Тема исследования: «Ассоциативный анализ слова «школа». Метод исследования: свободный ассоциативный эксперимент.
Цели и задачи исследования: Цель: Выявить разнообразие ассоциативных связей на примере слова- стимула «школа». Задачи:1.Охарактеризовать метод свободного ассоциативного эксперимента. 2.Провести анкетирование и последующий качественный анализ.
Кто участвовал в эксперименте. В эксперименте принял участие 51 житель села 3 возрастных групп: от 10 до 17 лет (т.е., кто сейчас учится); от 18 до 45 лет ; от 46 до 67лет; в каждой группе - 17 человек. По трём ступеням образования: те, кто обучается сейчас в школе; те, кто имеет среднее и средне-специальное образование; те, кто имеет высшее образование.
Актуальность. В быту, в школе, по телевизору я часто слышу различные мнения о школе: кто-то относится с уважением, кто-то критикует. Мне захотелось сопоставить все эти точки зрения. Как жители села относятся к школе, т.е. с чем у них ассоциируется слово «школа»? Практическая направленность. Ознакомить с результатами исследования не только учащихся, но и учителей и родителей. Научиться проводить опрос и анализировать результаты.
Анкета. Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите Ваш пол: ______________________ Образование:___________________________ ___________________________ Возраст:________________________ Годы обучения в школе: ______________________________________ ______ Вопрос: С чем ассоциируется (связано) у Вас слово «ШКОЛА»?
Статья из словаря ассоциативных норм. Школа: моя 15 (7.21); дом 12 (5.77); институт, новая, родная 10 (4.81); здание 8 (3.85); наша, средняя, училище 6 (2.88); жизнь, класс, учитель 5 (2.4); большая, дети, детский сад, красивая, учеба 4 (1.92); десятилетка, начальная 3 (1.44); восьмилетняя, вуз, гараж, городская, кино, коммунизм, мужество(а), парта, работа, свет, светлая, специализированная, учебник, учение, ученики, хорошая, адский труд, близко, больница, брат, в лесу, весело, вечерняя, воспитание, время, высшая, гадость, давно, двухэтажная, дорога, забудет, земля, знание, интернат, каторга, кошмар, любимая, молодежи, мука, норма, огромная, отвратительно, партия, передового опыта, плохая, прогресс, ребята, сад, семилетка, семья, современная, техник, толпа, тяжело, ужас, университет, уроки, учебная, учебное заведение, учителя, учиться, хочу еще, через дорогу, чистая, школьники, юность.
Что такое ассоциация? «Связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями(ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями)».
Что влияет на характер ассоциаций. Характер ассоциаций определяется: - полом - возрастом - образованием - профессией - особенностью географического положения.
Свободный ассоциативный эксперимент. Применение: -медицина -уголовный розыск -психолингвистика -сканворды. Условия проведения: - ограниченность во времени - ценность первой ассоциации. Ход эксперимента: предъявление испытуемому слова-стимула, на которое он отвечает первыми пришедшими на ум словами. По характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова- стимула.
Описание диаграммы по возрасту По возрасту: у вех опрашиваемых, независимо от возраста, школа ассоциируется прежде всего со знаниями, это учебное заведение, где есть свои атрибуты: звонок, урок, азбука и т.д. Для тех, кто учится сейчас, важны не только знания, но и «круг друзей», «встреча с друзьями», некоторые называют школу « домом», добавляя при этом: «второй»(дом) или дом «знаний» вместо учебного учреждения, отсутствуют отрицательные эмоции. У людей среднего возраста (20 –30 лет) появляется отрицательная ассоциация: они забывают о друзьях, об открытиях. Тем, кому за 40 лет, связывают школу прежде всего с молодостью, счастливыми годами своей жизни.
Диаграмма 1-А (10-17 лет).
Диаграмма 1 –Б (18-45 лет).
Диаграмма 1-В ( лет).
Итоговая диаграмма ( по возрасту).
Описание диаграммы по образованию. Для анализа взяли 3 самых частотных ответа в каждой группе. Получилось следующее: 1) у тех, кто обучается сейчас в школе, на первом месте ДРУЗЬЯ (29%), на втором – ЗНАНИЯ (23%); на третьем – ДОМ ( второй, знаний, жизни) – 17%. 2) у людей со средним и средне-специальным образованием школа - это УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (9 из 25 ответов -36%), на втором месте по частотности – ЗНАНИЯ (7 из %), на третьем месте АЗБУКА (3 из 25-8%); 3) у людей с высшим образованием совершенно другие ассоциации: из 8 опрошенных для 3 – это КОЛЛЕКТИВ (учителей, детей, учителей и детей -50%), для 3 – ДРУЖБА (37%), по 1 ответу- ЛЮБОВЬ, УЧРЕЖДЕНИЕ. Как видно из диаграмм, на характер ассоциаций влияет не только возраст, но и образование.
Диаграмма 2 –А ( по образованию)
Диаграмма 2 -Б
Ассоциации учащихся.
Лингвистический анализ ассоциаций. Наиболее распространённое деление ассоциаций на парадигматические и синтагматические. В нашем случае 68% - парадигматические (принадлежат к одной части речи), 32% - синтагматические (к разным). Род – вид: учебное заведение (род) – школа (вид). Синонимы: школа – дом знаний. Более точное наименование: школа с каруселью, место обучения
Итоги. Проведение свободного ассоциативного эксперимента позволяет не только изучить предмет речи с точки зрения языка, но с практической: выявить частотные ассоциации у носителей языка по любому слову, другими словами, из отдельных ассоциаций вырисовывается целая картина видения предмета речи.
Перспективы. 1. Признаки метода свободной ассоциации в составлении сканвордов ( зависимость слова - стимула и ассоциации к нему, т.е.лингвистический анализ). 2. Проведение несвободного ассоциативного эксперимента, например, со словосочетанием «современная школа» с целью сравнения результатов.