План: 1. Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2. Формы организации менеджмента.
техническое государственное неполитическое идеологическое хозяйственное
Подход на основе выделения различных школ в управлении Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов: люди, структура, задачи, технологии Ситуационный подход рассматривает пригодность различных методов управления в соответствии с конкретной производственной ситуацией Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
Школа научного управления Школа поведенческих наук Школа «человеческих отношений» Классическая школа
Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт Нормирование трудовых операций; Эффективная система оплаты и поощрения труда; Усложнение функций и ответственности менеджера
А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер Развитие принципов управления; Описание функций управления; Систематизированный подход к управлению всей организацией
Э. Мейо, М. Паркер-Фоллетт Знаменитые Хотторнские эксперименты доказали, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические (при условии, что сама организация труда уже достаточно рациональна и эффективна).
Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг Поведенческие концепции были направлены на то, чтобы открыть и развить индивидуальные возможности и способности каждого работника в отдельности, поставить их на службу интересам организации.
Субъект управления Объект управления планирование контроль мотивация координация организация
авторитарный демократический либеральный административные организационные социально- психологические экономические
Этапы управления трудовыми ресурсами Этап формирования трудовых ресурсов Этап развития трудовых ресурсов Планирование потребностей в трудовых ресурсах. Набор кадров. Отбор кадров. Определение заработной платы и социальных льгот. Профессиональная ориентация и социальная адаптация работников в коллективе. Обучение персонала. Оценка деятельности персонала. Подготовка руководящих кадров.