Кодекс этики специалиста социальной сферы Выполнил: Студент гр. 158 «Право и организация социального обеспечения» Троян Иван.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная этика социального работника Исполнитель: студентка группы ЗСРб-105 с Закирьянова А.А.
Advertisements

Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Теоретический семинар Руководитель Лаврентьева Е.А.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Тема: «Этический кодекс педагога-психолога» Занятие элективного курса «Я – психолог»
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Выполнила Стенковая К. В. Группа СОЦр-1 з. В настоящее время в России очень большое количество населения нуждается в социальной защите и поддержке со.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Кодекс этики социального работника Хухлина Валентина Владимировна, доцент ИПК ДСЗН Тел. кафедры ГАУ ИПК ДСЗН 8 (495)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Транксрипт:

Кодекс этики специалиста социальной сферы Выполнил: Студент гр. 158 «Право и организация социального обеспечения» Троян Иван

О современной социальной сфере из выступления президента РФ В.В. Путина 11 апреля 2012 года В ближайшие шесть-десять лет нужно создать в России современную, динамично развивающуюся социальную сферу. Какие системные вопросы для этого необходимо решить? Первое– сформировать независимую систему оценки качества работы учреждений социальной сферы, включая критерии эффективности, практику публичных рейтингов социальных учреждений, принятие профессиональных и этических кодексов.

О современной социальной сфере Второе –определить современный набор социальных услуг, необходимых для граждан в условиях развивающегося, усложняющегося общества. Третье – нужно открыть социальную сферу для предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций, готовых предоставлять качественное образование, медицинскую помощь и социальную защиту. Тем самым мы создадим естественную, живительную конкуренцию, так необходимую нашей социальной сфере.

О современной социальной сфере Следует создать режим наибольшего благоприятствования для социального служения наших традиционных российских конфессий. Нужно ещё раз посмотреть законодательство о государственно частном партнёрстве и принять соответствующие решения. Убеждён, надо сделать государственно-частное партнёрство одним из существенных механизмов реализации программ в социальной сфере.

Социальная работа это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально- педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуум, семья, какая-либо группа или сообщество.

Профессия предъявляет к специалисту, как минимум, 2 типа требований: 1. Профессиональная грамотность; 2. Социальная компетентность (умение организовывать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения).

Стратегия социального работника Стратегией социального работника являются действия, направленные на: удовлетворение потребностей клиента в общении; повышение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы; Создание условий для удовлетворения потребностей

Профессиональная этика Профессиональная этика – это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Под словом «профессия» (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) понимают род трудовой деятельности, занятий, требующих особой подготовки и являющихся источником существования. Те профессии, источником существования которых является не заработная плата, а гонорар, называют свободными (труд художников, музыкантов, писателей и др.). Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах («писаных и не писаных»).

Понятие «профессиональная этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных кодексов В настоящее время этические кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых профессий создаются международные этические кодексы. Так, например, для работников музейных работников, работников Красного Креста, социальных работников. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Профессионализм без нравственных критериев может быть для общества и отдельного человека опасным. Нормы профессиональной морали в процессе их созидания имеют целью регламентировать, рационально обосновать, сделать «технологически целесообразными» моральные стороны профессиональной деятельности.

Ценности социальной работы Милосердие бескорыстно, безусловно, безгранично. Его нужно оказывать лишь на основании своего любящего сердца, а не за совершённые деяния. При этом истинным выражением нравственного добра является только то милосердие, которое совершается тайно. Как сказал Христос в Нагорной проповеди своим ученикам: 1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет награды от Отца вашего Небесного. 2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди...» (От Матфея. Святое Благовествование. Гл. 6, ст. 5-6).

Этика социальной работы наука о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом

профессиональная культура, отраженная в кодексе этики социального работника система ценностей профессиональная этика, основанная на этих ценностях Этические нормы и принципы Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами. Этическое поведение по отношению к коллегам. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям. общие стандарты профессионального поведения

Ценности социальной работы Социальная работа сформировалась на идеалах гуманизма и демократии, и эти ценности являются базовыми в отношении равенства, значимости и достоинства всех людей. С момента зарождения социальной работы в течение ста лет практика ее сосредоточена на удовлетворении нужд человека и развитии его потенциала. Права человека и социальная справедливость служат мотивацией и юридическим обоснованием социальной работы.

Ценности социальной работы 1) ценности, выражающие сущность профессии (социальная справедливость, гуманизм); 2) ценности (будем называть их моральными принципами), определяющие смысл и направление деятельности социального работника: уважение достоинства каждого человека, соблюдение профессиональной честности, уважение права человека принимать своё решение, соблюдение разумных интересов клиента; 3) ценности, выражающие внешнюю форму взаимоотношений в профессиональной деятельности (служебный этикет).

Ценности социальной работы 1) уважение личности каждого клиента; 2) умение понимать природу человека, признание самоценности клиента, то есть принятие его таким, каков он есть; 3) уважение права клиента на самоопределение; 4) соблюдение конфиденциальности; 5) индивидуальный подход к клиенту; 6) профессиональное развитие; 7) обязательство работать во имя клиента; 8) эмпатия; 9) стремление к социальной справедливости; 10) толерантность.

Ценности социальной работы В солидарность с теми, кто обижен судьбой, люди этой профессии стараются преодолеть бедность, помочь уязвимым и угнетенным, способствуют социальной включенности каждого. Ценности социальной работы закреплены кодексами этики профессиональных международных и национальных организаций.

Принципы социальной работы Главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Принцип субсидиарности

Сфера профессиональной этики социального работника Сфера профессиональной деятельности социального работника очень широка организатор социальной защиты населения, экономист социальной службы, юрист социальной службы, медико-социальный работник, специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, психолог социальной службы, социальный педагог социальной службы и т. д.), то его нравственная позиция и должностная инструкция находятся в постоянном взаимовлиянии.

требования к специалисту в области социальной работы Зависят от области социальной работы, категории обслуживаемого населения, специфики работы, сферы жизнедеятельности клиента. Требования к профессиональному мышлению гораздо выше у специалиста, чем у социального работника. Специалист социальной работы должен быть ориентирован прежде всего на функции целеполагания, проектирования, моделирования, планирования и контроля Социальный работник ориентирован на коммуникацию, поддержку, организацию и исполнение в непосредственном контакте с клиентом

Функции профессиональной морали в области социальной работы. Регулятивная функция Нормами, правилами, требованиями морали служат такие предписания, которые регулируют какие-либо стороны профессиональной деятельности социального работника, благодаря которым в нём проявляется общественное начало. Благодаря профессионально-этическим знаниям осуществляется профессионально значимая регуляция помыслов и действий социального работника. Нормы морали требуют от специалиста определённого поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии.

Оценочная функция Оценка профессиональных действий основывается на их соответствии профессионально-этическим нормам. Моральная оценка позволяет охарактеризовать умения социального работника к профессиональному общению с клиентами, коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: одобрения, порицания, согласия, неприятия и т. д. Когда говорят о специалисте социальной работы, что он добрый, справедливый, порядочный, милосердный, то имеют в виду, что эти свойства обнаруживаются у него только в отношениях с другими людьми. Эти оценки не могут социальным работником восприниматься с безразличием, наоборот, они придают силы, способствуют более эффективной его работе.

Воспитательная функция Этика не только описывает мораль, позволяя на этой основе оценивать поступки людей. Этика также призвана выполнять воспитательную функцию. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. «Какими нравственными качествами должен обладать социальный работник?», «Возможно ли в профессии идеальное воплощение морального долга»?

Воспитательная функция профессиональной этики Сократ и Платон придавали большое значение развитию способностей человека к самопознанию. Сократ специально для этих целей разработал метод познания, состоящий из нескольких этапов: 1) сомнение (с помощью которого достигается необходимость дальнейшего обсуждения проблемы); 2) выявление противоречия и преодоление его, благодаря чему становится возможным дать определение искомому понятию. Этот метод Сократ назвал майевтика (от греч. – повивальное искусство), который понимал как искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений.

Вопросы для обсуждения в группе Согласны ли вы со следующим утверждением Сократа: «Лучше всех живёт, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делать как можно лучше, а приятнее всех - кто больше всех сознаёт, что он делает лучше". 2. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать» (Платон). 3. Согласны ли вы с мнением Сократа и Платона, что моральные затруднения часто могут возникать из-за недостатка информации? Возможны ли такие ситуации в профессиональной деятельности социального работника? Ответ аргументируйте. 4. Приведите аргументы «за» и «против» относительно точки зрения, что существует единая для всех модель «правильной жизни»? Возможна ли единая правильная модель деятельности социального работника?

Профессиональная компетентность в практике социальной работы составляет Основу требований к профессионально важным качествам специалиста с/работы определяют запросы практики. Эти качества должны обеспечивать: высокую продуктивность деятельности, выполнение возложенных на работника функций

Профессионально важные качества специалиста социальных служб психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности; психолого- педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста профессионала; психолого- педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. Шмелева Н.Б. Введение в профессию «Социальная работа»: Учебник / Н.Б. Шмелева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012

важные личностные качества социальных работников Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества: гуманистическая направленность личности; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость; чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей; готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Профессионально-этический кодекс социального работника России Профессионально-этический кодекс социального работника России был также принят в 1994 г. Межрегиональной ассоциацией социальных работников. Кодекс этики социального педагога и социального работника принят СОСОПИР в 2007 г. Назначение кодекса - быть эталоном нравственного поведения в профессии социального работника. Кодекс основывается на общих этических принципах, а также принципах Всеобщей декларации прав человека, принятой под эгидой ООН в 1948 году

Профессионально-этический кодекс социального работника России этический кодекс выполняет общественную функцию - определяет степень значимости профессии в обществе «социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических и физических недостатков, а также исключить предпочтение, привилегии отдельным категориям населения». Этический кодекс социального работника, являющийся профессиональным моральным сознанием, выступает морально-нравственной основой профессиональной деятельности социальных работников.

Спасибо за внимание!