастающей высотой голоса, чтобы каждому номеру этажа соответствовала определенная высота голо­са. Во время спуска называйте номера этажей в обратном порядке, пони­жая высоту голоса в соответствии с вышеназванным требованием. 27 Упражнение 2. Отработка интонации Сказать фразу «Иванов, подай дневник» с различной интонацией: грубо, со злостью; с радостью, удовлетворением; с сарказмом или злорадством; печально и задумчиво; безразличным тоном; тихо и разочарованно; раздраженно, с неудовольствием; сухо, официально.

Это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. ДИКЦИЯ 28

Артикуляция связь с дикцией Дикция – ясное, отчетливое произношение звуков, слогов и слов. Хорошая дикция обеспечивается правильной артикуляцией (работой органов речи при произнесении различных звуков: шипящих, свистящих, взрывных и пр.) каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. «Внятная речь – необходимое условие ее понятности… Для ясности произношения (внятности дикции), необходимо, чтобы всякий звук речи подавался говорящим в фонетически чистой форме (отсюда необходимость борьбы с картавостью, шепелявостью и др. дефектами речи..Четкая артикуляция, т. е. энергичное движение органов речи в соответствии с произносимыми звуками, является непременным условием хорошей (внятной) дикции» Г.В. Артоболевский 29

ДИКЦИЯ ПЕДАГОГА Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать. Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т. п. Неорганические недостатки произношения следствие невнимания к речи. Это картавость, сюсюкание, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы. 30

Активные и пассивные органы речи 31 При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи: · голосовые связки; · язык; · губы; · мягкое небо; · язычок; · задняя спинка зева; · нижняя челюсть. Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение). Пассивные органы речи – не производящие движений необходимых для звукообразования, а испытывающие прикосновения активных органов, играют лишь вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными: · зубы; · альвеолы; · твердое небо; · верхняя челюсть.

Артикуляция согласных и гласных звуков 32 Артикуляцией называется работа периферических органов речи по воспроизведению звуков. Артикуляция согласных происходит при расслабленных мышечных стенках резонаторных полостей, в то время как в ротовой полости имеется локальный фокус произвольно сокращенных мышц. Гласные звуки - это своего рода «озвученный выдох». При их артикуляции происходит тоническое напряжение мышечных стенок резонаторных полостей при отсутствии преграды на пути струи выдыхаемого воздуха. Речевая артикуляция - это произвольные движения, которым ребенок обучается в дошкольном возрасте. Для формирования речевой артикуляции в процессе речевого онтогенеза необходимы те сложнейшие координаторные механизмы центральной нервной системы, которые способны регулировать специфическую точную работу мышц артикуляторного аппарата, обеспечивающих устную речь. Для контроля произношения существуют обратные связи. Первые импульсы, поступающие от ЦНС, приводят к действиям органов речевого аппарата, обратная связь осуществляется по 2-м каналам: – слуховой; – кинестетический (ощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия). При этом большее значение имеют кинестетические ощущения. Именно этот контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того как звук произнесен. Таким образом, обратная связь завершает действие и опирается на устойчивые системы периферической связи. Они называются динамическим стереотипом. Они возникают благодаря многократному повторению и воспроизведению. Система обратных связей обеспечивает автономное регулирование работы органов речи.

Работа над дикцией Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения на: 1. Речевое дыхание (примеры рассмотрны ранее); 2. Голосовые упражнения (примеры рассмотрны ранее); 3. Подвижность органов артикуляции. 33 Пример. Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах. Прочтите слоги: па, по, пу, пы, пэ пя, пё, пю, пи, пе та, то, ту, ты, тэ тя, тё, тю, ти, те са, со, су, сы, сэ ся, сё, сю, си, се жа, жо, жу, жи, же ап, оп, уп, ып, эп ат, от, ут, ыт, эт ас, ос, ус, ыс, эс аш, ош, уш, ыш, эш И т.д.

Интонацией называют тональную окраску слова, т.е. последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу и тембру. ИНТОНАЦИЯ 34 «Только интонация убеждает.» Дельфина де Жирарден

Что включает в себя понятие «интонация»? 35 Интонация – главное акустическое средство общения. Акустика лежит в основе восприятия звучащей речи коммуникантов. Такие акустические характеристики речи учителя, как безупречная правильность произношения и необходимость профессионального владения техникой речи, аксиоматичны: в данном случае мы ограничимся их констатацией. Термин «интонация» используется как обобщающее понятие: комплекс невербальных ритмико-интонационных средств, дополняющих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрессивное значение звучащей речи. Интонация конкретизирует смысл любого высказывания, выявляя целеустановку говорящего, его отношение к предмету речи и к собеседнику. Можно определить сформировавшееся представление об основном тоне речи учителя как о тоне спокойном, убедительном, заинтересованном, имеющем модальную окраску побуждения, воздействия на слушателя-ученика. Такой тон наиболее эффективен для организации учебного взаимодействия. Вместе с тем убедительность и выразительность тона звучащей речи создается различными интонационными средствами, передающими либо состояние говорящего (эмоциональность высказывания), либо его волеизъявление (модальность высказывания), либо экспрессию (отношение к предмету речи). Для понимания ученика- собеседника очень важны практические навыки «декодирования» его интонации. С другой стороны, не менее важно умение использовать акустические средства воздействия на слушателей, воспринимающих учебную информацию.

Характеристика компонентов интонации: 36

37 В лингвистике интонация изучалась в течение длительного времени различными лингвистами. Предлагались разнообразные способы её записи: от точек и чёрточек до нот. Наиболее основательные исследования интонации с использованием инструментальных методов были произведены Е.А. Брызгуновой. Толчком к изучению русской интонации для Е.А. Брызгуновой послужили занятия с иностранцами и наблюдения за ошибками иноязычных студентов, обусловленными влиянием интонации родного языка. В дальнейшем будет изложена интонационная теория Е.А. Брызгуновой, которая широко используется в современной научной и учебной лингвистической литературе. Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и разграничивает внутри них смысловые отношения, способствует выражению эмоций. Изучение интонации доказывает существование повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и других интонаций. В современном русском литературном языке выделяется семь типов интонационных конструкций. Каждая интонационная конструкция имеет центр – слог, на который надает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), предцентровую и постцентровую части речевого такта (синтагмы), которые могут и отсутствовать. Различительными признаками ИК являются движение тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве этих характеристик в качестве различительных признаков оказываются длительность центров ИК, усиление словесного ударения центра или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания. Характеристика компонентов интонации

Основные интонационные средства современного русского литературного языка представлены типом ИК во всем многообразии его реализаций, передвижением центра ИК, членением речевого потока (синтагматическим членением). 38

Интонационные типы (конструкции) 39

40

41

Интонационные типы (конструкции) 42

43 Интонация выражает субъективное отношение говорящего к высказываемому, передаёт эмоции.

Интонационные упражнения 44 Удивление Ответ на удивление Восторг Спокойствие Категоричность Вопрос Задумчивость Скорбь Произносить пословицы, чистоговорки, скороговорки с различной интонацией (например, Не красна изба углами, а красна – пирогами) 2. «Звукоподражательное изображение животных». Представить себя каким-нибудь животным и воспроизвести его пластику и голос. 3. Короткий диалог на заданную тему: «Здравствуй! Мне приятно тебе сказать…» Дерзость Сожаление Просьбу Страх Объяснять бестолковому Сказать комплимент Передать сплетню 1. Произносить гласные с разной интонацией. Изобразить:

Учителю на заметку 45

46 Учителю на заметку

Спасибо за внимание! 47

Источники информации: 1. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций [Текст] /Б.Т. Лихачёв. – М.: Владос, – 648 с. 2. Педагогическое речеведение. Словарь- справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, – 312 с Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов М Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. 48

Подготовил презентацию: Распопина Анна Докладчики: Габдуллина Альбина; Мальцева Наталья; Козлова Альбина; Васильченкова Анастасия; Суетина Гульфия; Мухамадеева Гульфия; Бурлакова Виктория. 49