МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности периода взрослости План Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение в семье Личностная.
Advertisements

Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
И ЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА. П ЛАН Человек как системный объект исследования. Человек как субъект труда. Психические состояния в процессе трудовой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Транксрипт:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ» Тема: «Возрастная психология. Период взрослости»

АКТУАЛЬНОСТЬ В современном производстве все более повышаются требования к психологическим особенностям взрослого человека. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Совершенствование квалификации всех кадров, включая высшие звенья управления и сферу науки, обусловливает повышение требований ко всей психической деятельности, причем не только к умственной активности и интеллектуальным потенциалам человека, но и к его эмоционально-волевой сфере, разнообразным свойствам его личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ С другой стороны доминирующей тенденцией современности является старение общества. По данным ООН, признаки глобального постарения населения планеты характерны для всех континен­тов и стран, включая и Россию. На фоне происходящего «старения» человечества особую значимость приобретает изучение особенностей личностного развития взрослого человека и его возрастных особенностей.

раздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека : обоснование критериев взрослости выделение хронологических границ построение периодизации определение факторов развития

История развития возрастной психологии В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослость рассматривалась как стабильный период. Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость психической окаменелостью, настаивая на прекращении развития в этом периоде. Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст лет как неизменяемый в отношении данной психической функции. Ярким проявлением господствующего в то время взгляда на психику взрослого человека является высказывание американского психолога В. Джемса. Он писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана. Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиаже ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно. Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела возрастной психологии зрелости.

Исследования взрослости в отечественной науке Впервые задача была поставлена в 1928 г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией», или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Без взрослости невозможно создать целостную картину развития человека и построить полную возрастную периодизацию Зрелость – особый этап в жизни Главный критерий – высокая эффективность в разных сферах жизни и профессиональной деятельности (акме) Н.А. Рыбников

Исследования взрослости в отечественной науке Первым организовал широкомасштабные исследования психического развития человека в период взрослости (1965 – 1968 гг.) В современной отечественной науке исследования в области возрастной психологии взрослости связаны с изучением: психофизиологических изменений в период взрослости (Б.Г. Ананьев) внутриличностной, мотивационно- смысловой динамики (Б.Г.Братусь) особенностей обучения и профессионализации взрослых (Л.И.Анцыферова,.И.Подольский) Б.Г. Ананьев

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Психофизиологические функции – это функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами. Возрастная динамика психофизиологических функций взрослых людей разного возраста имеет сложный и противоречивый характер. Это обусловлено тем, что нервно-психическое развитие связано не только с прогрессом второй сигнальной системы, но и с общим развитием аналитико-синтетической деятельности мозга. Уровень одних функций и процессов во время их развития повышается (объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание я, пространственное представление, познания, внимание), других снижается (острота зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общее интеллектуальное развитие). Развитие психофизиологических функций происходит как процесс качественных преобразований межфункциональных и внутрифункциональних структур. Эти изменения касаются сенсорной, моторной и мнемической психофизиологических функций. На сохранение уровня психофизиологичнх функций влияют трудовая деятельность, практический опыт и тренированность Например, достаточно высока сохранность включенных в профессиональную деятельность зрительно- пространственных функций людей (поле зрения, острота зрения, глазомер зачастую в норме или выше нормы у водителей даже пенсионного возраста)..

Достижение высших результатов в творческих видах деятельности. Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом продуктивности в период взрослости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. В исследованиях X. Лемана показаны кульминационные моменты научного творчества относящиеся к и годам жизни. Средний максимум творческой активно­сти для многих специальностей приходится на лет. При этом пик творчески способностей проявляется до лет в таких науках, как математика, физика, хи­мия. Выдающиеся открытия во многих областях науки делаются чаще всего людьми которым несколько меньше или больше 40 лет, затем вероятность таких открытий с возрастом начинает падать. Д. Пельц и Ф. Эндрюс приводят кривую измене­ний творческого потенциала ученых с возрастом. Они обнаружили пики научного творчества в года, в 47 и 57 лет. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктив­ность в 47 лет. Таким образом, период взрослости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности.. Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубоко связана с личностью человека. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, связи интеллекта и личности проявляются в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к действитель­ности, от опыта познания мира, мировоззрения и общего развития интеллекта. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (эко­номических, политических, правовых и моральных), условиями образования и вос­питания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни.

Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности.. Периодизация жизненного пути личности и основные вехи деятельности в биографических исследованиях определяются хронологическими рамками и исто­ рическими условиями данной страны. Образ жизни каждого человека выступает как совокупность различных обстоятельств и событий, которые детерминируют его дея­тельность и преобразуются в процессе этой деятельности. Личность всегда конкретно- исторична. Она является продуктом своей эпохи. Поэтому исходным в понимании становления лич­ности является система социальных связей и отношений, в которую включен чело­век. В зависимости от социально- экономиче­ской формации в этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой комму­никации и различные общности людей.

Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности.. Основой образа жизни лич­ности является ее статус, представляющий собой ее положение в обществе или место в определенной конкретной социальной структуре. С началом самостоятельной общественно- трудовой деятельности строится собственный статус человека, связанный со статусом семьи, из которой он вышел, или положения родителей в общественной среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, об­разования и т. д. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции. В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности.. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности. Чувство патриотизма, труд, общение с людьми являются своего рода синтетическими ценностями. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознательных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности, нравственные позиции и мотивы поведения формирующейся личности. В. П. Тугаринов условно делил жизненные ценности на: -материальные (техника и материальные блага); -социально-политические (свобода, братство, справедливость, равенство); -духовные (образование, наука, искусство).

Взрослость как психологический период. Говоря о взрослости, имеют в виду человека как индивида, его возраст и возрастные особенности. Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной научной литературе выделяют по крайней мере четыре его подвида: хронологический (паспортный) – это время жизни человека в днях, месяцах, годах, прошедших с его дня рождения; биологический – возраст тела человека, понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма; социальный - определяется как уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т. д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста; психологический (по Выготскому) – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, это достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития. Выявление психологического возраста и его соотношение с календарным позволяет, в свою очередь, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человека и его жизненных планов.

Психология развития и возрастная психология Взрослость как этап онтогенеза человека как психологический возраст Психология взрослости

Проблема возрастной периодизации развития взрослого человека Периодизация - выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Период взрослости имеет весьма неоднозначное определение. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития. В психологической науке и в настоящее время ведется дискуссия относительно метрических характеристик, оценки продолжительности жизненных промежутков, фаз жизни человека.

Проблема возрастной периодизации развития взрослого человека Осуществление периодизации взрослости связано с определенными трудностями: нахождение объективных критериев неравномерность и гетерохронность развития (психологическое, социальное, физиологическое) влияние социокультурных условий жизни взрослого человека развитие в период взрослости приобретает качественно новую форму саморазвития сочетание процессов эволюции и инволюции роль духовного аспекта - начала в жизни взрослого человека

Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э) Первый период 0-7 лет Второй период 7-14 лет Третий период год Четвертый период лет Пятый период лет Шестой период года Седьмой период лет Восьмой период лет Девятый период 56 – 63 лет Десятый период лет Цикл – 7 лет

Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.) Период становления 0-20 лет (весна) Молодость лет (лето) Расцвет сил лет (осень) Старость и угасание лет (зима) времена года

Стадии развития личности по Э.Эриксону идентичность , США 1Раннее младенчество От рождения до 1 года 2Позднее младенчество От 1 года до 3 лет 3Раннее детство Около 3-5 лет 4Среднее детство От 5 до 11 лет 5Подростничество и юность От 11 до 20 лет 6Ранняя взрослость От 20 до лет 7Средняя взрослость От до 60 лет 8Поздняя взрослость Свыше 60 лет

Периодизация психического развития человека Дж. Биррена (1964, США) Первая фазамладенчестводо 2 лет Вторая фазапредшколъный возраст от 2 до 5 лет Третья фазадетство 5-12 лет Четвертая фазаюность лет Пятая фазаранняя взрослость лет Шестая фазазрелость лет Седьмая фазапоздняя зрелость лет Восьмая фазастаростьот 75 лет и далее

Периодизация психического развития человека Д.Бромлей (1966, Англия) 1. внутриутробный 2. детство 3. юность 4. взрослость 5. Старость При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость средняя взрослость поздняя взрослость переходная стадия социальные и психологические характеристики В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития:

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г. 1Новорожденный 1 день - 10 дней 2Грудной возраст 10 дней - 1 год 3Раннее детство 1 год - 2 года 4Первый период детства 3 года - 7 лет 5Второй период детства 8 лет - 12 лет для мальчиков 8 лет - 11 лет для девочек 6Подростковый возраст 13 лет - 16 лет для мальчиков 12 лет - 15 лет для девочек 7Юношеский возраст 17 лет - 21 год для юношей 16 лет - 20 лет для девушек 8Средний (зрелый) возраст первый период второй период 22 года - 35 лет для мужчин 21 год - 35 лет для женщин 36 лет - 60 лет для мужчин 36 лет - 55 лет для женщин 9Пожилой возраст 61 год - 74 года для мужчин 56 лет - 74 года для женщин 10Старческий возраст 75 лет - 90 лет для мужчин и женщин 11Долгожители Старше 90 лет

Взрослость как особый возраст Личный мир Профессиональный мир Мир семьи

Критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости: новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.); социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Ранняя взрослость (20-25 лет) – Д.Бромлей Полное включение во все виды социальной активности: овладение ролью взрослого человека правовая зрелость избирательные права экономическая самостоятельность и ответственность Задачи периода ранней взрослости (по Хейвингхерсту) Выбрать супруга Научиться жить с партнером по браку Начать семейную жизнь Воспитать детей Вести домашнее хозяйство Начать профессиональную деятельность Принять гражданскую ответственность Найти близкую по духу социальную группу

Ранняя взрослость (20-25 лет) – Д.Бромлей. Психофизиологическое развитие в этом возрасте, который характеризируется физическим расцветом человека, самым пиком его активности, сил и выносливости. У большинства мужчин и женщин функционирование органов, скорость, двигательные функции достигают максимума в промежутке между 20 и 30 г. г. Особенности развития познавательной сферы: отмечается высокий объем вербальной памяти, запоминание характеризуется долговременностью, наблюдается пик развития свойств и видов внимания, а также невербального интеллекта, прогрессирует аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и чувствительность ощущений (особенно периферического зрения, слуха, центров движения), высоко используется творческое мышление в решении жизненных ситуаций.

Средняя взрослость лет – Д.Бромлей Пик для интеллектуальных достижений Консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы Профессиональное мастерство Лидерство и старшинство среди сотрудников Расцвет семейной жизни Накопление материальных средств Помощь детям и престарелым родителям Легкий упадок физических и умственных функций (при мах. нагрузках)

Средняя взрослость (25-40 лет) – Д.Бромлей. Особенности развития познавательной сферы: когнитивные процессы протекают медленно, но продуктивно. Снижают свои функции некоторые виды ощущений (особенно зрительные и слуховые), сохраняет пик развития образная и вербальная память, вербальный интеллект достигает высоких показателей, снижается скорость внимания и восприятия, наблюдается ригидность мышления. Задачи периода средней взрослости (по Хейвингхерсту) Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого; Установить и поддержать экономические стандарты жизни; Организовать досуг; Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми; Создать отношения с супругом как с личностью; Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним.

Кризисы средней взрослости. Кризис 30-летия Подводятся первые итоги; происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга(и), карьеры, жизненных целей); Происходит коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Лейтмотив этого кризиса – побег. Кризис 40-летия (кризис середины жизни) осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста. После 40 лет наступает время исполнения обещаний. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, целями молодости и действительными, достигнутыми результатами. Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей на более реалистичные, осознание ограниченности жизни всякого человека.

Поздняя взрослость лет – Д.Бромлей Продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других Уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли) Менопауза Дальнейший упадок физических и умственных функций Особенности познавательной сферы: наблюдается узость восприятия, рассеянность внимания, ригидность мышления, сохраняет свои функции логическая память, а также снижаются скорость когнитивных процессов, функции сенсорной сферы, познавательная активность, критичность мышления, объем внимания и памяти. У большинства можно заметить мудрость.

Поздняя взрослость (40-55 лет) – Д.Бромлей. Задачи периода поздней взрослости (по Хейвингхерсту) Приспособление к снижению физической силы и здоровья Адаптироваться к стареющим родителям Присоединиться к своей возрастной группе Выполнить социальные и гражданские обязанности Организовать удовлетворительное физическое проживание Кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь; супружеская пара теряет смысл существования; угасание физической привлекательности и сексуальной активности.