Бюджет. Бюджетная система Республики Беларусь.. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет – имеющий силу закона финансовый.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
1 Бюджет, бюджетное устройство. Бюджетная система РФ. Выполнил слушатель группы ВЗБ3ЮР-12 Молотов Алексей Николаевич.
Бюджетная система. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.
Принципы бюджетной системы РФ
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
1 «О бюджете Добровольского сельского поселения Волгодонского района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Понятие, структура и принципы построения бюджетной системы.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Курс ФОДК Тема 5. Бюджет государства и бюджетная система Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Лекция 7 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
Тема 5. Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
Транксрипт:

Бюджет. Бюджетная система Республики Беларусь.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. 2

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства. Бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами. 3

Задачи бюджета: Перераспределение национального дохода; Государственное регулирование и стимулирование экономики; Осуществление социальной политики государства; Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств 4

Функции бюджета: Распределительная и перераспределительная. Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Регулирующая. При помощи данной функции регулируются социальные и экономические процессы в стране, т.е. государство способно ускорять или сдерживать темпы производства, инфляции, изменять структуру спроса и предложения. Контрольная. Предполагает наличие возможности и обязанности государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, т.е. являются экономической категорией, которой свойственны данные функции. 5

Бюджетная классификация доходов и расходов Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь используется бюджетная классификация. Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается Министерством финансов. Она имеет важное значение, так как используется: - для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней. 6

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа бюджетов разных регионов, разного уровня и т.д. Согласно Бюджетному кодексу бюджетная классификация включает: -Классификацию доходов; -Функциональную классификацию расходов; -Экономическую классификацию расходов; -Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета; -Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджета; -Классификацию видов государственного внутреннего долга; -Классификацию видов государственного внешнего долга; -Ведомственную классификацию расходов республиканского бюджета. 7

Доходы бюджета формируются за счет: 1) налогов, сборов 2) неналоговых доходов 8

Доходы бюджета (продолжение) Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь. 9

Расходы бюджета Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Республики Беларусь, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета. Составные части расходов бюджетов Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Республики Беларусь. 10

Экономическая классификация расходов бюджета группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. 11

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных организаций, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь. 12

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Оплата труда и начисления на оплату труда Приобретение услуг (связь, транспортные услуги, коммунальные арендная плате за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества и прочие услуги) Обслуживание долговых обязательств Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам Перечисления международным организациям Социальное обеспечение Прочие расходы Поступление (приобретение) нефинансовых активов Поступление финансовых активов (увеличение задолженности по бюджетным кредитам) Выбытие финансовых активов (уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; уменьшение задолженности по бюджетным кредитам) 13

Функциональная классификация расходов бюджетов Республики Беларусь Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов являются разделы : -Общегосударственные расходы; -Национальная оборона; -Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; -Национальная экономика; -Жилищно – коммунальное хозяйство; -Охрана окружающей среды; -Образование; -Культура и СМИ; -Здравоохранение и спорт; -Социальная политика; -Межбюджетные трансферты. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств. 14

Функциональная классификация расходов бюджетов (продолжение) Классификация целевых статей расходов республиканского бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов республиканского бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. 15

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств республиканского бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти, имеющий право распределять средства республиканского бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. 16

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Республики Беларусь Источники финансирования делятся на следующие группы: - финансирование дефицита бюджета за счет кредита Национального банка Республики Беларусь и изменения остатков средств бюджета; - государственные ценные бумаги; - бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; - прочие источники внутреннего финансирования; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. 17

Классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы: - кредиты международных финансовых организаций; -кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Республике Беларусь; -кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Республике Беларусь; -прочее внешнее финансирование. 18

Классификация государственных долгов Республики Беларусь Государственный долг - долговые обязательства Республики Беларусь перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг делится на внутренний и внешний. 19

Бюджетная система Республики Беларусь Построение бюджетной системы Республики Беларусь основано на Конституции Республики Беларусь и Бюджетном кодексе Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь состоит из бюджетов следующих уровней: Республиканский бюджет; Местные бюджеты, в том числе: 1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); 2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); 3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). 20

Консолидированный бюджет Республики Беларусь Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Показатели консолидированных бюджетов: -Используются в бюджетном планировании; -При разработке прогнозов экономического и социального развития государства; -При расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий, например, бюджетные расходы на 1 жителя на медицинское обслуживание и т д. -При анализе формирования и использования бюджетных средств и т.д. 21

Принципы бюджетной системы Бюджетным кодексом Республики Беларусь законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Республики Беларусь: Единства бюджетной системы; Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; Самостоятельности бюджетов; Полноты отражения доходов и расходов бюджетов; Сбалансированности бюджета; Эффективности и экономности использования бюджетных средств; Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; Гласности; Достоверности бюджета; Адресности и целевого характера бюджетных средств. 22

Принцип единства бюджетной системы Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств республиканского бюджета, местных бюджетов. 23

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами местного самоуправления. 24

Принцип самостоятельности бюджетов право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. 25

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов Все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Республики Беларусь. 26

Принцип сбалансированности бюджета Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. 27

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 28

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. 29

Принцип гласности Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. 30

Принцип достоверности бюджета Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 31

Бюджетное устройство Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между звеньями бюджетной системы, правовые основы функционирования бюджетов, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.д. 32

Формы государственного и административного устройства страны Унитарное государство Федеративное государство Конфедеративное (союзное) 33

Заключение Каждое государство имеет свою бюджетную систему, со свойственной только ей классификацией. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 34