МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ. ЦЕНТРЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международный рынок рабочей силы и его регулирование 1.Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции. 2.Национальное и международное.
Advertisements

Миграция – это процесс передвижения, перемещения. Международная миграция населения – это внешняя, межгосударственная миграция населения, движение населения.
Выполнила: Абдулгамидова Д Студентка 2 го курса 5- ой группы.
Заработная плата – стандарты и принципы МОТ Равенство обращения Установление минимальной заработной платы Охрана заработной платы Трудовые статьи в договорах,
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
П РАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РК.
Выбор социальной модели государства для России. новой социальной модели государства Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
1 Международные правовые инструменты касающиеся трудящихся мигрантов Наталья Хофманн Национальный координатор по вопросам миграции Офис МОТ в Москве.
Социальное обеспечение безработных граждан. Выполнила: Студентки 1 курса группы СР Горячевой С.А.
М ЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ : С АНЖАРОВСКАЯ А.С.
Трудовой кодекс Республики Казахстан. Трудовой кодекс - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде; является одним из основных источников трудового.
Сила профсоюза – в ее массовости, в сплоченности членов, в энергичном и принципиальном профсоюзном комитете, который: Протягивает руку помощи! Решает.
Тема: Основы конституционного строя. Цель: Актуализировать знания; Закрепить навыки работы с нормативными текстами; Развить умение аргументировать свой.
Принцип non-refoulement (невысылки). Принцип non-refoulement Отказ от принудительного возвращения (высылки) беженца в страну, где ему угрожает преследование.
Безработица : её формы и причины. Служба занятости. Вэлфер. Перемещение трудовых ресурсов в Европе.
Гордей М.В. 13-ОМ. В соответствии с ст.1 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: 1.Законодательство Российской Федерации.
Формирование иммиграционной политики Европейского Союза.
Стандарты МОТ в области недопущения дискриминации.
Основные документы, регламентирующие охрану труда.
Транксрипт:

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ. ЦЕНТРЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращение к нему. Международная ( внешняя ) миграция существует в разных формах : трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной главе в основном будет уделено внимание проблем международному трудовому рынку рабочей силы. Международная миграция рабочей силы во второй половине ХХ века стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своего наиболее эффективного использования не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. На начало 1995 года в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся - мигрантов против 3,2 млн. в 1960 году. Если считать, что на каждого мигранта - трудящегося приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90- х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками : например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещается из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Согласно разработанной Международной организацией труда ( МОТ ) классификация видов современной международной миграции она подразделяется на пять основных типов : 1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например в сфере туризма; 2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов; 3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью, миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, странах Европы, Японии, Южной Америки и даже Африки;

4) переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на переезд в промышленно развитые страны ; 5) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран, из-за какой – либо угрозы их жизни и деятельности. Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется, прежде всего, тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капиталов, в этот процесс вовлечены живые люди. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, являются наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени служащие, специалисты и ученые. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии. Направление миграционных потоков сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.

Все международные акты о труде мигрантов можно подразделить на 3 группы : акты ООН ( например, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - ми грантов и членов их семей от 1990 г.1 Х 4); акты МОТ ( Конвенция ( пересмотренная ) 97 от 1949 г. и Рекомендация 86 о работниках - мигрантах ; Рекомендация МОТ 1955 г. о работниках мигрантах в слаборазвитых странах 100; Конвенция МОТ 143 от 1975 г. и Рекомендация 151 о работниках - мигрантах ( дополнительные положения ); Акты региональных организаций ( например, Европейская конвенция о правовом сстатусе трудящихся - мигрантов 185 от 1977 г.). В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей от 1990 г. указывается, что трудящиеся - мигранты пользуются не менее благоприятным обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму, в вопросах вознаграждения и других условий труда, а именно : сверхурочного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых взаимоотношений и любых других условий труда, на которые, в соответствии с национальными законами и практикой, распространяется это понятие ; других условий занятости, а именно : минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любых других вопросов, которые, в соответствии с национальными законами и практикой, считаются условиями занятости. Кроме того, в данном акте закрепляются и иные трудовые права, которые входят в правовой статус трудового мигранта : принимать участие в собраниях и мероприятиях профсоюзов и любых других ассоциаций, созданных в соответствии с законом с целью зашиты их экономических, социальных, культурных и других интересов, подчиняясь только правилам соответствующей организации ; свободно вступать в любые профессиональные союзы и любые такие вышеупомянутые ассоциации, подчиняясь только правилам соответствующей организации ; обращаться за помощью и поддержкой к любому профессиональному союзу и любой такой вышеупомянутой ассоциации. Кроме того, трудящиеся мигранты в государстве работы по найму имеют право свободно выбирать свою вознаграждаемую деятельность.

Вместе с тем Конвенция предусматривает и ряд ограничений в отношении любого трудящегося - мигранта государство работы по найму может : 1) устанавливать ограничение категорий работ по найму, функций, рода занятий или деятельности, когда это необходимо в интересах этого государства и предусматривается национальным законодательством ; 2) 2) ограничивать свободу выбора вознаграждаемой деятельности в соответствии со своим законодательством, касающимся признания профессиональной квалификации, полученной за пределами его территории.

В свою очередь, в Конвенции МОТ 97 отмечается, что каждый член Организации обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении следующих вопросов ( поскольку такие вопросы регламентируются законодательством или подлежат контролю административных органов ): 1) заработная плата, включая семейные пособия в тех случаях, когда эти пособия составляют часть заработной платы ; рабочее время ; 2) сверхурочные работы ; 3) оплачиваемые отпуска ; 4) ограничения надомного труда ; 5) возраст принятия на работу ; 6) ученичество и профессиональное обучение ; 7) женский груд и труд подростков ; 8) принадлежность к профессиональным союзам и пользование преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами ; 9) жилищный вопрос ; 10) социальное обеспечение ( под которым подразумеваются постановления закона в отношении несчастных случаев на производстве, охраны материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы и семейных обязанностей, а также всех прочих случаев, которые, согласно законодательству страны, охватываются системой социального обеспечения ) при соблюдении следующих условий : могут существовать особые соглашения для сохранения уже приобретенных прав или прав, находящихся в процессе приобретения, а законодательство страны иммиграции может предписывать особые положения относительно пособий или каких - либо частей пособии, покрываемых полностью из общественных фондов, и пособий, выплачиваемых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для получения нормальной пенсии налоги, сборы или взносы, уплачиваемые за работника ; 11) судопроизводство.

В 1975 г. Генеральная конференция МОТ приняла Конвенцию 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам - мигрантам равенства возможностей и обращения, в ст. 3 которой указывается, что каждый член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры, как в рамках своей юрисдикции, так и в сотрудничестве с другими членами Организации : 1) для пресечения тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, и незаконного найма мигрантов ; 2) против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ишуших работу, начинается ли это движение с его территории, проходит ли через эту территорию или прибывает на нее, а также против тех, кто нанимает работников, иммигрировавших в незаконных условиях.