ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Advertisements

Технология проблемного урока как средство реализации ФГОС.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемного обучения в начальной школе.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Цели и этапы учебного процесса. ЦелиЭтапыМетодика организации ЗнанияВведение материала Воспроизведение.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе р.п.Бутурлино учебный год.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
Технология проблемного диалога 2012 г.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемно - диалогического обучения. Ц е л и Приобретение знаний, умений, навыков Усвоение способов самостоятельной деятельности Развитие познавательных.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г.
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль Цель мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемно- диалогического обучения для развития познавательной деятельности школьников. Результат: осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемно- диалогического обучения.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем, постановки и решения проблемной ситуации

Основная идея технологии: Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи. = Стандарты 2 поколения

Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Этапы проблемно-диалогического урока 1)Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Постановка проблемы Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»; полученные результаты необходимо озвучить фронтально («Посмотрим, как вы справились с заданием»)- проблемная ситуация с удивлением; учитель разворачивает с классом побуждающий диалог; сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске

Методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Педагогические действия: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждающий к гипотезам диалог Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных " Учитель Ученики использует подводящий к теме диалог Посмотрите на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.) Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.) Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.) С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) формулируют тему урока В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1). Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент). Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2).

Побуждающий к гипотезам диалог (продолжение) Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу). Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.) Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.) Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.) Делайте. Что дала проверка? Сформулируйте общий вывод. Сверьте вывод с учебником. «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент). В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза). Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки). Выписывают слова. Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент). Формулируют правило (открытие нового знания). Все верно.

Подводящий к теме диалог Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Разные типы вопросов: - Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); - Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Плюсы и минусы диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Сообщение темы с мотивирующим приемом 1. Прием «Яркое пятно» 2. Прием «Актуальность»

Приёмы создания проблемной ситуации. С удивлением: между двумя (или более) фактами, между житейским представлением учеников и научным фактом С затруднением: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

При работе с использованием проблемно- диалогического обучения происходит развитие: 1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Технология проблемно- диалогического обучения является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.